Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена.

Показатели качества

К показателям качества относятся следующие:

Безопасность - независимость от неприемлемого риска.

Безопасность товара - состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

Жизнеспособность - заложенное в конструкцию свойство объекта, которое гарантирует, что в течение технического ресурса вероятность критического отказа будет приемлемо низкой.

В рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта Российской Федерации подлежат обязательной сертификации товары народного потребления по следующим основным параметрам безопасности:

- электробезопасность;

- пожарная безопасность;

- электромагнитные излучения;

- акустические шумы и вибрации.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее использования, хранения, транспортирования или утилизации. При этом, поскольку необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров, изготовитель должен обеспечить изложение указанных правил н доступной фирме, и том числе с помощью общепринятых символов и термином. Указанные правила могут быть приведены в эксплуатационной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на самом изделии.

Комплексные показатели безопасности включают: травмоопасность; опасность поражения электрическим током; термическую опасность; пожаро- и взрывоопасность; химическую опасность; биологическую опасность; опасность излучений.

Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающею среду, возникающие на любой стадии жизненного цикла продукции.

Сюда относиться уровень опасных химических выделений, разрушающих механических воздействий на почву, излучений, концентрацию вредных веществ и отработавших газов, способность к образованию вредных продуктов распада, способность вредных веществ аккумулироваться в почве, возможность переноса вредных веществ.

Функциональные показатели характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие пригодность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Сущность продукции может быть раскрыта через ее физические, химические, механические, технологические и другие свойства.

Стандартизация - деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни, здоровья граждан, а также жизни и здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов;

- стимулирования научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- экономии и рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях;

- взаимозаменяемости продукции.

Надежность - это собирательный термин, используемый для описания характеристик готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

Надежность характеризуется показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Она используется только для общих описаний, когда не применяются количественные термины, и зависит от времени.

Эстетические показатели качества продукции предназначены для качественной и количественной оценки эстетической ценности изделий в зависимости от группы потребителей, конкретных условий потребления и назначения продукции. К показателям эстетичности относят художественную выразительность, рациональную организацию формы и целостность композиции.

Показатели технологичности характеризуют особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени на производство продукции и подготовку ее к использованию, техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и утилизацию. Показатели технологичности характеризуют материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость продукции.

Патентная чистота (юридическая безупречность) - юридическое свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.

Совместимость - пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Совместимыми должны быть оборудования и принадлежности к нему, системы электроснабжения здания и электрооборудования прибора и т.д. Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие.

В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах. Товары-заменители или субституты (от лат. substitutio — замена) - взаимозаменяемые товары или услуги, которыми можно заменить в процессе потребления данный товар или услугу. В случае, если товары являются субститутами, рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого товара. Товары считаются субститутами, если значение перекрёстной эластичноcти больше нуля. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Товары-заменители создают постоянную угрозу для товара, поскольку замещение всегда возможно. Данная опасность может возрасти, например, в результате технологических достижений, изменяющих отношение качество/цена заменителя по сравнению с существующим на рынке товаром.

16. Индивидуаль­ный и рыноч­ный спрос. Построение кривых.

. Индивидуальный и рыночный спрос . Микроэкономика. Экспресс-подготовка к экзамену.

В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос .

Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке. РЫНОЧНЫЙ СПРОСхарактеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса. Предположим, на рынке некоторого товара имеются только два потребителя. Линии их спроса изображены на рис. 2.1, а и б. Тогда рыночный спрос может быть охарактеризован линией на рис. 2.1,в. Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена. - student2.ru

Рис. 2.1. Линии индивидуального и рыночного спроса двух потребителей

Как видно, при цене, равной 25 ден. ед., спрос первого потребителя составит 50 единиц товара, спрос же второго потребителя равен нулю. Следовательно, точка К линии рыночного спроса с координатами, соответствующими цене и объему спроса первого потребителя, является точкой «перелома». Таким образом, осуществляетсягоризонтальное суммирование линий индивидуального спроса .

Следует отметить, что реально на рынке присутствуют не два потребителя, а сотни и тысячи. Это приводит к тому, что объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В этом случае точка перелома линии рыночного спроса отсутствует, и графически линия спроса изображается в виде кривой.

Заметим также, что кривая рыночного спроса обычно имеет меньший наклон, чем линии индивидуального спроса . Таким образом, при снижении цены товара объем рыночного спроса растет в большей мере, чем объем спроса отдельного потребителя. Причина этого заключается в том, что при значительном снижении цены начинают предъявлять спрос на товар и те категории потребителей, которые до этого не имели средств для его приобретения.

Эффекты изменений цен.

Определяется на основе кривой зависимости потребления конкретного тов. от его цены. В предпол-и, что доходы и предпочтения потребителя, а также цены на др. тов. постоянны. При этом гориз-я ось карты безразл-я данного потребителя хар-ет спрос на данный тов. (напр, промтовары), а верт-я – спрос на композитный тов. Допустим доход потребителя 2400 р/месяц, а цена композитного тов. 1 руб.Граф.На рис показаны 4 линии бюдж. огранич., соответст-им 4ем ценам на потребляемые ПТ 480, 240, 120, 80 р за одну штуку. При этом оптим-е кол-во покупаемых промтоваров составляет соответ-но 2, 7, 15, 20. Соединив эти точки оптимума на мн-ве кр. безразл. получаем линию РСС. Это и будет кривая зависим-ти потребления от цены тов. Х. Она хар-ет ряд оптим-х кол-в потреб-ния на карте безраз-я при разных ценах композитного тов. У. Для потр-ния с картой безразл-я снижение ср. цены ПТ смещает линию бюдж-го огранич-я вправо, давая возможность потр-лю покупать больше не только ПТ, но и композит. тов. Причем всякий раз,когда цена ПТ падает, потр-ль выбирает набор с их большим кол-вом, а сумма денег, расходуемых на комп. товар может увеличится.

18. Эффект дохо­да.

Необходимо учитывать два относительно самостоятельных эффекта, влияющих на выбор потребителя при изменении цен: Эффект дохода Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения.

Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

20. Потребитель­ский выигрыш и общее благосостояние.

Выигрыш потребителей

Любой потребитель хотел бы купить товар как можно дешевле, но для каждого из них существует максимальная цена, которую он согласен заплатить за товар, прежде чем вообще уйдет с рынка. Такая цена называется ценой спроса. Совокупность цен спроса всех потребителей образует кривую рыночного спроса.

Вместе с тем все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.

Поясним это примером. Пусть перед нами три любителя пива, каждый из которых желает выпить одну бутылку в день. Доходы, однако, у них разные, а потому первый любитель мог бы максимально заплатить за пиво 15 руб. Второй чуть беднее, и он не заплатит больше 12 руб. А доходы третьего не позволяют ему покупать пиво дороже, чем за 10 руб. Допустим, рыночная цена пива 10 руб. Тогда первый любитель выигрывает 5 руб. (10-5) на каждой бутылке, второй - 2 руб., а третий выигрыша не получает, ибо он реально платит ту максимальную сумму, которую в состоянии заплатить.

Предположим теперь, что потребителей очень много. Тогда геометрически выигрыш всех потребителей равен площади треугольника, ограниченного кривой спроса, линией рыночной цены и осью цен. В нашем примере это треугольник P*EM, где P* - рыночная цена.

Постулат Бентама, согласно которому общее благосостояние — это просто ариф-метическая сумма благосостоянии отдельных людей, обходит проблему сравнения

полезности для разных людей, поскольку рассматривается один-единственный слу-чай, при котором такое сравнение не вызывает трудностей.

21. Опти­мум по­треби­теля в условиях из­ме­нения цен и дохо­дов.

Оптимум потребителя в условиях изменения цен и доходов.На рис. 3.11 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе . При снижении Рх до Рх бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход . В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки Е в точку .Е^. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой Цена-потребление . Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров X в Y при изменении цены товара X.

Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена. - student2.ru

На основе кривой цена-потребление можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 3.11). Если потребитель покупает Х товара X при цене Рх и Хъ при цене Рх, то на основании этой ( и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены .

Рассмотрим теперь изменение оптимума потребителя при изменении его дохода ( цены и предпочтения остаются неизменными). С ростом дохода бюджетная линия KL смещается в положение KiLi и потребитель переходит на более высокую кривую безразличия U2U2 (рис. 3.12). Очевидно, что набор Е2 содержит большее количество товаров X и Y, чем набор Е.

Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена. - student2.ru

Соединяя все подобные точки, получим кривую GG, называемую кривой доход-потребление . Она представляет множество всех оптимальных наборов или комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и неизменном соотношении цен . Как видно из рис. 3.12, кривая доход-потребление имеет положительный наклон, с ростом дохода потребление обоих товаров X и Y увеличивается. Такие товары называются нормальными. На рис. 3.13 показана другая ситуация. Здесь кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон. С ростом дохода потребление одного товара увеличивается (У на рис. 3.13,а, X на рис. 3.13,б), тогда как другого сокращается (X на рис. 3.13,а, У на рис. 3.13,6). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; товар, потребление которого с ростом дохода возрастает, — качественным. Заметим, что товар Y является качественным и в ситуации, представленной на рис. 3.12, и в ситуации, представленной на рис. 3.13,а. Для их различения используется понятие высококачественный повар. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного товара снижается, можно определить высококачественный товар как такой, прирост расходов на который поглощает более 100% прироста дохода .

22. Эф­фект дохода и эффект заме­щения по Хиксу и Слуцкому.

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 3.16. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX иРY. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РXt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.

Признаки качества товара. Товары-заменители и товары-дополнители. Товар Гиффена. - student2.ru

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L▓, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления товара Х3-

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (отE1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Yотносительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 ≈ Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 ≈ Х3- Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.

Наши рекомендации