Тема «Финансовая система и фискальная политика»

1.Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

2.Мультипликаторы государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.

3.Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

4.Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита.

Основные термины

Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика), мультипликатор государственных расходов, мультипликатор налогов (налоговый мультипликатор), мультипликатор сбалансированного бюджета, предельная налоговая ставка, дефицит государственного бюджета (бюджетный дефицит), бюджетный излишек, дискреционная фискальная политика, недискреционная фискальная политика, пропорциональный налог, прямые и косвенные налоги, чистые налоги, чистые налоговые поступления в бюджет, встроенные (автоматические) стабилизаторы экономики, циклический дефицит госбюджета, структурный дефицит госбюджета, инфляционное и неинфляционное финансирование дефицита госбюджета, монетизация дефицита, сеньораж, долговое финансирование, эффект вытеснения, налоговая реформа, кривая Лаффера, эффект Оливера-Танзи.

Вопросы для обсуждения

1. Подоходный налог обычно имеет прогрессивный характер, т.е. увеличивается более чем пропорционально доходу. Для чего это сделано?

2. Предположим, что подоходные налоги снижены и заменены налогом на добавленную стоимость так, чтобы сумма налоговых поступлений осталась неизменной. Как это скажется на автоматическом стабилизаторе?

3. Эффект Танзи-Оливера заключается в потере реальных государственных доходов, понесенной в период гиперинфляции, когда правительство не в состоянии достаточно быстро собрать все причитающиеся платежи. Объясните, чем эффект Танзи-Оливера мешает правительству стабилизировать гиперинфляцию. Какие варианты решения этой проблемы можно предложить?

4. Верны ли следующие утверждения?

а) при прочих равных условиях повышение налогов и государственных расходов на одинаковую величину может привести к росту ВВП;

6) введение прогрессивного налога на личный доход не отражается на величине мультипликатора;

в) дефицит государственного бюджета не связан с размерами чистого экспорта;

г) бюджетно-налоговая политика приводится только в целях снижения уровня безработицы и инфляции;

д) циклический дефицит госбюджета возникает в результате антициклической политики государства, направленной на стимулирование экономического роста;

е) с предельных налоговых ставок уменьшает встроенную стабильность экономики;

ж) встроенные стабилизаторы экономики увеличивают размеры госрасходов;

з) если экономика достигла уровня полной занятости ресурсов при повышении уровня государственных расходов над налоговыми поступлениями, то возникает структурный дефицит госбюджета.

5. Государственный бюджет объединяет государственные закупки товаров и услуг и трансфертные платежи в общую категорию государственных расходов. Почему при выборе инструментов фискальной политики необходимо проводить различие между государственными закупками и трансфертами?

6. Какой из нижеперечисленных индикаторов следует расценивать как основной критерий эффективности бюджетно-налоговой политики правительства? Ответ аргументируйте.

а) размер фактического дефицита или излишка государственного бюджета;

б) размер бюджетного излишка или дефицита при полной занятости ресурсов;

в) уровень личного подоходного налога;

г) величина инфляционного воздействия встроенных стабилизаторов в экономике с полной занятостью ресурсов.

7. Какие из нижеперечисленных мер будут способствовать усилению краткосрочного и долгосрочного инфляционного напряжения в экономике?

а) правительство повышает налоги;

б) правительство увеличивает расходы и финансирует бюджетный дефицит за счет выпуска государственных займов;

в) Центральный банк осуществляет финансирование правительственных социальных программ по льготным ставкам процента;

г) Государственное казначейство выпускает в обращение казначейские билеты.

Задачи и тесты

1. Экономика описана следующими данными:

C=20+0,8 Тема «Финансовая система и фискальная политика» - student2.ru (Y-T+F) (потребление); I=60 (инвестиции); Т= 40 (налоги); F= 10 (трансферты); G= 30 (государственные расходы).

а) Рассчитайте равновесный уровень дохода.

б) Правительство увеличивает расходы до 40 в целях стимулирования экономики:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора госрасходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

в) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госрасходов G=30):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

г) Правительство одновременно увеличивает госрасходы с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- что происходит с эффектом мультипликатора?

- как изменится сальдо госбюджета?

2. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т=0,4Y, функция трансфертов F=0,2Y, уровень цен Р=1. Федеральный долг D=1000 при ставке процента R=0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

а) является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным?

б) какова величина структурного дефицита госбюджета?

в) какова величина циклического дефицита госбюджета?

3. Допустим, что первоначально госбюджет сбалансирован и в экономике действует система пропорционального налогообложения. Если автономные инвестиции возрастают, то при прочих равных условиях увеличится равновесный уровень дохода и возникает бюджетный дефицит.

а) да; б) нет.

4. Если экономика находится в состоянии равновесия, то можно утверждать, что:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней должны быть сбалансированы;

в) потребительские расходы должны быть равны инвестициям;

г) любое увеличение потребительских расходов привлечет к инфляционному разрыву;

д) доходы фирм должны быть равны валовым инвестициям;

е) все предыдущие ответы неверны.

5. Воздействие бюджетного излишка на равновесный ВВП оказывается по существу таким же, как:

а) сокращение сбережений; б) увеличение инвестиций;

в) увеличение потребления; г) увеличение сбережений.

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюнктуру: а) как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний; б) нейтрально; в) как встроенный (автоматический) стабилизатор; г) неопределенным образом, в зависимости от факторов, вызвавших циклические колебания.

7. Рост государственных расходов увеличивает реальный ВВП только в том случае, если:

а) госрасходы направляются на закупки товаров и услуг, а не на оплату чиновников;

б) госрасходы сопровождаются увеличением предложения денег;

в) госрасходы не вытесняют равновеликого объема расходов в негосударственном секторе;

г) госрасходы финансируются за счет выпуска государственных займов.

8. Изменение уровня цен:

а) не отражается на результатах фискальной политики;

б) усиливает эффект фискальных мер;

в) практически отсутствует при проведении фискальной политики;

г) увеличивает эффекты мультипликатора госрасходов и налогов;

д) снижает действенность мер фискальной политики.

9. Экономика находится в состоянии равновесия, причем предельная склонность к сбережениям равна 0.25, а предельная склонность к импорту равна нулю. Как изменится равновесный выпуск, если правительство увеличит свои закупки на 2 млрд.руб., не изменяя при этом налоговые поступления?

а) возрастет на 6 млрд.руб.; б) возрастет на 4 млрд.руб.;

в) возрастет на 8 млрд.руб.; г) возрастет на 2 млрд. руб.

10. Экономика находится в равновесии в условиях полной занятости ресурсов. Правительство предполагает увеличить госзакупки на сумму 10 млрд.руб. и одновременно увеличить налоги, избежав при этом повышения уровня инфляции (т.е. сохранив прежний уровень равновесного ВНП). Чему равно предполагаемое увеличение налогов?

а) 10 млрд.руб; б) более 10 млрд.руб.;

в) менее 10 млрд.руб., но не нулю: г) нулю;

д) для поддержания полной занятости налоги должны быть уменьшены.

11. Предположим, что бюджетный излишек представлен как: BS=t Тема «Финансовая система и фискальная политика» - student2.ru Y-G, где BS – бюджетный излишек; t – налоговая ставка; Y – доход; G – расходы бюджета. В этом случае увеличение государственных расходов на 100 вызовет:

а) снижение бюджетного излишка на 100;

б) увеличение бюджетного излишка на 100;

в) снижение бюджетного излишка на величину, меньшую, чем на 100;

г) нельзя сказать ничего определенного о возможных изменениях величины излишка.

12. Правительство предполагает увеличить госрасходы на 15 млрд. руб. в экономике с полной занятостью ресурсов. Равновесный уровень дохода составляет 500 млрд. руб., предельная склонность к потреблению равна 0,75, чистые налоговые поступления в госбюджет автономны. На сколько необходимо увеличить чистые налоговые поступления в бюджет для того, чтобы избежать избыточного роста совокупного спроса и поддержать стабильность уровня цен?

а) на 25 млрд.руб.; б) на 20 млрд.руб.;

в) на 30 млрд.руб.; г) на 35 млрд.руб.

13. Известно, что предельная склонность к сбережению составляет 0,25 и в экономике функционирует система 20% - го пропорционального налогообложения доходов. К каким изменениям в величине равновесного уровня выпуска приведут соответственно: увеличение госрасходов на 10 млн.руб.; увеличение автономных налогов на 15 млн.руб.; снижение трансфертов на 10 млн.руб.?

а) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн.руб.; он снизится на 28,125 млн.руб. в результате повышения налогов и на 18,75 млн.руб. в результате снижения трансфертов;

б) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 28,125 млн.руб.; он снизится на 25 млн.руб. в результате снижения трансфертов и на 18,75 млн.руб. в результате повышения налогов;

в) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 18,75 млн. руб.; а в результате снижения трансфертов он возрастает на 25 млн.руб.; в результате повышения налогов равновесный доход снизится на 28,125 млн.руб.;

г) в результате роста госрасходов равновесный доход увеличится на 25 млн.руб.; он снизится на 18,75 млн.руб. в результате повышения налогов и на 28,125 млн.руб. в результате снижения трансфертов.

Тема «Мировая экономика»

1. Неравномерность развития мировой экономики.

2. Теории мировой экономики.

3. Международное движение капиталов. Крупнейшие международные финансовые организации. Проблема внешнего долга.

4. Мировой валютный рынок: основные характеристики и особенности, регулирование.

Основные термины

Закрытая и открытая экономика, фиксированный и плавающий валютные курсы. Паритет покупательной способности.

Вопросы для обсуждения, тесты, задачи

1. Укажите, действие какого экономического закона, безусловно, влияет на развитие мирохозяйственных связей:

а) закон возвышения потребностей;

б) закон общественного разделения труда;

в) закон обобществления производства;

г) закон убывающей отдачи.

2. Что является объективной основой международных экономических отношений:

а) международная торговля;

б) международные валютно-кредитные отношения;

в) международное разделение труда;

г) открытая экономика;

д) закрытая экономика.

3. Что составляет основу интеграционных процессов в современной мировой экономике?

4. Какой элемент структуры мировой торговли растет наибольшими темпами?

а) торговля продукцией обрабатывающей промышленности; б) торговля продукцией добывающих отраслей промышленности; в) торговля энергоносителями;

г) торговля продовольствием.

5. Основная организация по регулированию мировой торговли:

а) ООН; б) НАФТА; в) ВТО; г) МВФ; д) ОПЕК; е) ЕС?

6. Какие факторы влияют на привлечение иностранных инвестиций в экономику России?

7. Поясните влияние девальвации и ревальвации национальной валюты на национальную экономику?

8. Как повлияет на объем экспорта и импорта России заметное падение курса рубля:

а) экспорт и импорт вырастут;

б) экспорт вырастет, а импорт снизится;

в) экспорт снизится, а импорт вырастет;

г) не повлияет ни на экспорт, ни на импорт.

9. Если цена немецкой марки в долларах упала с 50 до 45 центов за одну марку, то цена магнитофона (в долларах), продаваемого в Германии за 150 марок:

а) снизится на 10 долларов; г) вырастет на 7,5 долларов;

б) снизится на 7,5 долларов; д) вырастет на 5 долларов.

в) снизится на 5 долларов;

10. Американский банк задолжал английскому банку 5 млн. фунтов стерлингов. Сколько выиграет (проиграет) банк-должник, если курс фунта стерлингов упадет с 2,8 до 2,4 доллара?

11. Если американские корпорации выплачивают большие суммы дивидендов в долларах иностранным держателям акций, то:

а) это может привести к обесцениванию доллара;

б) это может привести к повышению курса доллара;

в) импорт в США будет увеличиваться;

г) экспорт из США будет увеличиваться;

д) все ответы не верны.

12. Если некая страна девальвировала свою валюту на 10%, а ее внутренние цены выросли на 6%, то каковым будет показатель реальной девальвации?

13. Снижение таможенных тарифов приводит…

а) к повышению потребительских цен;

б) к сокращению рабочих мест в защищаемых отраслях;

в) к снижению среднего уровня жизни;

г) к сокращению рабочих мест в экспортоориентированных отраслях.

14. Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке, – это:

а) международная интеграция;

б) международное кооперирование;

в) международное разделение труда;

г) международная концентрация производства.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

1. MicrosoftOffice 2010

2. SunRav.

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)

Форма изучения материала Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий и пр. Краткий перечень основного оборудования
  Лекции   Практические занятия   Самостоятельная работа   Лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием   Учебно-методический кабинет, кабинет дипломника, Аудитория для семинарских и практических занятий     Компьютерный класс. Кабинет для самостоятельной работы студентов.   Компьютерный класс Компьютер, подключенный в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, видеопроекционное оборудование, экран, система озвучивания   Компьютер, подключенный в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, видеопроекционное оборудование, экран, система озвучивания   Аудиторные столы и ученические стулья, меловая доска   подключенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», деловые игры «Дельта» и «Корпорация Плюс» , тестовая оболочка Sunrav, MicrosoftOffice 2010   подключенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет и доступом в электронную информационно-образовательную среду филиала, правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», деловые игры «Дельта» и «Корпорация Плюс», тестовая оболочка Sunrav, MicrosoftOffice 2010

12. Образовательные технологии. Виды, структура и содержание интерактивных и инновационных форм проведения занятий

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Экономика, как и любая другая общественная наука, предполагает и усвоение уже добытых знаний, и творческое, критическое восприятие имеющихся современных альтернативных концепций и теорий. Элементы самостоятельного творческого отношения к основам изучаемой дисциплины реализуются разными способами, в том числе и при проведении обучения в игровых формах.

Для достижения указанной цели, а также для повышения интереса студентов к занятиям и одновременного вовлечения в активный учебный процесс практически каждого занимающегося по экономике предполагается проведение некоторых семинарских занятий в виде экономических игр. Форма проведения занятия и сценарий определяются преподавателем, а выбор вопросов и ответов на них предоставляется на усмотрение самих студентов, которые совместно с преподавателем и проводят семинарское занятие.

Наши рекомендации