Рынки несовершенной конкуренции. Чистая монополия. Характерные черты рынков монополистической конкуренции и олигополии.
Несовершенная конкуренция определяется как рынок, на котором либо покупатели, либо продавцы имеют возможность воздействовать на рыночную цену.
Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. Ееосновными признаками являются:
- единственный продавец на рынке;
- продаваемый продукт уникален по своим характеристикам и не имеет близких аналогов;
- продавец осуществляет полный контроль над ценой товара и его объемом;
- «барьеры» для проникновения на рынок конкурентов практически непреодолимы.
Выделяют естественную и искусственную монополии. Естественная монополиясвязана с собственностью на редкие и уникальные природные ресурсы (земля и ее недра). В современных условиях к естественной монополии относятся отрасли, где конкуренция нецелесообразна и может привести к росту издержек и цен (городская инфраструктура: газо-, водо- и электроснабжение). В основном деятельность естественных монополий контролируется государством.
Возникновение искусственной монополии возможно в двух случаях: в результате кратковременного превышения спроса над предложением какого-либо товара или в результате сговора и подавления конкурентов с помощью искусственно созданных барьеров. В первом случае возникает случайная, или открытая, монополия, не защищенная ничем от вторжения на рынок других конкурентов, когда прибыльность данного рынка будет ими обнаружена. Монополия второго типа, или закрытая,возникает в условиях концентрации производства (поглощения мелких конкурентов крупными корпорациями) и установления искусственных барьеров для конкурентов в виде лицензий, патентов, установления авторских прав и т. д.
Монополии могут принимать различные организационные формы, в зависимости от степени концентрации капитала. Самая простая форма – картель – соглашение отдельных производителей, определяющих квоты выпуска продукции и осуществляющих раздел рынков сбыта. Более высокая форма концентрации – синдикат, в составе которого фирмы совместно осуществляют сбыт продукции. Трест – это более высокая форма концентрации капитала, предусматривает создание совместной собственности и общее управление производством.
В современных условиях наиболее распространенными формами крупных фирм являются концерны и конгломераты, капитал которых формируется на основе диверсификации производства, т. е. проникновения капитала в другие отрасли экономики.
Вторым типом рынка несовершенной конкуренции является олигополия. Его характерными признаками являются:
- наличие на рынке нескольких крупных фирм, каждая их которых контролирует значительную долю рынка;
- продукция фирм может быть как стандартизированной (рынок чистой олигополии),так и дифференцированной (рынок дифференцированной олигополии);
- существуют высокие входные барьеры в отрасль: проникновение на рынок новых конкурентов очень затруднительно, так как фирмы-олигополисты, как правило, вступают в негласный сговор при дележе рынка и при вытеснении новых конкурентов действуют очень согласованно;
- контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью фирм, внимательно следящих друг за другом и при малейшей возможности расширяющих рынок своего товара;
- имеет место как ценовая (рынок чистой олигополии), так и неценовая (рынок дифференцированной олигополии) конкуренция.
Примерами рынка олигополии является производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов, спортивного инвентаря и т. д.
Третьим типом рынка несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты как монополии, так и чистой конкуренции. Характерными чертами рынка монополистической конкуренции являются:
- наличие на рынке множества продавцов;
- вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей;
- на рынке представлены схожие товары (субституты), которые отличаются друг от друга отдельными качественными параметрами. Дифференциация товараявляется главным отличительным признаком этого рынка;
- контроль над ценой незначительный в силу ограниченности доли рынка отдельного производителя.
Менее распространены, но существуют и другие модели рынка – монопсония, олигопсония и двусторонняя монополия.
Монопсония – это рынок одного покупателя. Например, крупный завод в населенном пункте является практически единственным покупателем рабочей силы.
Олигопсония – это рынок нескольких крупных покупателей. Например, три или четыре фирмы нанимают большую часть работников на конкретном рынке труда.
Двусторонняя монополия – это рынок, на котором один покупатель противостоит одному продавцу. Эта ситуация характерна для рынка труда, когда в небольшом городке одна фирма является основным работодателем, а ей противостоит профсоюз работников.