Глава 5. монополия. рынки олигополии и монополистической конкуренции

5.1.Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы

5.2.Механизм господства и предел экономической эффективности монополий

5.3.Антимонопольное законодательство. Синтез монополии и конкуренции

Буквально слово "монополия" означает "един­ственный продавец". Но является ли некоторый про­давец единственным продавцом, зависит от того, сколь узко или широко мы определяем продукт. При доста­точно широком определении существует бесчисленное множество продавцов каждого продукта. Однако при достаточно узком определении продукт любого данного продавца отличается от продукта любого другого, и все продавцы оказываются монополистами...

Пол Хейне

Одним из закономерных следствий механизма совершен­ной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.

Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая ря­дом с ней и становящаяся ее антиподом.

Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, неограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.

Сегодня во многих странах функционируют три обладаю­щих рыночной властью структуры: монополия, олигополия, предприятия (структуры), формирующие монополистическую конкуренцию, представляющие базовую основу рынка несовер­шенной конкуренции.

Для современной России формирование и развитие меха­низмов не только совершенного, но и несовершенного рынка так­же весьма актуально.

В главе рассматриваются:

• монополия — сущность, области монополистического гос­подства;

• методики расчета индексов "рыночной концентрации";

• естественная, искусственная монополия;

• факторы монополистического господства;

• механизм монопольных цен;

• методы монополистического соперничества;

• формы монополистической конкуренции;

• трансформация форм интегрированного капитала;

• антимонопольное законодательство, синтез монополии и конкуренции.

Рынок несовершенной конкуренции: понятие, экономические формы

Как следует из предыдущей главы, рынок совершенной конкуренции — продукт достаточно невысокого уровня обще­ственного развития, показавший свою ограниченность и преде­лы уже во второй половине XIX в. Объективный процесс воз­никновения и развития монополий и в последующем — вмеша­тельства государства в экономику привел к переходу от рынка совершенной к рынку несовершенной, т. е. ограниченной, кон­куренции. Поэтому важно понять суть и механизмы монополии, ее рыночной власти, чтобы оценить степень, уровень ограниче­ния ею конкурентного механизма.

Монополия — сущность, области монополистического господства.

Рыночная власть

Монополия (в пер. с греч. "monos" — один, единственный, "poleo" — продаю) — один, господствующий на рынке, что пре­допределено, как правило, соответствующей позицией в произ­водстве товара (услуги) обладающих исключительным правом производства, торговли, промысла государства, компании и. т. д.

Господствующее положение на рынке распространяется, как правило, на определенное рыночное пространство — кон­кретный товар, или группу товаров, определенную ассортимен­тную группу, продукцию какой-либо отрасли, или конкретный рынок — местный, национальный, рынок какой-либо конкрет­ной страны или ряда стран, международный рынок, может быть рынок функциональной направленности — в области здравоох­ранения, образования и т. д.

Сфера контролируемого монополией рыночного простран­ства определяет область монополистического господства, ре­гулируемого монополией, своеобразную область "рыночной вла­сти" монополии.

Различают четыре вида монопольного (господствующего) положения:

• монополия,

• олигополия,

• монопсония,

• олигопсония.

В совокупности они формируют рыночное пространство продавцов и покупателей.

Рыночное пространство продавцов представляют две структуры:

1.монополия — рыночное пространство одного продавца,

2.олигополия — рыночное пространство нескольких про­давцов.

Рыночное пространство покупателей также представляют
две структуры:

1.монопсония — рыночное пространство одного покупателя,

2.олигопсония — рыночное пространство нескольких по­купателей.

глава 5. монополия. рынки олигополии и монополистической конкуренции - student2.ru

Многообразие неоднородных монополистических структур с различным уровнем "рыночной концентрации" свидетельству­ет о том, что в понятии "монополия" есть доля условности, свя­занная с фактором господствующего положения (господству­ющих условий) на рынке, поскольку "господство" не всегда аб­солютно и не всегда предполагает сосредоточение рыночной власти только в одних руках (например — олигополия, оли­гопсония).

"Чистая монополия", как и "чистая конкуренция" — тео­ретические абстракции, выражающие две полярные рыночные ситуации, два логических предела, позволяющие сформулиро­вать условия рационального поведения субъектов рынка, стре­мящихся к максимизации получаемого эффекта.

В действительности, степень абсолютизации того и другого механизмов ограничена альтернативными механизмами. Вме­сте с тем, в отдельных случаях степень абсолютизации меха­низмов монополии или конкуренции может быть достаточно высокой.

Поскольку различие уровней "рыночной власти» оказыва­ет влияние на экономическое положение участников, суще­ственное значение имеет исследование проблемы уровня «ры­ночной концентрации".

Выделяются три направления исследований:

• концентрации "рыночной власти" монополией (теория Лернера);

• концентрации "рыночной власти" и стратегического поведения фирм при олигополии (теории Нэша, Курно);

• концентрации рыночных долей крупнейших и всех про­давцов, действующих на рынке товаров в условиях монополис­тической конкуренции (индекс концентрации CRm, теория Херфиндаля-Хиршмана).

Исследование проблемы концентрации «рыночной власти» позволило сделать вывод, что монополия стремится к макси­мизации прибыли не на единицу продукции, а ее массы. При этом поскольку рост цен не беспределен, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на ее про­дукцию. На основании обстоятельного исследования пробле­мы в 1934 г. А. П. Лернер предложил обосновывающий пози­цию индекс, получивший название «лернеровского индекса монопольной власти»:

глава 5. монополия. рынки олигополии и монополистической конкуренции - student2.ru

Один из наиболее распространенных в экономике олигополистический рынок, на котором действует ряд фирм, ориенти­рован на стратегическое поведение каждого участника. При этом поскольку в конкретных условиях на рынке может действовать два, три и более участников, важно определить «рациональные» позиции каждого.

В условиях конкурирования на рынке двух участников име­ет место количественная олигополия. Исследовавший модель (дуополия Курно) французский экономист и математик А. Курно (1938) выявил, что при производстве одинакового продукта и равных предельных издержках стратегическая переменная ориентирована на объем выпуска, максимизирующий прибыль компании.

При большем количестве участников стратегия выбирает­ся с учетом базовых позиций, особенностей каждого участника. Исследователи пришли к выводу, что взаимодействие фирм на олигополистическом рынке можно рассматривать как игру, в которой с учетом различия позиций при рациональном поведе­нии, ориентированном на выбор эффективных стратегических комбинаций, возможна максимизация результата. При этом воз­можен ряд ориентиров: на поддержание или нарушение квоты с целью получения доминирующей стратегии, ценового лидер­ства и пр.

Для ограничения монополистических позиций и монополь­ного поведения определяются индексы концентрации.

В частности, индекс концентрации CRm показывает сум­му рыночных долей m крупнейших продавцов на рынке товара:

глава 5. монополия. рынки олигополии и монополистической конкуренции - student2.ru

Для определения индекса концентрации товара на рын­ке необходимо ранжирование всех участников по их рыноч­ным долям в убывающем порядке - от максимальной к минимальной. Индекс концентрации рассчитывается нарастаю­щим итогом.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана характеризует рыночную долю всех продавцов, действующих на рынке товаров.

При этом на основании данных об удельном весе продук­ции фирмы в отрасли все фирмы ранжируются по удельному весу выпускаемой продукции, после чего определяется доля интересующей.

глава 5. монополия. рынки олигополии и монополистической конкуренции - student2.ru

Естественная, искусственная монополии

По происхождению выделяют два основных вида монопо­лии:

• естественную;

• искусственную.

Естественная монополия представляет состояние товарно­го рынка, при котором:

1) удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства (существенным снижением издержек производ­ства на единицу товара по мере увеличения объема производства);

2) товары, произведенные субъектом естественной монопо­лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары есте­ственных монополий в меньшей мере зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Возникает и существует прежде всего:

в отраслях и сферах деятельности, которые основывают­ся на монополии невоспроизводимых естественных факторов (производство и переработка газа, нефти и т. д.);

• в структурах, которые образуют единую в масштабе на­циональной экономики инфраструктуру, выступающую в форме "сосудистой" системы этого организма — железнодо­рожный транспорт, связь и т. д.;

Действие Федерального закона "О естественных монополи­ях" от 17 августа 1995 г. распространяется на строго опре­деленные сферы хозяйствования:

1) транспортировку нефти и нефтепродуктов по магист­ральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопрово­дам и предоставление услуг по их передаче;

2) железнодорожные перевозки, услуги транспортных тер­миналов, портов, аэропортов;

3) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Регулирование деятельности субъектов естественных мо­нополий складывается из:

1) ценового регулирования, осуществляемого посредством определения (установления) цен, (тарифов) или их предельно­го уровня;

2) определения потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребности в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

С естественной монополией устанавливается публичный договор, который предусматривает, что цена и другие условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом или иным правовым актом не предусмот­рено предоставление льгот для отдельных категорий потреби­телей.

Искусственная монополия — это своего рода "рукотвор­ная" монополия, создаваемая путем объединения в одних руках производственной и иной деятельности с целью получения сверхприбыли.

1 Дж. Нейман и О. Моргенштерн "Теория игр и экономическое пове­дение" (1944); Джон Нэш, Джон Харсани (США), Рейнхард Зельтен (Гер­мания) — Лауреаты Нобелевская премия 1994 г. за применение в эконо­мических исследованиях теории игр.

Можно выделить две важнейшие сферы монополистичес­кого господства:

1) монополистическую деятельность государственных ор­ганов и органов местного самоуправления;

2) монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов (промышленной, торговой и других сфер).

Монополистическая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в ряде случаев требует аб­солютной монополизации осуществляемой деятельности, поэто­му выступает в форме своеобразной абсолютной монополии. Это относится:

• к особым отраслям и видам производства, которые явля­ются источником доходов государства и которые необходимо держать под государственным контролем, например произ­водство драгоценных металлов, алкогольной продукции и др.;

• к сферам, где недопустимо или нежелательно развитие конкуренции (на Западе, в частности, из конкурентной сферы исключено коммунальное хозяйство в целях обеспечения опре­деленного уровня жизни населения);

• к деятельности важнейших международных организа­ций — финансовых, торговых и т. д.

Здесь имеет место особый порядок регулирования и цено­образования, соответствующий интересам национальной эконо­мики.

Вместе с тем государственная деятельность может осуще­ствляться в ряду других, не выступать в форме "абсолютной" мо­нополии. Это относится, в частности, к отдельным производственным структурам, производящим важную с позиций националь­ной экономики, но не прибыльную продукцию сферы научно-тех­нического прогресса и т. д. В ряде случаев государство может выступать сособственником монополистических образований.

Монополистическая деятельность хозяйствующих субъек­тов промышленной, торговой и других сфер достаточно много­гранна. Ее побудительным мотивом выступает монопольно высокая прибыль, имеющая два важнейших источника форми­рования.

Первый связан с затратами труда на производство про­дукции, его стоимостью, которая в связи с технико-технологическими преимуществами монополии обнаруживает тенденцию к более низкому уровню по сравнению с немонополизированными структурами;

Второй — с перераспределением стоимости между раз­личными предприятиями, входящими в монополию, и аутсай­дерами (не входящими в монополию предприятиями), является следствием экономической власти монополий, позволяющей им перераспределять прибыль в свою пользу.

Развитие монополитического капитала связано с формиро­ванием следующих основных форм искусственных монополий:

• картелей;

• синдикатов;

• трестов;

• концернов;

• конгломератов.

Картель — это форма объединения, при которой участни­ки "соглашения" сохраняют производственную самостоя­тельность (собственность на средства производства и продук­ты производственной деятельности), вместе с тем договарива­ются о квотах — количестве производимой продукции, раз­деле рынков сбыта, уровне цен. По ряду экономических и поли­тических соображений, о которых будет сказано далее, в насто­ящее время многие соглашения не только не фиксируются в письменной, но в законодательном порядке ограничиваются или запрещаются и в устной форме.

Синдикат — объединение имеющих производственную не­зависимость участников соглашения, организующих совмест­ный сбыт готовой продукции через специально созданную синдикатскую контору.

Трест — интегрирует (объединяет) собственность на средства производства и готовую продукцию, управление ими.

В современных условиях значительная часть характери­зуемых объединений трансформировалась в закрытые или от­крытые акционерные общества.

Концерн — как правило, диверсифицированный (многоот­раслевой) комплекс формально независимых предприятий раз­личных сфер экономики — промышленных, банковских, торго­вых, транспортных и др., находящихся под финансовым конт­ролем головной (держательской) холдинг-компании, сосредо­точивающей у себя акции компании. Многие концерны опира­ются на густую сеть мелких и средних предприятий, разбро­санных по разным странам мира, капиталами которых можно гибко маневрировать, направляя их в наиболее доходные отрас­ли экономики. В настоящее время это развитая форма хозяй­ственных объединений.

Конгломераты (от лат. conglomerates скученный, уплот­ненный) — крупные объединения промышленных, банковских и прочих структур, формируемые ради уменьшения риска убытков от конъюнктурных, структурных и циклических ко­лебаний, имеющие высокий уровень децентрализации управ­ления, "скрепленные" узами финансового и административного контроля.

В современных условиях лидирующими являются объеди­нения, базирующиеся на диверсифицированном производстве, мобильно реагирующие на изменения потребительского спроса.

Легальная монополия

Важную роль в условиях развитости компьютерной техники, информационных технологий, актуализации интеллектуаль­ной собственности играет особый вид монополии — легальная монополия, распространяемая на специфические объекты сферы деятельности. Право определяет порядок пользования ее объектами.

В сферу правового регулирование легальной монополии входят:

• патентная система;

• авторские права;

• товарные знаки, знаки обслуживания.

Законодательство, с одной стороны, защищает авторские имущественные права, с другой — определяет порядок исполь­зования а) изобретений, промышленных образцов; б) произведе­ний науки,- литературы, искусства; в) товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товара и др.

В современных условиях за объектами легальной монополии довольно часто скрываются большие деньги, связанные, напри­мер, с противоречащим правовым нормам нелегальным исполь­зованием товарных знаков, тиражированием и распространени­ем в нелегальном обороте в больших количествах видео- аудио­продукции и т. д., все это при неуплате налогов. В этих условиях важно воспрепятствовать возможности ухода предприятий в те­невой бизнес. При этом необходима ориентация на ряд условий:

1) производство продукции должно быть разрешено и ле­гализовано;

2) продукция учтена;

3) хозяйственная деятельность ориентирована на механиз­мы налогообложения.

Проблема легальной монополии сегодня становится одной из актуальнейших экономических проблем.

Наши рекомендации