Тема 17. Труд и предпринимательская способность

Студент должен знать:

Понятие трудовых ресурсов и трудового потенциала. Заработная плата. Теоретические подходы к рынку труда: неоклассики, кейнсианцы, монетаристы, марксисты, институционалисты, контрактная модель, концепция гибкого рынка.

Уметь:

анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

уметь применять их для объяснения конкретных ситуаций,

Иметь представление:

Повременная и сдельная заработная плата. Типы систем заработной платы.

Спрос на труд и его предложение в условиях совершенной конкуренции. Понятие трудовых ресурсов и трудового потенциала. Заработная плата. Экономическая природа спроса фирмы на труд. Особенности предложения рабочей силы. Влияние демографических, географических и производственных факторов на предложение рабочей силы.

Теоретические подходы к рынку труда: неоклассики, кейнсианцы, монетаристы, марксисты, институционалисты, контрактная модель, концепция гибкого рынка.

Факторы несовершенства конкуренции на рынке труда. Политика фирм в области заработной платы. Экономическая деятельность профсоюзов в сфере занятости населения и формирования ставок заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Повременная и сдельная заработная плата. Типы систем заработной платы.

Причины дифференциации заработной платы. Компенсирующие различия и дискриминация на рынке труда. Государственное регулирование рынка рабочей силы. Минимум зарплаты. Теория человеческого капитала.

Тема 18. Безработица

Студент должен знать:

Занятость и безработица. Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественная и вынужденная безработица. Институты рынка труда и динамика совокупного предложения.

Уметь:

анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

уметь применять их для объяснения конкретных ситуаций,

Иметь представление:

Биржи труда и направления их деятельности. Кадровая работа.

Занятость и безработица. Уровень и продолжительность безработицы.

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Естественная и вынужденная безработица.

Параметры, определяющие уровень естественной безработицы: миграционные и демографические факторы; различия в темпах экономического роста по секторам; влиятельность профсоюзов и страхование и др. Измерение уровня естественной безработицы.

Вынужденная безработица и ее формы. Общественные издержки структурной, циклической, скрытой безработицы. Институты рынка труда я динамика совокупного предложения.

Динамика общественного производства и взаимосвязь инфляции и безработицы. Закон Оукена. Взаимосвязь динамики производства и занятости в переходной российской экономике. Государственная политика занятости. Биржи труда и направления их деятельности. Кадровая работа.

Тема 19. Теория ренты

Студент должен знать:

Понятие земли как особого средства производства. Понятие ренты. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2

Уметь:

анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

уметь применять их для объяснения конкретных ситуаций,

Иметь представление:

Земля как фактор производства. Цена земли.

Понятие земли как особого средства производства. Полный собственник и собственник по потреблению.

Понятие ренты. Чистая экономическая рента. Капитализация чистой экономической ренты. Дифференциальная и инфрамаржинальная рента. Дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2.

Квазирента и монопольная рента.

Земля как фактор производства. Цена земли. Земельная рента. Различия в производительности земли. Альтернативное землепользование. Методы регулирования земельного рынка. Аренда земли.

Тема 20. Инвестиции

Студент должен знать:

Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности. Проектный анализ. Разновидности капитала и инвестиций. Налоги и субсидии.

Уметь:

анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

уметь применять их для объяснения конкретных ситуаций,

Иметь представление:

Инвестиционные решения домохозяйств и фирм как функция процентной ставки. Равенство сбережений и инвестиций.

Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности. Анализ инвестиций: анализ динамики инвестиций, анализ структуры инвестиций, анализ доходности.

Проектный анализ. Направления проектного анализа: технический, коммерческий, институциональный, социально-культурный, анализ окружающей среды, финансовый анализ, экономический анализ. Техника проектного анализа.

Разновидности капитала и инвестиций. Сбережения и инвестиции. Измерение инвестиционных расходов. Производственная функция в базовой теории инвестиций. Инвестиционные решения домашнего хозяйства. Роль ожиданий в инвестиционном процессе домохозяйств. Инвестиционные решения фирм. Налоги и субсидии.

Сбережения и инвестиции в кейнсианской модели равновесия дохода. "Крест" Кейнса. Эмпирический анализ инвестиционных расходов. Теория мультипликатора. Принцип акселерации. Потенциальный уровень производства, инфляционный и рецессионный разрывы. Графический анализ в теории мультипликатора.

Инвестиционные решения домохозяйств и фирм как функция процентной ставки. Равенство сбережений и инвестиций. Макроэкономическое равновесие товарных рынков. Модель IS.

Тема 21. Бизнес-план.

Студент должен знать:

Цель и ценность бизнес-плана. Структура и состав бизнес-плана.

Уметь:

анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

уметь применять их для объяснения конкретных ситуаций,

Иметь представление:

Варианты применения бизнес-плана в отраслях экономики. Особенности бизнес-планирования крупного и малого бизнеса.

Цель и ценность бизнес-плана. Титульный лист. Вводная часть. Анализ положения дел в отрасли. Сущность предлагаемого проекта. производственный план.

План маркетинга. Организационный план. Оценка риска. Финансовый план. Приложения.

Варианты применения бизнес-плана в отраслях экономики. особенности бизнес-планирования крупного и малого бизнеса.

Наши рекомендации