Западноевропейский союз (ЗЕС)

Западноевропейский союз в его нынешнем виде - это военно-поли­тическая организация Европейского Союза (ЕС).

ЗЕС в своем становлении прошел несколько этапов. В соответ­ствии с Брюссельским договором об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне 1949 г. создана Организация Брюссельского договора, или Западный союз, в составе Бельгии, Великобритании, Люксембурга, Нидерландов, Франции. После подписания в 1954 г. Парижских соглашений Запад­ный союз был переименован в Западноевропейский союз и в него вошли также Германия и Италия. В 1988 г. его членами стали Ис­пания и Португалия, в 1992 г. - Греция. Главной целью ЗЕС является развитие сотрудничества стран Западной Европы в сфере безопасно­сти и обороны. В 1949 г. в связи с подписанием Североатлантиче­ского договора выполнение военных обязательств Западного союза было передано НАТО. В 1987 г. Совет министров Западноевропей­ского союза принял Платформу о европейских интересах в области безопасности, в которой подтвердил решимость укреплять европей­скую структуру НАТО.

В подписанном в декабре 1991 г. в Маастрихте Договоре о Евро­пейском Союзе были приняты принципиально важные решения от­носительно единого курса Европейского Союза в области внешней политики и безопасности, направленные на поэтапное преобразова­ние ЗЕС в оборонный компонент ЕС. В декабре 1991 г. в Маастрихте государства-члены ЗЕС приняли Декларацию, в которой отражена договоренность о европейской составляющей в области безопасно­сти и обороны (ЕСОБО) и о повышении ответственности европейцев в вопросах обороны.

В подписанной в июне 1992 г. в г. Петерсберге (недалеко от Бонна) Петерсбергской декларации члены ЗЕС договорились о проведении в рамках ЗЕС так называемых «Петерсбергских миссий». Речь шла о трех категориях миссий, а именно: гуманитарных и спасательных миссиях; миротворческих миссиях; миссиях боевых сил в рамках урегулирования кризисов, включая миротворчество. Дальнейшее сращивание ЗЕС и ЕС было закреплено в Амстердамском договоре 1987 г. В нем отмечалось, что ЗЕС является неотъемлемой частью развития Европейского Союза и обеспечивает ему доступ к опе­ративному потенциалу в рамках Петерсбергских миссий, положения о которых были включены в Амстердамский договор. ЗЕС должна поддерживать ЕС при разработке военных аспектов единого курса в сфере внешней политики и обороны, а ЕС будет развивать более тесные институциональные отношения с ЗЕС с целью возможной интеграции ЗЕС в ЕС.

На основе принятых решений ЗЕС создает основу для привлече­ния к его деятельности все большего числа стран. Помимо десяти стран-членов ЗЕС (эти страны также являются членами НАТО и ЕС) имеется категория ассоциированных членов. Этот статус получают государства-члены НАТО, не являющиеся членами ЕС (Исландия, Норвегия, Турция, а также после 1999 г. Венгрия, Польша, Чехия), В 1994 г. был введен статус ассоциированного партнера, предоставленный десяти странам, не являющимся членами НАТО и ЕС (Бол­гария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения Чехия, Эстония). После 2004 г. эти страны поменяли свой статус. Имеется также статус наблюдателя, предоставленный Австрии, Да­нии, Ирландии, Финляндии, Швеции (члены НАТО и/или ЕС).

В структуру ЗЕС входит Совет - высший орган ЗЕС. Он собирается на свои заседания на уровне министров иностранных дел и мини­стров обороны дважды в год и на уровне послов - дважды в месяц. Для обслуживания деятельности ЗЕС имеется Генеральный секрета­риат, первоначально находившийся в Лондоне, а с 1993 г. - в Брюс­селе. Созданы Комитет начальников штабов и Группа военного планирования. В структуре ЗЕС имеется также Парламентская ас­самблея (местонахождение - Париж). У ЗЕС нет собственных регу­лярных войск или систем военного управления. Национальные части и подразделения могут предоставляться ЗЕС для выполнения ими конкретных задач. Принято решение о создании Европейского кор­пуса, в котором готовы участвовать Бельгия, Германия, Испания, Люксембург, Франция, а также силы быстрого реагирования - Евро-фор в составе сил из Испании, Италии, Португалии и Франции.

НАТО активно поддерживает процесс создания европейской со­ставляющей в области безопасности и обороны, рассматривая ее как европейскую опору Североатлантического союза, осуществляе­мую с помощью ЗЕС, который развивается как оборонительный компонент Европейского Союза. В этой связи НАТО считает, что если ЗЕС/ЕС возьмет на себя какую-то миссию по поддержанию мира или миротворчеству, то нет необходимости дублировать структуры. Лучше использовать те штабные структуры, которые уже существуют у Верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, чем созда­вать параллельные. Это еще раз подчеркивает, что НАТО видит себя главной организацией по обеспечению безопасности в Европе.

ЗЕС активно участвует в миротворческих операциях как самосто­ятельно, так и совместно с НАТО и другими международными орга­низациями. Так, ЗЕС участвовал в 1993-1995 гг. в военно-морских операциях совместно с НАТО, обеспечивая соблюдение в Адриати­ческом море режима эмбарго и санкций, установленного резолюци­ями Совета Безопасности ООН. В 1993 г. ЗЕС оказывал помощь Болгарии, Венгрии и Румынии в соблюдении эмбарго ООН на Дунае. В 1994-1996 гг. полицейский контингент ЗЕС оказывал поддержку администрации ЕС, создаваемой в г. Мостар (Босния и Герцеговина). Задачей полицейского контингента было оказание помощи босний­ской и хорватской сторонам в создании полицейских сил. В 1997 г. по решению Совета ЗЕС был развернут Многонациональный кон­сультативный элемент (МКПЭ) в дополнение к созданным по реше­нию Совета Безопасности ООН от 28 марта 1997 г. (резолюция 1101) Многонациональным силам охраны для Албании (МСОА). Целью первой операции под руководством Совета ЗЕС было оказание по­мощи руководству албанской полиции по различным аспектам полицейской работы, в том числе в период проведения выборов. В операции ЗЕС приняли участие все государства-члены ЗЕС, ассо­циированные члены, ассоциированные партнеры, наблюдатели.

Если до 2000 г. выработкой и претворением в жизнь решений Европейского Союза по вопросам оборонной политики должен был заниматься ЗЕС на основе Маастрихтских решений, то в 2000 г. было принято совместное решение ЕС и ЗЕС о том, что ответственность за будущую выработку европейской политики безопасности и оборо­ны должен взять на себя Европейский Союз. К концу 2000 г. функ­ции и задачи, которые до этого были поручены ЗЕС, переданы ЕС. Достигнута также договоренность о выполнении остаточных задач ЗЕС в рамках его существенно сокращенной структуры с небольшим секретариатом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Расскажите об основных документах, лежащих в основе системы европейской безопасности.

2. Какова роль ОБСЕ в обеспечении мира и стабильности в Европе?

3. Проанализируйте основные положения Договора об обыч­ных вооруженных силах в Европе.

4. Что вы можете рассказать о миротворческих операциях в рамках ОБСЕ?

5. Практика проведения миротворческих операций в рам­ках СНГ.

6. Дайте характеристику стратегической концепции НАТО.

7. Роль НАТО в урегулировании кризисных ситуаций.

8. Взаимоотношения НАТО, Европейского Союза и Западно­европейского союза.

Литература

Моисеев Е.Г. Десятилетие Содружества. Международно-правовые аспек­ты деятельности СНГ. - М., 2001.

НАТО. Справочник. Юбилейное издание к пятидесятой годовщине НАТО. - Брюссель, 1998.

Пражский саммит и преобразование НАТО. Справочник-путеводитель. - Брюссель, 2003.

Кашлев Ю.Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.

Наши рекомендации