Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост

Одним из факторов экономического роста является соот­ношение

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) величины реальной ставки процента, которая определя­
ет размер процентных выплат по долгу;

2) темпов роста реального ВВП;

3) величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит госбюджета представляет собой раз­ность между величиной общего дефицита и суммой процент­ных выплат по долгу. При долговом финансировании первич­ного дефицита увеличивается и основная сумма долга, и коэф­фициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

BD первичный = ( G + F) - Т

N = D x Rg, где

N — выплаты по обслуживанию долга;

D — величина долга;

rr ~ реальная ставка процента.

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 377

государственным долгом

Механизм самовоспроизводства государственного долга:

BD первичный t =? государственные займы t => государственный t => Nf=>

долг

=> ED общий Т => новые государственные f => долг f =* Nt и т.д. займы

Если реальная ставка процента превышает темп роста ре­ального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выпла­ту процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.

Для прогнозирования динамики соотношения долг/ВВП используется зависимость:

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

— изменение соотношения долг/ВВП,

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

— исходное значение соотношения долг/ВВП,

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

— реальная ставка процента,

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

— темп роста реального ВВП,

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

— доля первичного бюджетного излишка в ВВП.

Для снижения соотношения долг/ВВП необходимы два ус­ловия:

1) реальная ставка процента должна быть ниже, чем темп
роста реального ВВП;

2) увеличение доли первичного бюджетного излишкав ВВП
должно быть постоянным. Наличие первичного дефицита
госбюджетаявляется фактором увеличения долгового бре­
мени.

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

, где

Y — совокупный доход (или ВВП).

Увеличение налоговявляется для правительства одним и; способов получения необходимых доходов для выплаты про­центов по обслуживанию долга и погашения его основной сум­мы. Для того чтобы соблюдать график обслуживания долга, правительство должно собрать в виде налогов сумму, не мень­шую, чем N. Это означает, что соотношение N/ВВП является нижней границей ставки подоходного налога:

378 Макроэкономика

Так как, кроме обслуживания долга, правительство должно финансировать и другие расходы (в частности, госзакупки и трансфертные выплаты), то ситуация, когда

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

свидетельствует о нарастании напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Увеличение налогов как условие обслуживания растущего долга может привести к снижению стимулов к труду, к иннова­циям и к инвестированию. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста.

Для того чтобы избежать этих ограничений и не увеличи­вать налоги, правительство может рефинансировать долг,то есть выпустить новый государственный заем и использовать выручку от его размещения для выплаты процентов по "старым" долгам. Так как правительство всегда имеет выбор между повышением налогов, рефинансированием государственного долга и монети­зацией бюджетного дефицита1, то угроза банкротства государ­ства даже при значительной задолженности практически отсут­ствует.

Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличи­вает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестици­онные расходы. В частном секторе могут производиться либо потребительские, либо инвестиционные товары. Если рост го­сударственных расходов "вытесняет" производство инвестици­онных товаров в частном секторе, тогда уровень потребления (уровень жизни) сегодняшнего поколения не будет затронут. Однако будущее поколение унаследует меньший объем основ­ных производственных фондов и, следовательно, будет иметь более низкий уровень дохода. Этот эффект возникает в том случае, если прирост государственных расходов происходит преимущественно за счет увеличения расходов потребительского назначения(социальные трансферты: субсидии школьникам, малообеспеченным слоям населения и т.д.).

Государственные инвестиции,как и частные, укрепляют производственный потенциал экономики. Если прирост прави­тельственных расходов приобретает вид инвестиционных расхо­дов (например, вложений в строительство автострад, портов, инвестиций в "человеческий капитал" в системе образования и

1 Подробнее об этом см. гл. 6 "Бюджетно-налоговая политика".

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 379

государственным долгом

здравоохранения), тогда производственные мощности, оказы­вающиеся в распоряжении будущих поколений, не будут со­кращаться. Изменится их структура в пользу увеличения доли государственного капитала. При этом, однако, могут быть вы­теснены частные инвестиции потребительского назначения, что «относительно ограничит возможности текущего потребления населения.

Поведение потребителейв условиях роста государственной задолженности весьма противоречиво,что находит свое отраже­ние в дискуссии между сторонниками традиционной и рикарди-анской точек зрения на государственный долг.

Согласно традиционнойточке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет государственных займов и накопления долга, стимулирует рост потребительских расходов и приводит к сокращению национальных сбережений. Рост потребления увеличивает совокупный спрос и доход в краткосрочном перио­де, но в долгосрочном плане ведет к снижению объемов накоп­ленного капитала и ограничению экономического роста.

Согласно рикардианскойточке зрения, снижение налогов, финансируемое за счет увеличения государственного долга, не вызывает роста потребительских расходов и не ограничивает роста сбережений, а только в определенной мере перераспреде­ляет налоговое бремя от настоящего поколения к будущим.

Каждая из этих концепций не может быть полностью оп­ровергнута и оказывает известное воздействие на формирова­ние конкретных моделей бюджетно-налоговой политики1.

Поведение инвестиционного спросатакже может быть различ­ным. Эффект вытесненияпредполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долго­вого финансирования бюджетного дефицита. Однако если эконо­мика первоначально находится в состоянии спада, то рост государ­ственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздей­ствие через эффект мультипликатора.Это может улучшить ожида­ния прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения(см. рис. 17.1).

1 Более подробно об этих двух точках зрения на государственный долг см.: Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 16.

380 Макроэкономика

Первичный дефицит государственного бюджета и механизм самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост - student2.ru

Возникший под влиянием роста процентных ставок с rj до R2 эффект вытеснения инвестиций с // до /г элиминируется их ростом с /2 до /j в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистиче­ских ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных об­стоятельствах один и тот же механизм — долговое финансиро­вание бюджетного дефицита — может как вызвать эффект вы­теснения частных инвестиций, так и элиминировать его. По­этому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требу­ет углубленного макроэкономического анализа.

Наши рекомендации