Место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Б1. В.5

Направление подготовки 080100.01 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятия и предпринимательская деятельность

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

  Очное обучение
Курс
Триместр 1.3
Лекции
Практические (семинарские занятия)
Самостоятельная работа
Всего часов
Курсовая работа -
Зачет (триместр) 1.3
Экзамен (триместр) -

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и политологии

« ___ » _____________ 20___ г. Протокол № ____

Заведующий кафедрой

«Коммерция и предпринимательство»

«_____» _________________ 201__ г. ___________________ Драчева С.Н.

(подпись)

Рабочая программа согласована

Декан ЭФ

« _____» _________________ 201__ г. ____________________ Саркисян Л.Ю.

(подпись)

Чита 2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.01 Экономика, профиль Экономика предприятий и предпринимательская деятельность

Автор: Мезенцева И.В., доцент кафедры История и политология, кандидат исторических наук

Рецензент: Прокопьев В.Н., доцент кафедры Экономическая теория, кандидат экономических наук

1. Цели освоения дисциплины

Главная цель изучения дисциплины «История экономики» - сформировать у студентов целостный и системный взгляд на экономическое развитие стран мира в историческом аспекте, выработать у них навыки исторического подхода к анализу экономической действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История экономики» является составной частью современного образования. Имеет большое значение для профессиональной и специальной подготовки бакалавров, так как предметом ее изучения является хозяйственная деятельность народов, стран, континентов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, то есть во всех ее формах и структурных проявлениях. Дисциплина «История экономики» имеет важное дополняющее значение в изучении цикла дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Культурология», «Политология». В тесном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-3 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4   способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможность их развития в будущем
ОК-6 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-11 (частично) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ОК-3.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-3:

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

Вид и форма промежуточной аттестации

Промежуточный контроль проводится в форме консультационного собеседования, фронтального опроса по вопросам для самоконтроля на семинарских занятиях и во время консультаций (по темам для самостоятельного изучения).

Темы для самостоятельного изучения:

Текущий контроль

Текущий контроль рекомендуется осуществлять в соответствии с разработанной рейтинговой системой по дисциплине:

Контрольные мероприятия по дисциплине Количество баллов Разделы и темы дисциплины
1. Выполнение таблицы «Сопоставление основных черт азиатского и античного способов производства»   0-5 Раздел 1, тема 1
2. Тестирование по терминам и понятиям темы   0-5 Раздел 2, тема 1
3. Выполнение таблицы «Великие географические открытия: побудительные мотивы, условия, события, последствия»   0-5 Раздел 3, тема 1
4. Выполнение таблицы «Этапы становления капиталистических отношений в странах Европы»   0-5 Раздел 4, тема 1
5. Составление словаря основных терминов и понятий 0-5  
Итого:  


6.2. Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля:

1. Образцы таблиц и контрольных заданий см. в таблице 4.3. «Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание»

2. Тестирование по теме: Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма

1. Развитие монополистических объединений на рубеже XIX-XX вв. было вызвано:

а) изменением законодательства

б) развитием мировой торговли

в) концентрацией и централизацией производства и капитала

г) развитием внутриотраслевого разделения труда

2. Основными чертами, не характерными для экономики развитых стран на рубеже XIX-ХХ вв., являлись:

а) монополизация экономики

б) формирование финансового капитала

в) крупная фабричная промышленность

г) формирование международных монополий

3. Финансовый капитал – это:

а) капитал крупных банков

б) капитал, вложенный в промышленные монополии

в) слияние банковского и промышленного капиталов

г) капитал иностранных банков

4. На быстрые темпы экономического развития США на рубеже XIX-XX вв. не повлияла:

а) Гражданская война 1861-1865 гг.

б) значительные природные ресурсы

в) накопление капитала и приток иностранной рабочей силы

г) политика меркантилизма

5. Первые монополии в США сформировались:

а) в автомобильной промышленности

б) в сталелитейной промышленности

в) в нефтяной промышленности

г) в тракторостроении

6. Быстрому экономическому развитию Германии в последней трети XIX в. способствовало:

а) политическое объединение страны

б) существование таможенных пошлин

в) развитие международных экономических связей

г) политика меркантилизма

7. Наиболее быстрые темпы развития акционерного капитала в Германии были характерны:

а) для горной промышленности

б) для текстильной промышленности

в) для пищевой промышленности

г) для сельского хозяйства

8. Особенностью монополизации экономики Германии явилось формирование монополий преимущественно в форме:

а) трестов

б) картелей и синдикатов

в) концернов

г) трестов и синдикатов

9. Особенностью развития аграрных отношений в сельском хозяйстве Германии на рубеже XIX-XX вв. являлось:

а) развитие крупных крестьянских хозяйств

б) освобождение крестьян от крепостной зависимости и наделение их землей

в) ликвидация крупной земельной собственности

г) освобождение крестьян от крепостной зависимости, но без земли

10. На рубеже XIX-XX вв. Англия по темпам экономического развития занимала:

а) первое место в мире

б) уступала только США

в) уступала США и Германии

г) уступала США и Франции

11. Для экономического развития Англии на рубеже XIX-XX вв. было характерно:

а) физическое и моральное старение материальной базы производства

б) более позднее проведение промышленного переворота

в) использование капиталов преимущественно в форме ссудного капитала

г) быстрое техническое перевооружение промышленности

12. Монополистические объединения в Англии быстрее всего начинают формироваться в:

а) текстильной промышленности

б) химической промышленности

в) в сфере обращения

г) в строительстве дорог

13. Лидером по экспорту капитала в начале ХХ в. была:

а) Англия

б) Франция

в) США

г) Германия

14. Для экономического развития Франции на рубеже XIX-ХХ вв. было не характерно:

а) ограниченность сырьевой базы

б) преимущественное инвестирование капиталов в промышленность

в) низкий научно-технический уровень промышленного потенциала

г) преимущественное вложение капиталов в финансовую сферу

15. Наиболее типичными формами монополистических объединений во Франции были:

а) тресты и синдикаты

б) картели и синдикаты

в) концерны

г) концерны и картели

16. Важнейшей особенностью экономического развития Франции на рубеже XIX-XX вв. являлся:

а) высокий уровень развития сельского хозяйства

б) преимущественно крупные масштабы производства

в) ростовщический характер экономики

г) быстрая реконструкция материальной базы производства

17. На рубеже XIX-XX вв. «мировым ростовщиком» была:

а) Англия

б) Германия

в) Франция

г) США

18. Капиталистическая перестройка экономки Японии началась:

а) в 60-х гг. XIX в.

б) в 80-х гг. XIX в.

в) в 90-х гг. XIX в.

г) в начале ХХ в.

19. Для периода Мейдзи в Японии было характерно:

а) укрепление феодальной экономки

б) сохранение ограничений на занятия и профессии

в) завершение объединения страны

г) невмешательства государства в экономику

20. В конце XIX в. государство в Японии:

а) формировало общенациональные программы развития

б) не привлекало средства госбюджета для стимулирования экономического роста

в) активно строило промышленные предприятия

г) не использовало иностранные технологии

Примерная тематика рефератов, эссе, докладов

Не предусмотрено.

Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания

Курсовая работа не предусмотрена.

6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – проработка конспекта предыдущей лекции

для выработки системного знания предмета;

- в подготовке к семинарским занятиям по основным и дополнительным источникам

литературы;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине: подготовка таблиц и выполнение тестовых заданий;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным

пособиям: составление конспектов и развернутых планов-конспектов;

- в подготовке рефератов.

Промежуточный контроль

Образцы тестов, заданий

1. Тренировочный тест:

Необходимые пояснения: цель тренировочных тестов:

· выявить уровень подготовки студента по дисциплине для проведения зачета;

· осуществление самоконтроля знаний самим студентом.

Основными объектами проверки знаний в ходе тестирования являются:

· знание историко-экономических фактов, терминов, причинно-следственных связей, хронологической последовательности событий.

Тип заданий тестов:с выбором ответа – один верный ответ из трех предложенных.

1. Сильной стороной цивилизационного подхода можно считать:

а) существование четких критериев цивилизации

б) использование сравнительно-исторического метода исследования

в) приоритетное внимание к способу производства

2. Укажите термины, которые соответствуют формационному подходу в изучении истории:

а) этногенез и пассионарность

б) базис и надстройка

в) творческое меньшинство и нетворческое большинство

3. Укажите одну из социально-экономических формаций:

а) феодальная

б) мануфактурная

в) индустриальная

4. Укажите самый длительный период в истории человечества:

а) первобытность

б) античность

в) Новое время

5. Укажите понятие, не соответствующее каменному веку:

а) земледелие

б) государство

в) родовая община

6. Особенностью цивилизации Древнего Востока считается:

а) коллективизм, подавляющий личность

б) свобода индивидуума

в) слабость государственной власти

7. К особенностям античной цивилизации можно отнести:

а) жесткий бюрократический контроль над жизнью общества

б) поощрение активной деятельности человека

в) отсутствие института частной собственности

8. Полис как специфическая форма государственного устройства возник:

а) в Вавилоне

б) в Риме

в) в Греции

9. С каким изменением в технологии производства связано создание огромных империй древности:

а) с изобретением лука

б) с использованием бронзы

в) с использованием железа

10. Неолитическая революция – это…

а) освоение человеком земледелия и скотоводства

б) переход от матриархата к патриархату

в) переход от производящих форм хозяйства к присваивающим

11. Укажите характерную черту средневековой Европы:

а) индустриальный тип общества

б) ведущая роль городов в экономической жизни

в) господство натурального хозяйства

12. В государствах средневекового Востока:

а) коллективизм уступил место индивидуализму

б) сохранились черты традиционного общества

в) матриархат сменился патриархатом

13. Какой процесс был связан со становлением индустриальной цивилизации в XVI-XIX вв.:

а) быстрый рост знаний о природе и обществе

б) сосредоточение основного экономического богатства в руках дворянства

в) рост церковного землевладения

14. Укажите одну из характерных черт западноевропейской мануфактуры:

а) использование машин в производстве

б) значительная доля принудительного труда

в) участие работника в определенном этапе производства

15. «Революция Мейдзи» в Японии ознаменовала собой:

а) переход власти от императора к Сегуну

б) начало модернизации страны

в) победу консервативной бюрократии

15. Промышленный переворот начался:

а) с изобретение парового двигателя

б) с промышленного использования электричества

в) с внедрения машин в текстильное производство

16. Изобретенная Т.Хайсом ватермашина была предназначена для:

а) прядения нити

б) перекачки воды

в) штамповки деталей

17.Какой принципиально новый тип двигателя был изобретен в конце XVIII в.:

а) паровой двигатель

б) водяной двигатель

в) двигатель внутреннего сгорания

18.В начале ХХ в. самые обширные колониальные владения принадлежали:

а) США

б) Германии

в) Великобритании

19. Какое изменение стало наблюдаться в развитии капиталистических держав на рубеже XIX-XX вв.:

а) вывоз товаров начинает преобладать над вывозом капиталов

б) возрастает роль свободной конкуренции

в) банковский капитал сращивается с промышленным

20. Какой фактор способствовал бурному экономическому росту Германии в начале ХХ в.:

а) своевременное внедрение новейших технологий в производство

б) обширная колониальная система

в) вековое лидерство на мировом рынке

21. Какие отрасли на рубеже XIX-XX вв. были наиболее важны для индустриального развития государств:

а) ткацкая и прядильная

б) угледобывающая и углеперерабатывающая

в) химическая и электроэнергетическая

22. Развитие какой отрасли на рубеже XIX-XX вв. способствовало резкому увеличению объемов производства зерна:

а) судостроительной

б) химической

в) металлургической

23. Экономическому росту США в начале ХХ в. способствовало:

а) ограничение свободной конкуренции

б) сокращение притока эмигрантов

в) государственное регулирование экономики

24. Какое из указанных изобретений, повлиявших на ход научно-технической революции во второй половине ХХ в., было сделано раньше других:

а) компьютер

б) лазер

в) транзистор

2. Вопросы к итоговому письменному опросу (по содержанию лекций):

Введение

1. Что лежит в основе формационного подхода?

2. На чем основывается теория общественно-экономических формаций или что лежит в основе каждой

формации?

3. Назовите основные общественно-экономические формации?

4. Что лежит в основе цивилизационного подхода?

5. Назовите три основных типа организации общества с точки зрения цивилизационного подхода.

6. Дайте определение понятию «индустриальное общество».

7. Продолжите ряды условной структурной схемы социально-экономического развития человеческого

общества. Например:

перовобытно-общинная обществено-экономическая формация – патриархально-пастушеский способ производства

рабовладельческая (античная) формация – …………………………..

…………………………–деспотический общинно-государственный способ производства

феодальная формация–…………………………………………

……………………………–капиталистический и социалистический способы производства

8. С чего начинается история экономики?

9. Назовите основные этапы разделения труда. В какой период времени это произошло?

10. Что означает понятие «неолитическая революция»?

11. Выберите основные этапы и технологические достижения «неолитической революции» -

а) добыча огня

б) обжиг глиняной посуды

в) переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине

г) начало обработки земли (земледелие)

д) разделение на охотников и собирателей

е) изобретение лука и стрел

ж) доместикация растений и животных

з) строительство глинобитных жилищ

и) формирование мышления, языка

12. Что означало для развития человечества открытие железа?

13. Закончите фразу: «овладение огнем окончательно отделило человека от ………………………….».

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ Б1. В.5

Направление подготовки 080100.01 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятия и предпринимательская деятельность

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

  Очное обучение
Курс
Триместр 1.3
Лекции
Практические (семинарские занятия)
Самостоятельная работа
Всего часов
Курсовая работа -
Зачет (триместр) 1.3
Экзамен (триместр) -

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и политологии

« ___ » _____________ 20___ г. Протокол № ____

Заведующий кафедрой

«Коммерция и предпринимательство»

«_____» _________________ 201__ г. ___________________ Драчева С.Н.

(подпись)

Рабочая программа согласована

Декан ЭФ

« _____» _________________ 201__ г. ____________________ Саркисян Л.Ю.

(подпись)

Чита 2012

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.01 Экономика, профиль Экономика предприятий и предпринимательская деятельность

Автор: Мезенцева И.В., доцент кафедры История и политология, кандидат исторических наук

Рецензент: Прокопьев В.Н., доцент кафедры Экономическая теория, кандидат экономических наук

1. Цели освоения дисциплины

Главная цель изучения дисциплины «История экономики» - сформировать у студентов целостный и системный взгляд на экономическое развитие стран мира в историческом аспекте, выработать у них навыки исторического подхода к анализу экономической действительности.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История экономики» является составной частью современного образования. Имеет большое значение для профессиональной и специальной подготовки бакалавров, так как предметом ее изучения является хозяйственная деятельность народов, стран, континентов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, то есть во всех ее формах и структурных проявлениях. Дисциплина «История экономики» имеет важное дополняющее значение в изучении цикла дисциплин вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Культурология», «Политология». В тесном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-3 способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире
ОК-4   способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможность их развития в будущем
ОК-6 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-11 (частично) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ОК-3.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-3:

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса;

место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире

Уровень усвоения Признаки проявления
Продвинутый (91-100 баллов) Свободно ориентируется в исторических тенденциях и этапах мирового экономического развития. Способен к анализу и обобщению причинно-следственных связей основных экономических событий и процессов мировой и отечественной истории. Владеет понятийным аппаратом дисциплины. Способен к выражению собственной точки зрения и отношения к историческому прошлому, с уважением относится к социально-экономическому опыту предшествующих поколений. Сформировано умение использовать полученные знания, самостоятельно извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию в разнообразном потоке историко-публицистической литературы.
Базовый (71-90 баллов) Имеет представление об основных исторических тенденциях и особенностях мирового экономического развития. Способен к анализу и оценке фактов, явлений и событий через раскрытие причинно-следственных связей между ними. Владеет понятийным аппаратом и навыками изучения специальной научной литературы, периодических изданий и систематического пополнения своих знаний.
Минимальный (41-70 баллов) Имеет общее представление об основных исторических тенденциях, этапах и особенностях мирового экономического развития. Обладает знанием дат, событий, основных понятий. Обладает сформированным пониманием роли России в мировом историческом процессе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- закономерности, этапы, основные события и процессы мировой и отечественной экономической

истории

уметь:

- обобщать опыт хозяйственного развития;

- критически и нравственно оценивать средства и результаты социально- экономических

преобразований, реформирования экономики.

- применять понятийно-категориальный аппарат;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие

в обществе

- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного

уровня

владеть:

- навыками выражения своих мыслей и мнения;

- навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

4.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая Самостоятельную работу студентов и ее трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинары Самост. работа
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Предистория развития экономики. Неолитическая революция – первый прогресс человечества. 1.3                
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. 1.3       Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ II. Западноевропейский феодализм.8
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). 1.3       Тестирование
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы). 1.3       Проверка составления таблицы, словаря терминов и понятий
  РАЗДЕЛ V. Мировая экономика в период перехода к империализму.
5.1 Тема 4. Экономика ведущих стран мира в эпоху становления империализма. 1.3   Тестирование
  РАЗДЕЛ VI. Экономическое развитие ведущих капиталистических стран мира в ХХ веке.
6.1 Тема 5. Экономическое развитие ведущих стран мира в ХХ веке (становление и последствия регулируемой экономики между двумя мировыми войнами). 1.3 Фронтальный опрос
  Итого:    

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
  Введение. Предмет изучения. Характеристика основных научных концепций изучения историко-экономического развития человечества. Экономическая история – основа истории человечества. Что такое «история экономики». Основные этапы экономической истории. Палеолит – открытие огня. Переход от первобытного стада к матриархальной родовой общине. Первое разделение труда. Мезолит и неолит – камень и глина. Переход к патриархату. Выделение человека из животного мира. «Неолитическая революция» - рождение земледелия и скотоводства. Переход от добывающего хозяйства к производящему. Бронзовый век – период рождения государства, классов, цивилизации. Открытие меди и бронзы. Овладение основами металлургии. «Железная революция» - появление железных орудий труда. Возникновение прибавочного продукта. Периодизация экономической истории и ее страноведческие особенности. Формационный и цивилизационный подходы. Предмет экономической истории – динамика изменения экономических условий существования общества и закономерности этих изменений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: процесс развития человеческого общества; история экономики; предмет истории экономики; экономическое развитие; прибавочный продукт; товар и рыночные отношения; каменный век; бронзовый век, железный век; присваивающее хозяйство; производящее хозяйство; первое общественное разделение труда; второе общественное разделение труда, «неолитическая революция».
  РАЗДЕЛ I. Азиатский способ производства и античное рабовладение.
1.1 Тема 1. Две модели хозяйственного развития: азиатский способ производства и античное хозяйство. Особенности экономического развития стран Древнего Востока. Первые государства, первые очаги цивилизации. Общинные отношения. Отличия государств Древнего Востока от античных рабовладельческих государств. Азиатский способ производства и его основные черты. Складывание централизованной государственной системы хозяйства. Древний Египет – классический пример государства азиатского типа. Античное рабовладение. Экономическое развитие Древней Греции. Полисы. «Военная демократия». Основные занятия – виноградорство и скотоводство. Применение труда рабов в ремесле. Торговля и колонии (Херсонес, Пантикапей и др.). Экономическое развитие Древнего Рима. Возникновение государства и период республики. Городское хозяйство, ремесло и торговля. Римская империя. Переход от крестьянских хозяйств к крупным рабовладельческим хозяйствам (специализированные и товарные). Применение труда рабов – строительство и горное дело. Торговля в Древнем Риме. Кризис рабовладельческой системы. Зарождение феодальных отношений. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: прибавочный продукт; поливное (ирригационное) земледелие; азиатский способ производства; «восточная деспотия»; государственная собственность; государственные (общественные) работы; военная демократия; эксплуатация; раб; рабский труд; полис; автаркия; эргастерия; колонизация; вилла, латифундия; пекулий, колон.
  РАЗДЕЛ III. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому.
3.1 Тема 2. Переход от феодального хозяйства к капиталистическому (XV-XVIII вв.) (предпосылки возникновения индустриальной экономики). Переход от феодализма к капитализму в Западной Европе (XVI-XVII вв.). Эпоха первоначального накопления. Что такое первоначальное накопление? Характерные черты перехода от феодализма к капитализму. Первоначальное накопление в Англии. Мануфактура и ее составные части. Капиталистическая эксплуатация и разделение труда. Централизованная и рассеянная мануфактуры. Переход от индивидуального производства к массовому. Разорение крестьян и превращение их в рабочих. «Огораживание». Колониальная политика и монопольная торговля как важнейшие источники накопления капиталов. Эпоха буржуазных революций в Европе. Английская буржуазная революция 1648 г. и ее особенности. Особенности феодального хозяйства Японии и его разложение. Мануфактурный период в России (первая четверть XVIII в.). Экономические реформы Петра I. Российский протекционизм. Особенности первоначального накопления в России. Крепостная мануфактура. Виды мануфактур в России. Казенные, посессионные, вотчинные и купеческие мануфактуры и их особенности. Политика государства в области промышленности. Цикличность экономического развития в России. Политика Петра I в сельском хозяйстве. Финансы и торговля. Налоговая политика Петра I: подворная и подушная подати. Особенности периода первоначального накопления в России. Переплетение феодальных и капиталистических элементов в экономике. Кризис феодально-крепостнической системы в промышленности и сельском хозяйстве. Ликвидация крепостного права как проявление кризиса феодально-крепостнической системы. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: кризис феодально-крепостнической системы; огораживание; мануфактура; централизованная мануфактура; рассеянная мануфактура; разделение труда; капиталистическая эксплуатация; крепостная мануфактура; первоначальное накопление; первоначальное накопление капитала; наемный труд; банковский капитал; протекционизм; меркантилизм.
  РАЗДЕЛ IV. Развитие мирового капиталистического хозяйства. Эпоха промышленного переворота.
4.1 Тема 3. Эпоха промышленного переворота и развитие мирового капиталистического хозяйства (XIX-XX вв.) (становление и развитие индустриальной хозяйственной системы) Промышленный переворот. Изменения в технологии производства и в общественных отношениях. Формирование классового общества как итог промышленного переворота. Изобретение Кэя в текстильной промышленности. Создание прядильной машины. Изобретение парового двигателя. Последствия промышленного переворота. Экономический подъем в Англии (XIX в.). Англия – «фабрика мира». Англия – крупнейшая колониальная держава мира. Развитие капитализма во Франции на протяжении XVIII в. Ростовщичество. Ростовщический характер первоначального накопления во Франции. Великая французская революция и ее экономические преобразования. Ликвидация феодальных отношений. Решение аграрного вопроса. Особенности промышленного переворота во Франции. Ростовщический характер французского капитализма. Франция – лидер процесса слияния банковского капитала с промышленным. Образование финансового капитала. Франция – международный банкир и «мировой ростовщик». Развитие капитализма в Германии. Причины экономической отсталости в XVII в. Запоздалый процесс первоначального накопления (XIX в.). Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (индустриализации) в Германии. Грюндерство. Государство и экономика. Милитаризация экономики. Развитие капитализма в США. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Особенности промышленного переворота (конец XVIII в.). Развитие капитализма в России. Феодально-крепостнические пережитки в сельском хозяйстве. Общинная собственность на землю. Расслоение крестьянства – начало перехода к капиталистическим отношениям. Развитие капитализма в промышленности. Отмена крепостного права как толчок к вступлению России в стадию промышленного переворота. Промышленный подъем 1890-х гг. в России. Развитие капитализма в Японии. Революция Мейдзи. Аграрная реформа 1872-1837 гг. Ликвидация государственной собственности на землю. Ликвидация основы азиатского способа производства. Промышленный переворот в Японии (70-е гг. XIX в.). Создание фабрично-заводской промышленности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: промышленный капитализм; промышленный переворот (промышленная революция); индустриальный тип производства; свободная торговля; рынок рабо

Наши рекомендации