Бюджетный дефицит и управление

государственным долгом1

17.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные оп­
ределения, показатели и проблемы количественной оценки.

17.2. Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и
увеличения государственного долга.

17.3. Первичный дефицит государственного бюджета и механизм
самовоспроизводства долга. Государственный долг, налоги,
инвестиции и экономический рост.

17.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. Государствен­
ный долг и дефицит платежного баланса.

17.5. Причины долгового кризиса и стратегия управления государ­
ственной задолженностью.

17.1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки

Государственный долг — общий размер задолженности пра­вительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные из­лишки). Внутренний государственный долг — задолженность го­сударства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг — общий размер задолженности негосударст­венного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и

1 В Приложении 1 содержатся теоретические, фактологические и статистиче­ские материалы, посвященные взаимосвязи бюджетного дефицита и государст­венного долга в переходных экономиках, в том числе и в России. Эти мате­риалы могут оказаться полезными для расширенных курсов макроэкономики, а также для спецкурсов по проблемам бюджетно-налогового регулирования и управления государственной задолженностью.

372 Макроэкономика

сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга— это механизм, посредством которого сбереже­ния передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потре­бители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следователь­но, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция вы­полняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ре­сурсов.

Бюджетный дефицитпредставляет собой разницу между го­сударственными расходами и доходами. Количественная оценкабюджетного дефицита и долга объективно усложняется сле­дующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов
не учитывается амортизация в государственном секторе эконо­
мики, что приводит к объективному завышению размеров бюд­
жетного дефицита и государственного долга.

2) Важная статья государственных расходов — обслуживание
задолженности,то есть выплата процентов по ней и постепен­
ное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реаль­ныйпроцент по государственному долгу, равный RrD, а не но­минальныйпроцент, равный RnD, где D — величина государст­венного долга, Rr - реальная ставка процента, Rn — номиналь­ная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышаетсяна величину яД так как, по уравнению Фишера, Бюджетный дефицит и управление - student2.ru При высоких темпах ин-

фляции эта погрешность может быть весьма значительной, так

как в периоды роста инфляции Бюджетный дефицит и управление - student2.ru Завышение

бюджетного дефицита связано с завышением величины госу­дарственных расходов за счет инфляционных процентных вы­плат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг рас­тут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики прави­тельства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необ­ходима поправка на инфляцию:

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 373

государственным долгом

Бюджетный дефицит и управление - student2.ru

3) При оценках дефицита государственного бюджета на
макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных
бюджетов,которые могут иметь излишки.Нередко местные ор­
ганы власти целенаправленно искажают статистическую ин­
формацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить на­
логовые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономер­
ность характерна практически для всех переходных экономик, в
которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации.
В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происхо­
дит завышение.

4) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом гос­
бюджета как в индустриальных, так и в переходных экономи­
ках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит,
обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельно­
стью Центрального Банка,а также государственных предпри­
ятий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся:

а) финансирование государственными предприятиями избы­
точной занятости и выплата ставок заработной платы выше
рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления
взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­
чальных стадиях экономических реформ от Центрального
Банка, большого портфеля недействующих ссуд
(просроченных долговых обязательств госпредприятий,
льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.).
Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кре­
дитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных
экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на за­купки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинанси­рования коммерческим банкам на обслуживание недейст­вующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйст­венных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.

374 Макроэкономика

Скрытый дефицитбюджета занижаетвеличину фактиче­ского бюджетного дефицита и государственного долга1, что не­редко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет2.

Таким образом, абсолютные размерыбюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макро­экономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.

Поэтому целесообразно использовать относительные пока­затели задолженности.

Бюджетный дефицит и управление - student2.ru

В макроэкономическом анализе также используется срав­нительная динамика показателей

Бюджетный дефицит и управление - student2.ru

1Подробный анализ количественных оценок бюджетного дефицита см. в
кн.: Агапова Т.Д. Бюджетно-налоговое регулирование в переходной эко­
номике: макроэкономический аспект. - М., 1998.

2О влиянии политического бизнес-цикла на возможные курсы правительства и
ЦБ см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики".

Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 375

государственным долгом

Наши рекомендации