Предпринимательская способность.

И 2 вопрос

Задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

  • он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;
  • он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;
  • он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Экономика – сложная система, имеющая несколько уровней. Хотя все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы, принципы функционирования семейных хозяйств, предприятий и отраслей отличаются от законов развития экономики в целом. В этой связи экономическая теория исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на разных уровнях.

  • Микроэкономика исследует интересы субъектов хозяйствования, предпринимателей, бизнесменов, работников, их потребности и мотивы, рыночный спрос и поведение потребителей и т.д. Иначе говоря, микроэкономика имеет дело с законами функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике, изучает цены и объемы производства продукции на отдельных рынках, факторы спроса и предложения отдельных товаров, особенности поведения фирм в условиях разных типов рыночных структур.
  • Макроэкономика исследует систему хозяйствования в национальной экономике в целом, рассматривает совокупные агрегированные показатели дохода, занятости, динамики цен, определяет направления экономической политики государства. Она оперирует такими категориями, как совокупный спрос и совокупное предложение, национальный доход, финансовая система, инфляция, государственный бюджет, макроэкономические пропорции и их регулирование.
  • Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно) предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе.
  • Мегаэкономика, или супермакроэкономика (мировая экономика) – исследует важнейшие формы международных экономических отношений (непосредственно международное производство, миграция рабочей силы, миграция капитала, международные валютные отношения, международная торговля).

При исследовании экономических явлений, процессов используются позитивный и нормативный анализ. Соответственно, различают позитивную и нормативную экономику. Если позитивная экономика изучает явления так, как они есть (или то, что есть в действительности, фактическое состояние дел), то нормативная экономика предполагает наличие оценочных суждений, представлений о том, как должно быть.

Пример позитивного (фактического) утверждения: "Если курс доллара возрастет, это будет способствовать росту экспорта". Пример нормативного (оценочного) утверждения: "Стипендии студентов не должны быть ниже уровня прожиточного минимума".

См. об этом подробнее: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С. 23.

Оценочные суждения (нормативный подход) реализуются в ходе выработки государственной экономической политики. Экономическая политика олицетворяет оценочные суждения людей о том, какой должна быть экономика, какие цели должны быть достигнуты. Среди экономических целей наиболее часто указывают следующие:

  • полная занятость,
  • экономический рост,
  • экономическая эффективность,
  • стабильный уровень цен,
  • экономическая свобода,
  • справедливость распределения доходов,
  • экономическая обеспеченность,
  • торговый баланс.

Вопрос

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.(физиологические, потребности безопасности, самореализации и т.д.)

Экономические ресурсы — это все природные, людские и капитальные ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Они включают большой круг объектов, поэтому возникает необходимость в простейшей классификации этих ресурсов:

1) материальные ресурсы — земля и капитал;

2) людские ресурсы — труд и предпринимательская способность.

Земля.

К понятию «земля» относятся все природные ресурсы, которые приемлемы в производственном процессе. В эту категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Капитал.

Понятие «капитал» охватывает все средства производства: машины, оборудование, инструменты, фабрично-заводские здания, транспортные средства, сбытовая сеть, т.е. все

Труд.

Труд — это целесообразная, осознанная деятельность людей, направленная на достижение результата.

.

Предпринимательская способность.

Предпринимательская способность – особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Вопрос

Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Фундаментальные вопросы экономики: Что, Как и для Кого производить, с целью достижения вышеперечисленных целей, по разному решаются в различных экономических системах.

Вопрос

Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Данная категория имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом.

К важнейшим функциям рынка относят:

1) Ценообразующую функцию. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно значимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях конъюнктуры.

2) Регулирующую функцию. Данная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные Самуэльсоном: что производить?, для кого производить?, как производить?.

3 Информационную функцию. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.

4) Санирующую функцию. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, напротив дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству Самуэльсона, в США от трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. В условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы естественный отбор прекратился.

5) Посредническую функцию. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1) по экономическому назначению объектов:

· рынки благ и услуг;

· рынки средств производства;

· рынки ценных бумаг;

· рынки рабочей силы;

· рынки валюты и т.д.;

2)
по широте охвата:

· локальные;

· национальные;

· международные;

3) по видам субъектов рыночных отношений:

· потребительский рынок;

· рынок товаров промышленного назначения;

· рынок государственных учреждений;

· рынок оптовой торговли.

Вопрос

Задача инструментального хозяйства - своевременное изготовление и обеспечение производства высокопроизводительными и экономичными инструментами и технологической оснасткой, а также поддержание их в работоспособном состоянии в период эксплуатации.

Работа по обеспечению инструментами и технологической оснасткой выполняется подразделениями инструментального хозяйства и ведется по двум направлениям:
- инструментальное производство;
- инструментальное обслуживание.

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют

· издержки сбора и обработки информации,

· издержки проведения переговоров и принятия решений,

· издержки контроля

Вопрос

К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:

1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальному распределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсы на производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любых реальных потребностей.

2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.

3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов.

4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечения научно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии и т.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.

5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.д.

«фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Таким образом, «провалы» (фиаско) обычно подразумевают государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений, с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Вопрос

Товарное производство - такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продукты.

Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: рост квалификации и умения работников, а также изобретение машин, которые облегчают и сокращают труд, позволяют одному человеку выполнять работу нескольких. Увеличение выпуска благ на специализированном предприятии создает возможность и необходимость обменивать излишнее их количество на большую массу других полезных вещей.

Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит, как правило, за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство - обмен - потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Именно через рыночный обмен устанавливаются экономические отношения между производителями и потребителями товаров.

Основу экономики образуют два фундаментальных положения: безграничность материальных потребностей общества (его индивидов и институтов) и ограниченность экономических ресурсов, т.е. средств для производства товаров и услуг. Потребители желают приобрести и использовать товары и услуги, удовлетворить свои потребности в них. Перечень таких товаров и услуг поразительно широк, и он непрерывно приумножается. Материальные потребности, подобно кроликам, обладают высоким коэффициентом воспроизводства. И в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие общество, испытывают множество неудовлетворенных потребностей.

Вопрос

Спросом называется общий объем продаж товара или услуги, который будет куплен по конкретной цене за определенный период.

Спрос выражается в денежной форме и определяется потребителем, согласным купить товар или услугу но определенной цене.

Важным элементом рынка, учитываемым в коммерческой деятельности, является среда, в которой совершается процесс купли- продажи товаров. Среда может быть: открытой или закрытой, конкурентной или регулируемой.

Открытая рыночная среда - это условия, обеспечивающие свободное вхождение предприятий на рынок и выход из него. В такой среде практически нет препятствий для организации коммерческой деятельности предприятиями на определенном товарном рынке (продовольственном, мебели и т.д.) или на определенной территории.

Закрытая рыночная среда обусловливается различными нормативными актами, которые создают препятствия для вхождения новых предприятий на рынок: соответствующие законы: системы квотирования и лицензирования, таможенные барьеры и др. Практически во всех развитых экономиках в отношении отечественных товаропроизводителей и коммерческих структур действует механизм государственного протекционизма.

Конкурентная рыночная среда предполагает наличие множества мелких и средних предприятий-продавцов и покупателей, обеспечивающих свободу выбора товаров, а также условия для свободной конкуренции. Такая рыночная среда позволяет выравнивать спрос и предложение, формировать цены, приближенные к стоимости товара. Эта среда наиболее благоприятна для коммерческой деятельности.

Регулируемая внешняя среда — это среда, в которой государство создает жесткую планово-распределительную систему, посредством которой регламентируются практически все стороны деятельности предприятия. В этой среде проявляется только распределительно-обменная функция коммерческой деятельности при практическом отсутствии коммерческою риска и коммерческого успеха. Конкурентами выступают покупатели.

Наши рекомендации