РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.

Формирование феодальных отношений в Королевстве Франков (VI-IX вв.). Развитие отношений собственности у франков. Марка – сельская община. Отличие родовой общины от сельской. «Военная демократия» у франков. Возникновение феодального землевладения. Общинная и частная собственность. Аллод. Бенефиций. Возникновение вассальных отношений. Хозяйство франков. Натуральный характер хозяйства. Феод. Феодальная раздробленность – закономерный итог вассальных отношений.

Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма (XI-XV вв.). Трехполье. Влияние крестовых походов на развитие сельского хозяйства. Ликвидация крепостнических отношений. Замена натурального оброка денежным. Переход к феодализму во Франции. Феодальные отношения в Англии и зависимость их от двух завоеваний. Феодальная раздробленность в Германии. Рост товарного производства. Феодальный способ производства.

Особенности раннего европейского феодализма. Средневековый город. Особенности ремесленного производства. Торговля.

Гибель феодализма и переход к капитализму в Европе. Предпосылки Великие географических открытий и их экономические последствия.

Экономическое развитие Киевской Руси. Первобытное хозяйство восточных славян и его разложение. Подсечно-огневое земледелие. Родовая патриархальная община. Городища. Переложная и двухпольная система земледелия. Переход от родовой общины к сельской (вервь и мир). Выделение военной верхушки. «Военная демократия» у славян.

Формирование феодализма в Киевской Руси. Старшая и младшая дружины. Полюдье. Кормление. Феодальная зависимость. Феодальная рента на Руси. Земледелие – основа хозяйства Руси. Ремесло и торговля. Особенности ремесленного производства на Руси. Артели и подряды. Посады.

Экономические особенности и последствия феодальной раздробленности на Руси.

Особенности развития феодального хозяйства России в XV-XVII вв. Объединение русских княжеств. Переход к поместью и его последствия. Выделение слоя служилых дворян. Вотчинные и поместные владения. Особенности лужения государству. Закрепощение крестьян. Причины установления крепостного права на Руси.

Государственный характер экономики на Руси. Государственная промышленность и рождение мануфактуры на Руси (XV-XVI вв.). Образование всероссийского рынка. Возникновение капиталистических элементов в России.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: родовая община; сельская община (марка); феодальная собственность на землю; феодальный способ производства; аллод; бенефиций; феод; натуральный характер хозяйства; феодальная раздробленность; вотчины; поместья; «военная демократия»; цеховое ремесло; купеческие гильдии; ярмарки; вотчина; поместье; всероссийский рынок; «Великие географические открытия».

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Назовите экономические и социально-политические основы формирования феодальной хозяйственной системы.
  2. Что такое «аллод», «бенефиций», «феод» и в чем состоит разница между ними?
  3. Какие формы зависимости крестьянина от феодала существовали в средние века?
  4. Дайте определение натурального хозяйства.
  5. Каковы были причины утверждения феодального поместья в качестве главной организующей основы общества?
  6. Назовите основные отрасли аграрной экономики.
  7. Каковы были причины роста средневековых городов в Европе?
  8. Определите экономическую роль средневековых городов.
  9. Назовите основные формы феодального землевладения в России?
  10. Какие торгово-ремесленные центры существовали в Московской Руси?
  11. Когда началось формирование всероссийского рынка?
  12. Назовите причины и последствия «Великих географических открытий»?

РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке. (Экономическое развитие советского СССР (1917-1980-е гг.)).

Приход большевиков к власти в России. Первые экономические мероприятия большевиков. Декрет о земле. Социалистическая революция в деревне. Коммуны. Национализация банков, транспорта и промышленности. Этапы национализации промышленности. Создание органов управления экономикой. ВСНХ.

Политика военного коммунизма. Предпосылки введения. Сельское хозяйство и продразверстка. Промышленность в годы проведения политики «военного коммунизма»: национализация промышленности, централизация управления экономикой, внеэкономические методы хозяйствования. «Главкизм». Мероприятия политики военного коммунизма в сфере промышленного производства. Налоговая политика «военного коммунизма» Система чрезвычайных налогов. Денежная эмиссия. Ликвидация товарно-денежных отношений.

План ГОЭЛРО – первый этап социалистической индустриализации.

Предпосылки НЭП. Восстановление сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства. Организационная перестройка и восстановление промышленности. Частное предпринимательство. Концессии. Хозрасчет. Переход от главков к трестам и синдикатам. Организация Госплана. Единый годовой план промышленности и строительства. Восстановление легкой промышленности.

Торговля и финансы в период НЭП. Три сектора в торговле: капиталистический, кооперативный и государственный. Денежная реформа 1922 г. Восстановление кредитных учреждений. Итоги НЭП.

Экономика СССР в годы первых пятилеток. Социалистическая индустриализация: задачи и итоги. Переход к административным методам управления экономикой. 1929 г. – год «великого перелома». Ускоренный вариант индустриализации. Централизованная распределительная система. Отказ от рынка. Переход к командно-административной системе.

Промышленное развитие в годы первых пятилеток. Создание новых отраслей промышленности. Причины роста военного производства.

Коллективизация сельского хозяйства: причины, ход, итоги. Результаты массовой принудительной коллективизации. Раскулачивание.

Экономика СССР в период Великой Отечественной войны. Мобилизация и эвакуация промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы. Военные заказы. Развитие военной промышленности. Транспортная система в годы войны. Состояние сельского хозяйства и его функционирование в годы войны.

Восстановление и развитие хозяйства в 1946-1959 гг. Последствия войны и темпы их ликвидации. Перевод предприятий на выпуск мирной продукции. Задачи первой послевоенной пятилетки и ее итоги. Состояние и развитие сельскохозяйственного производства. Экономические реформы Н.С.Хрущева. «Золотой век» командно-административной системы. Реформа управления промышленностью и строительством 1957 г. и причины ее неудачи. Экономическая реформа 1965 г. Формирование застойных явлений в экономике: причины и последствия. «Перестройка» и экономика.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: национализация земли; национализация промышленности; централизация управления экономикой; политика военного коммунизма; Новая экономическая политика; командная экономика (административно-командная система); перспективное планирование; пятилетний план; индустриализация, коллективизация; эвакуация промышленности; командно-административная система; застой; ускорение социально-экономического развития.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. В чем состоит суть политики военного коммунизма, проводимой большевиками в годы гражданской войны?
  2. Назовите причины введения, цели, основные мероприятия Новой экономической политики?
  3. Что такое индустриализация?
  4. Назовите причины и последствия проведения коллективизации?
  5. В чем суть административно-командной системы управления?
  6. Какие задачи были поставлены перед страной в годы первых пятилеток?
  7. Назовите итоги первых пятилеток?
  8. Какое влияние оказала Великая Отечественная война на экономику СССР?
  9. Каковы особенности послевоенной экономической политики государства?
  10. Назовите основные направления хозяйственного развития в 1950-1960-е годы.
  11. В чем состояли основные цели и последствия экономической реформы 1965 г.?
  12. Объясните причины формирования застойных явлений в экономике во второй половине 1970-х – первой половине 1980-х гг.

5. Используемые образовательные технологии

Лекции с проблемным изложением, аналитическое обобщение.

Доля занятий с использованием активных методов составляет 50%.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль

Текущий контроль рекомендуется осуществлять в соответствии с разработанной рейтинговой системой по дисциплине:

Контрольные мероприятия по дисциплине Количество баллов Разделы и темы дисциплины
1. Выполнение таблицы «Сопоставление основных черт азиатского и античного способов производства»   0-5 Раздел 1, тема 1
2. Тестирование по терминам и понятиям темы   0-5 Раздел 2, тема 1
3. Выполнение таблицы «Великие географические открытия: побудительные мотивы, условия, события, последствия»   0-5 Раздел 3, тема 1
4. Выполнение таблицы «Этапы становления капиталистических отношений в странах Европы»   0-5 Раздел 4, тема 1
5. Составление словаря основных терминов и понятий 0-5  
Итого:  

6.2. Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля:

1. Образцы таблиц и контрольных заданий см. в таблице 4.3. «Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание»

2. Тестирование по теме: Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма

1. Развитие монополистических объединений на рубеже XIX-XX вв. было вызвано:

а) изменением законодательства

б) развитием мировой торговли

в) концентрацией и централизацией производства и капитала

г) развитием внутриотраслевого разделения труда

2. Основными чертами, не характерными для экономики развитых стран на рубеже XIX-ХХ вв., являлись:

а) монополизация экономики

б) формирование финансового капитала

в) крупная фабричная промышленность

г) формирование международных монополий

3. Финансовый капитал – это:

а) капитал крупных банков

б) капитал, вложенный в промышленные монополии

в) слияние банковского и промышленного капиталов

г) капитал иностранных банков

4. На быстрые темпы экономического развития США на рубеже XIX-XX вв. не повлияла:

а) Гражданская война 1861-1865 гг.

б) значительные природные ресурсы

в) накопление капитала и приток иностранной рабочей силы

г) политика меркантилизма

5. Первые монополии в США сформировались:

а) в автомобильной промышленности

б) в сталелитейной промышленности

в) в нефтяной промышленности

г) в тракторостроении

6. Быстрому экономическому развитию Германии в последней трети XIX в. способствовало:

а) политическое объединение страны

б) существование таможенных пошлин

в) развитие международных экономических связей

г) политика меркантилизма

7. Наиболее быстрые темпы развития акционерного капитала в Германии были характерны:

а) для горной промышленности

б) для текстильной промышленности

в) для пищевой промышленности

г) для сельского хозяйства

8. Особенностью монополизации экономики Германии явилось формирование монополий преимущественно в форме:

а) трестов

б) картелей и синдикатов

в) концернов

г) трестов и синдикатов

9. Особенностью развития аграрных отношений в сельском хозяйстве Германии на рубеже XIX-XX вв. являлось:

а) развитие крупных крестьянских хозяйств

б) освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землей

в) ликвидация крупной земельной собственности

г) освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли

10. На рубеже XIX-XX вв. Англия по темпам экономического развития занимала:

а) первое место в мире

б) уступала только США

в) уступала США и Германии

г) уступала США и Франции

11. Для экономического развития Англии на рубеже XIX-XX вв. было характерно:

а) физическое и моральное старение материальной базы производства

б) более позднее проведение промышленного переворота

в) использование капиталов преимущественно в форме ссудного капитала

г) быстрое техническое перевооружение промышленности

12. Монополистические объединения в Англии быстрее всего начинают формироваться в:

а) текстильной промышленности

б) химической промышленности

в) в сфере обращения

г) в строительстве дорог

13. Лидером по экспорту капитала в начале ХХ в. была:

а) Англия

б) Франция

в) США

г) Германия

14. Для экономического развития Франции на рубеже XIX-ХХ вв. было не характерно:

а) ограниченность сырьевой базы

б) преимущественное инвестирование капиталов в промышленность

в) низкий научно-технический уровень промышленного потенциала

г) преимущественное вложение капиталов в финансовую сферу

15. Наиболее типичными формами монополистических объединений во Франции были:

а) тресты и синдикаты

б) картели и синдикаты

в) концерны

г) концерны и картели

16. Важнейшей особенностью экономического развития Франции на рубеже XIX-XX вв. являлся:

а) высокий уровень развития сельского хозяйства

б) преимущественно крупные масштабы производства

в) ростовщический характер экономики

г) быстрая реконструкция материальной базы производства

17. На рубеже XIX-XX вв. «мировым ростовщиком» была:

а) Англия

б) Германия

в) Франция

г) США

18. Капиталистическая перестройка экономки Японии началась:

а) в 60-х гг. XIX в.

б) в 80-х гг. XIX в.

в) в 90-х гг. XIX в.

г) в начале ХХ в.

19. Для периода Мейдзи в Японии было характерно:

а) укрепление феодальной экономки

б) сохранение ограничений на занятия и профессии

в) завершение объединения страны

г) невмешательства государства в экономику

20. В конце XIX в. государство в Японии:

а) формировало общенациональные программы развития

б) не привлекало средства госбюджета для стимулирования экономического роста

в) активно строило промышленные предприятия

г) не использовало иностранные технологии

Примерная тематика рефератов, эссе, докладов

Не предусмотрено.

Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания

Курсовая работа не предусмотрена.

6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – проработка конспекта предыдущей лекции

для выработки системного знания предмета;

- в подготовке к семинарским занятиям по основным и дополнительным источникам

литературы;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине: подготовка таблиц и выполнение тестовых заданий;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным

пособиям: составление конспектов и развернутых планов-конспектов;

- в подготовке рефератов.

Промежуточный контроль

Образцы тестов, заданий

1. Тренировочный тест:

Необходимые пояснения: цель тренировочных тестов:

· выявить уровень подготовки студента по дисциплине для проведения зачета;

· осуществление самоконтроля знаний самим студентом.

Основными объектами проверки знаний в ходе тестирования являются:

· знание историко-экономических фактов, терминов, причинно-следственных связей, хронологической последовательности событий.

Тип заданий тестов:с выбором ответа – один верный ответ из трех предложенных.

1. Сильной стороной цивилизационного подхода можно считать:

а) существование четких критериев цивилизации

б) использование сравнительно-исторического метода исследования

в) приоритетное внимание к способу производства

2. Укажите термины, которые соответствуют формационному подходу в изучении истории:

а) этногенез и пассионарность

б) базис и надстройка

в) творческое меньшинство и нетворческое большинство

3. Укажите одну из социально-экономических формаций:

а) феодальная

б) мануфактурная

в) индустриальная

4. Укажите самый длительный период в истории человечества:

а) первобытность

б) античность

в) Новое время

5. Укажите понятие, не соответствующее каменному веку:

а) земледелие

б) государство

в) родовая община

6. Особенностью цивилизации Древнего Востока считается:

а) коллективизм, подавляющий личность

б) свобода индивидуума

в) слабость государственной власти

7. К особенностям античной цивилизации можно отнести:

а) жесткий бюрократический контроль над жизнью общества

б) поощрение активной деятельности человека

в) отсутствие института частной собственности

8. Полис как специфическая форма государственного устройства возник:

а) в Вавилоне

б) в Риме

в) в Греции

9. С каким изменением в технологии производства связано создание огромных империй древности:

а) с изобретением лука

б) с использованием бронзы

в) с использованием железа

10. Неолитическая революция – это…

а) освоение человеком земледелия и скотоводства

б) переход от матриархата к патриархату

в) переход от производящих форм хозяйства к присваивающим

11. Укажите характерную черту средневековой Европы:

а) индустриальный тип общества

б) ведущая роль городов в экономической жизни

в) господство натурального хозяйства

12. В государствах средневекового Востока:

а) коллективизм уступил место индивидуализму

б) сохранились черты традиционного общества

в) матриархат сменился патриархатом

13. Какой процесс был связан со становлением индустриальной цивилизации в XVI-XIX вв.:

а) быстрый рост знаний о природе и обществе

б) сосредоточение основного экономического богатства в руках дворянства

в) рост церковного землевладения

14. Укажите одну из характерных черт западноевропейской мануфактуры:

а) использование машин в производстве

б) значительная доля принудительного труда

в) участие работника в определенном этапе производства

15. «Революция Мейдзи» в Японии ознаменовала собой:

а) переход власти от императора к Сегуну

б) начало модернизации страны

в) победу консервативной бюрократии

15. Промышленный переворот начался:

а) с изобретение парового двигателя

б) с промышленного использования электричества

в) с внедрения машин в текстильное производство

16. Изобретенная Т.Хайсом ватермашина была предназначена для:

а) прядения нити

б) перекачки воды

в) штамповки деталей

17.Какой принципиально новый тип двигателя был изобретен в конце XVIII в.:

а) паровой двигатель

б) водяной двигатель

в) двигатель внутреннего сгорания

18.В начале ХХ в. самые обширные колониальные владения принадлежали:

а) США

б) Германии

в) Великобритании

19. Какое изменение стало наблюдаться в развитии капиталистических держав на рубеже XIX-XX вв.:

а) вывоз товаров начинает преобладать над вывозом капиталов

б) возрастает роль свободной конкуренции

в) банковский капитал сращивается с промышленным

20. Какой фактор способствовал бурному экономическому росту Германии в начале ХХ в.:

а) своевременное внедрение новейших технологий в производство

б) обширная колониальная система

в) вековое лидерство на мировом рынке

21. Какие отрасли на рубеже XIX-XX вв. были наиболее важны для индустриального развития государств:

а) ткацкая и прядильная

б) угледобывающая и углеперерабатывающая

в) химическая и электроэнергетическая

22. Развитие какой отрасли на рубеже XIX-XX вв. способствовало резкому увеличению объемов производства зерна:

а) судостроительной

б) химической

в) металлургической

23. Экономическому росту США в начале ХХ в. способствовало:

а) ограничение свободной конкуренции

б) сокращение притока эмигрантов

в) государственное регулирование экономики

24. Какое из указанных изобретений, повлиявших на ход научно-технической революции во второй половине ХХ в., было сделано раньше других:

а) компьютер

б) лазер

в) транзистор

2. Вопросы к итоговому письменному опросу (по содержанию лекций):

Введение

1. Что лежит в основе формационного подхода?

2. На чем основывается теория общественно-экономических формаций или что лежит в основе каждой

формации?

3. Назовите основные общественно-экономические формации?

4. Что лежит в основе цивилизационного подхода?

5. Назовите три основных типа организации общества с точки зрения цивилизационного подхода.

6. Дайте определение понятию «индустриальное общество».

7. Продолжите ряды условной структурной схемы социально-экономического развития человеческого

общества. Например:

перовобытно-общинная обществено-экономическая формация – патриархально-пастушеский способ производства

рабовладельческая (античная) формация – …………………………..

…………………………–деспотический общинно-государственный способ производства

феодальная формация–…………………………………………

……………………………–капиталистический и социалистический способы производства

8. С чего начинается история экономики?

9. Назовите основные этапы разделения труда. В какой период времени это произошло?

10. Что означает понятие «неолитическая революция»?

11. Выберите основные этапы и технологические достижения «неолитической революции» -

а) добыча огня

б) обжиг глиняной посуды

в) переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине

г) начало обработки земли (земледелие)

д) разделение на охотников и собирателей

е) изобретение лука и стрел

ж) доместикация растений и животных

з) строительство глинобитных жилищ

и) формирование мышления, языка

12. Что означало для развития человечества открытие железа?

13. Закончите фразу: «овладение огнем окончательно отделило человека от ………………………….».

Наши рекомендации