Тема 10. Западноевропейский образовательный дискурс XIX в. в контексте философии немецкого идеализма

Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. «Элементарные» способности человеческой природы в их отношении к новоевропейской дилемме сенсуализма и нативизма. Лейбницевская версия нативизма и кантовский трансцендентализм как философские основания теории «элементарного образования». Психологизация принципа природосообразности. Идея приоритета «духовного развития» перед «приобретением знаний». Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта. «Математическая психология» И.Ф. Гербарта как основание его педагогической теории. Гербартовская механика «представлений» в контексте «монадологии» Г.В. Лейбница. Развитие «многостороннего интереса» как основная задача дидактики. Идея дошкольного образования Ф. Фребеля. Идея воспитания ребенка как экстериоризации и дифференциации скрытых и синкретических природных задатков в контексте «философии тождества» Ф.В. Шеллинга. Философские аспекты педагогики Ф.А.В. Дистервега. Принципы природосообразности и наглядности в интерпретации А. Дистервега. Влияние кантовского трансцендентализма. Принцип культуросообразности. Теория воспитания как «теория возбуждения задатков». «Самодеятельность» как средство и результат образования. Обусловленность дидактических законов исследованием человеческих задатков в педагогике А. Дистервега.


Тема 11. Ведущие направления в западной педагогике и философии образования XX в.

Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления в оппозиции к традиционному образованию. Опыт и эксперимент как основополагающие понятия педагогики и философии образования Дж. Дьюи. Идея интеграции образования и производства. Проблема ценностно-целевых оснований педагогики в философии образования Дж. Дьюи. Педагогические идеи Э. Торндайка в контексте психологии бихевиоризма. Социальная педагогика и проблема самоидентификации педагогики как науки. Критика Э. Дюркгеймом естественного воспитания, основанного на психологии индивида. Необходимость историзма в науке о воспитании, обусловленность ценностно-целевых оснований педагогики социальными структурами как принципы социальной педагогики Э. Дюркгейма. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Критика экспериментально-психологической педагогики. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера в контексте идеи «гражданского образования». Миссия образования в философском дискурсе XX в. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. «Здравый смысл» (bon sens) как преодоление образовательного интеллектуализма. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образование» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание» и «знание ради господства». Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии. Тезис Ж.П. Сартра: «Человек есть не что иное, как его проект самого себя». Постмодернистская деконструкция образования. Программа «дескуляризации общества» А. Иллича. Критика образования как репрессивного социального института в философии М.Фуко.

Тема 14. Развитие отечественного образования в современных условиях.

Тенденции, перспективы, проблемы, направления развития теории и практики воспитания. Кризис современной отечественной системы образования. Социально-философские аспекты профессионального и гуманитарного образования в контексте экономического развития регионов России. Особенности модернизации образования в регионах в контексте Болонского соглашения и глобализации. Роль образования в инновационном развитии регионов в условиях глобализации и Болонского соглашения. Национальная безопасность России в условиях трансформации отечественного образования. Интеграция отечественной и мировой образовательных систем

ТЕМАТИКА И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Философия образования: статус, проблемы, перспективы.

1. Философия образования как междисциплинарная интегративная наука.

2. Содержание понятий «воспитание», «образование», «философия образования».

3. «Западная» и «восточная» стратегии воспитания и образования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995.
  2. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). - Челябинск, 1993.
  3. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.
  4. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

Тема 2. Образовательная парадигма греко-римской античности.

1. Воспитание и образование в Древней Греции: афинская и спартанская системы воспитания.

2. Педагогические идеи древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

3. Воспитание и образование в Древнем Риме.

4. Древнеримская философско-педагогическая мысль. (Цицерон, Сенека, Квинилиан).

5. Византийская система образования и воспитания. Высшие школы.

Литература

1. История педагогики. М., 1999.

2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

3. Буторина, Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 432 c.

4. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: Учебник / А.Н. Джуринский. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 400 c.

5. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. - 176 c.

6. Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2012. - 240 c.


Тема 3. Средневековая образовательная парадигма.

Наши рекомендации