Представители неоклассического направления полагают, что появление монополий происходит вследствие

а) государственного вмешательства посредством выдачи привилегий

б) неизбежного развития рыночной экономики

в) ограниченности определенного вида ресурсов

г) институционального развития

Вопрос94

По мнению представителей австрийской школы социалистическая экономика

а) менее эффективна рыночной, но социально-справедлива

б) существенно менее эффективна рыночной и несправедлива

в) более эффективна рыночной

г) эффективность рыночной и социалистической экономик одинакова

Вопрос95

По мнению представителей австрийской школы политика Ф. Рузвельта в период великой депрессии в США способствовала

а) более быстрому выходу американской экономики из кризиса

б) не оказала существенного влияния на развитие экономики

в) способствовало затягиванию кризиса и превращению его в депрессию

г) позволила снизить социальные противоречия

Вопрос96

Кто из экономистов ввел в экономическую теорию понятие «эластичность спроса»?

а) Дж. Кейнс;

б) Т. Веблен;

в) А. Маршалл;

г) Дж. Коммонс.

Вопрос97

Теорема Коуза действительна:

а) для экономики Робинзона Крузо

б) для двух участников

в) для десяти участников

г) не зависит от числа участвующих в сделке

Вопрос98

Чем в конечном счете определяется, по Маршалу, стоимость товара?

а) общественно необходимыми затратами;

а) издержками производства;

а) спросом и предложением;

а) полезностью.

ГЛОССАРИЙ

Австрийская школа— теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм.

Институционализм - направление современной экономической мысли, возникшее на рубеже XIX-XX веков, противопоставляющее себя неоклассической ортодоксии как с точки зрения предмета анализа, так
и его методологии. Название данного направления происходит от понятия «институт» (различного рода организации, нормы, обычаи и др.) Представители: Т. Веблен, Дж.Коммонс, У.К.Митчелл, Д. Гэлбрейт и др. большое внимание уделяли проблемам социального контроля над экономикой, трансформации капитализма, проблеме власти и др.

Историческая школа - направление политэкономии, возникшее
в середине XIX века в Германии. Представители: Ф. Лист, В. Рошер,

Б. Гильдебранд, К. Книс, В.Зомбарт, М.Вебер и др. Представители исторической школы отрицали наличие общих для всех стран объективных экономических законов, использовали историко-генетический метод, расширяли предмет экономической науки за счет анализа влияния исторических, этнографических и т.д. факторов, были сторонниками государственного регулирования экономики.

Кейнсианство- макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея о том, что рыночная экономика не способна к автоматическому поддержанию равновесия и эффективному использованию всех ресурсов (отсюда кризисы и безработица), а потому нуждается в государственном регулировании с помощью финансовых инструментов – бюджетных и кредитно-денежных рычагов.

Классическая школа политэкономии - направление экономической мысли (конец XVII— XIX века). Главные представители: У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбер, А. Р. Ж. Тюрго,
Ф. Кенэ (Франция), Ж. Ш. Сисмонди (Швейцария). В основе теоретических построений классической школы лежало представление о том, что процессы производства, распределения и потребления богатства определяются объективными экономическими законами, следовательно, необходимо ограничивать вмешательство государства в экономику. Классики изучали проблемы воспроизводства, денежного обращения и кредита, государственных финансов, разрабатывали трудовую теорию стоимости.

Маржинализм (от фр. marginal – предельный) – использование предельных величин в анализе экономических процессов. Основные категории маржинализма (предельная полезность, предельная производительность и др.) используются в современных теориях спроса, цены, фирмы, рыночного равновесия. В ходе маржиналистской революции были пересмотрены как предмет, так и методы экономической теории, появилось неоклассическое направление. Представители: К. Менгер, Ф. Визер,Э. Бем-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Марксизм– экономическое учение, появившееся в 40-е годы XIX века. Основоположники: К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французского утопического социализма (Сен-Симон, Фурье и др.), Маркс и Энгельс разработали учение о двойственном характере труда, теорию прибавочной стоимости и др. Одновременно с этим абсолютизировали роль социальных противоречий и классовой борьбы, отрицали возможности эволюции буржуазного общества, недооценивали роль частной собственности и демократических институтов.

Меркантилизм (от ит. mercante – торговец, купец) – первая школа буржуазной политэкономии, а также экономическая политика периода так называемого первоначального накопления капитала.

Неолиберализм – в области экономического развития опирается на рыночное саморегулирование, ограничение роли государства, сокращение государственных расходов. Данное направление, как и кейнсианство, возникло в 30-е годы XX века и представлено следующими школами: фрайбургская (В. Ойкен, Л. Эрхард), французская (Ж. Рюэф, М. Алле), австрийская (Л.Мизес, Ф. Хайек), чикагская (М. Фридмен). В последней четверти XX века в условиях критики кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий (Р. Лукас, П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) и отвергающая все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой.

Физиократы(от греч. physis – природа и kratos – сила, власть, господство) - представители классической школы политической экономии второй половины XYIII века во Франции (Ф. Кенэ, А.Р. Тюрго и др.). Исследовали сферу производства, положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. «Чистый продукт» создается, по физиократам, только сельскохозяйственным трудом. Делили буржуазное общество на классы. Выступали против меркантилизма; сторонники свободной торговли.

Учебное издание

Наши рекомендации