Общая характеристика рыночной экономики
Рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХ1 вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Поэтому не случайно, что в учебниках по экономике основное внимание уделяется анализу особенностей и закономерностей рыночной экономической системы.
Чтобы разобраться в деталях функционирования рыночной экономики, необходимо понять главную особенность этой системы. Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой фундаментальные экономические проблемы - что, как и для кого производить - решаются главным образом через рынок, в центре которого находится конкурентный механизм формирования цен на продукты и факторы производства. Цены формируются в результате взаимодействия спроса на продукцию и предложения продукции. Именно цены на рынке указывают, что производить и какие ресурсы использовать.
Понятие рынка является исходным понятием в теории рыночной экономики. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми происходит обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть происходит взаимная передача прав собственности.
На рынке в ходе обмена происходит общественная оценка произведённых благ. Если производитель продал свой товар, то его труд и другие затраты признаются обществом как отвечающие потребностям общества. Именно на рынке производители вступают в контакт между собой, рынок их объединяет, устанавливает связи между ними. В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.
Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие.
1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый.
2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой.
3. По степени ограничения конкуренции называют: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.
4. По отраслям различают автомобильный, зерновой и т.п.
5. По характеру продаж оптовый и розничный.
Рынок - это многогранное понятие. Существует множество определений рынка. Самое упрощенное определение: рынок -это место, где осуществляется купля-продажа товара. Такое определение исходит из того, что первые признаки, как место встречи продавцов, и покупателей, появились еще в эпоху первобытного строя, когда общины начали обмениваться излишками своей продукции. Сегодня такой обмен называется бартером.
В книге «Экономикс» К.Макконнелла и С.Брю дается следующее определение рынка: «Рынок это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг» (Маккон-нелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1991. С.61).
В современной неоклассической экономической литературе используется определение, сформулированное французским экономистом А.Курно (1801-1877 гг.) и английским экономистом А.Маршаллом (1842-1924 гг.): Рынок - это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниватьД ся» (Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: ПроД гресс, 1984.Т.2.С.6).
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Итак, в имеющихся определениях рынка трудно удается достичь той степени полноты, которая охватила бы все стороны этого сложного явления. Поэтому наиболее емким и удачным является следующее определение. Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг. Следовательно, экономические отношения обеспечивают движение товаров и услуг от производителя к потребителю. Связующим элементом в системе производства и потребления является купля-продажа.
Рынок - это такой механизм, который поворачивает производство лицом к потребителю. Он приводится в движение экономическими интересами (потребностями) людей. Рынок не может функционировать без таких понятий, как частная собственность, конкуренция, свободная рыночная цена, спрос и предложение, свобода предпринимательства. Возникновение и становление рынка - это результат длительного исторического развития. Он возник благодаря товарному производству. Следовательно, причины его возникновения те же, что и причины возникновения товарного производства: общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей.
Таким образом, рынок нельзя создать искусственно и волевым решением, как нельзя и внедрить «сверху» посредством приказов. Для этого имеются объективные причины.
Первоначально в обществе возник простой рынок. Это было при простом товарном производстве, когда обмен осуществлялся товарами повседневного спроса (пища, одежда, обувь, домашняя утварь).
С возникновением капитализма сфера рынка расширяется, при этом продаются и покупаются не только потребительские товары, но и средства производства, рабочая сила, ценные бумаги, научные разработки и т. д.
Наличие рынка предполагает необходимость существования экономически субъектов рынка. Их принято делить на три группы.
1. Домохозяйства - экономические единицы, представляющие собой одного или несколько человек. Они одновременно являются собственниками и поставщиками ресурсов. Главной Целью их является максимальное удовлетворение своих потребностей. Сюда относятся владельцы относительно крупных средних и мелких капиталов, земли и рабочей силы.
2. Бизнес - это предприятия, предприниматели, банки и другие деловые структуры, которые, используя ресурсы, производят продукцию, а затем поставляют ее на рынок продуктов с целью получения максимальной прибыли.
3. Правительство (государство) представлено государственными учреждениями и организациями, которые осуществляют юридическую и политическую власть в целях осуществления госрегулирования экономики в интересах социального обеспечения и социальной защиты населения, политической социальной и экономической стабильности в обществе.
К условиям существования (функционирования) рынка относятся:
• экономическая самостоятельность субъектов в заключении сделок по поводу купли-продажи и в распоряжении своими доходами;
• наличие конкуренции;
• достоверная информация о рынке;
• право субъектов самим определять цены на свои товары и услуги;
• определенный избыток предложения над спросом;
• свободный вход и выход;
• наличие посреднических фирм, а также прямой связи между производителем и потребителем товаров и услуг.
Рынок выполняет следующие функции:
• ценообразующая. Рынок устанавливает цены на рынке в соответствии с затратами общественно необходимого труда и законом спроса и предложения;
• информационная. Рынок дает сведения о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг. Это позволяет производителям постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями на рынке;
• посредническая. Рынок позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца и наоборот - продавец выбирает наиболее подходящего покупателя;
• регулирующая. Эта функция является наиболее важной. рынок дает ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить? Эту функцию выполняет конкуренция, являющаяся главной регулирующей силой на рынке.
• стимулирующая. Рынок заставляет производителей снижать затраты, а это возможно при внедрении достижений науки и техники, т. е. стимулирует НТП. Это ведет к появлению новых товаров и услуг для удовлетворения потребностей людей.
• санирующая. Рынок является жесткой, а не благотворительной системой. Ему присуще социальное расслоение и беспощадность к слабым. Посредством конкуренции рынок очищает экономику страны от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйств и дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате повышается средний уровень устойчивости всей экономики страны.
В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.
Домашние хозяйства, как экономические агенты принимают решения, главным образом, о потреблении благ, необходимых для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живёт отдельно и ведёт собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.
Предприятие, или фирма, - это экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идёт о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объёме и структуре производства формируют предложение на рынке.
Государство как экономический агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например, почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и её конкурентоспособности на мировом рынке.
Экономические агенты действуют в разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д. Соответственно можно выделить следующие основные формы рынков: по широте охвата это локальные, национальные и международные рынки; в зависимости от объекта купли-продажи это рынки товаров и услуг и рынки ресурсов (рынок труда, капитала, земли, предпринимательских способностей); по способу установления цен - это рынки с заранее установленными ценами и рынки, где цены устанавливаются в процессе купли-продажи; по форме организации - это рынки, требующие личного контакта или не требующие контакта. (См. Рисунок 2.8.)
Рис. 2.8.
Как уже отмечалось, информацию о том, что производить и каким способом, в рыночной экономике предоставляют цены. С их помощью выявляются общественные потребности, и с их помощью ограниченные ресурсы общества направляются туда, где эти ресурсы могут быть использованы наилучшим способом. Если попробовать в самом общем виде представить себе рыночный экономический механизм, то есть каким способом рыночная экономика решает фундаментальные экономические проблемы общества, то это будет выглядеть следующим образом.
Что производить? Речь идёт, о том, какие продукты лучше всего будут удовлетворять многочисленные потребности общества и сколько их нужно произвести. Потребности общества выражаются в спросе на тот или иной товар, а масштабы спроса определяются тем, сколько люди могут заплатить за разные товары. Будут покупаться те продукты, цена и качество которых удовлетворяют потребителей. С другой стороны объём произведённых товаров и их ассортимент выражаются в предложении товаров. Производители будут производить те товары, цена на которые возмещают им затраты на производство и приносят прибыль. Во взаимодействии спроса и предложения формируются цены на товары. Потребительский спрос играет важнейшую роль при определении того, что и сколько производить. Потребители "голосуют рублём". Если в пользу данного продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить прибыль предприятиям, то они будут его производить. При повышении потребительского спроса прибыль увеличивается, что служит сигналом для расширения производства. И, наоборот, если потребительский спрос уменьшается, то прибыль снижается и производство начинает сокращаться.
Как производить? Другими словами, какие ресурсы и какую технологию надо использовать при производстве той или иной продукции? В рыночной экономике производство осуществляют те предприятия, которые применяют наиболее эффективную, то есть наиболее выгодную, технологию. Эффективная технология предполагает выбор таких ресурсов, цены на которые относительно низкие. Если в стране существует нехватка капитала, чтобы купить дорогое оборудование, но вместе с тем есть дешёвая рабочая сила, то выбирается трудоёмкая технология. Таким образом, цены на ресурсы, в данном случае стоимость оборудования и уровень заработной платы, дают основание для решения проблемы, как производить.
Для кого производить? То есть, как произведённая продукция должна быть распределена между членами общества? В принципе продукция распределяется между потребителями в соответствии с возможностями потребителей заплатить за неё рыночную цену. Эти возможности в свою очередь определяются доходами потребителей. А денежные доходы зависят от количества и качества ресурсов (от количества и качества труда, капитала, земли, предпринимательского таланта), которые домохозяйства поставляют на рынок ресурсов. В обмен на поставляемые ресурсы домохозяйства получают доходы. Величина дохода непосредственно зависит от цен на ресурсы. Это значит, что цены на ресурсы в конечном итоге определяют как доход, так и количество продукции, которое получает потребитель при распределении произведённого общественного продукта. Что купит потребитель зависит от цен на товары и услуги, другими словами, цена продукта играет ключевую роль в определении ассортимента товаров и услуг, которые получит потребитель.
Таким образом, роль цены в рыночном экономическом механизме весьма значительна, цены (1) выявляют общественные потребности, (2) сигнализируют о том, что производить и в каких количествах, (3) передают информацию о том, какая технология является наиболее эффективной, (4) определяют механизм распределения общественного продукта, (5) влияют на масштабы и структуру потребления людей.
Чтобы лучше понять как действует рыночная экономика, представим её в виде простой модели, модели экономического кругооборота (См.рис. 2.9.). Главное упрощение будет состоять в том, что мы рассмотрим взаимодействие только двух основных экономических агентов рыночной экономики, - домашних хозяйств и предприятий (фирм), - временно исключим государство в качестве экономического агента (исключим государственные расходы и доходы). Предположим также, что экономика является закрытой, то есть в ней отсутствует внешняя торговля. Все рынки сгруппируем в два блока: рынок товаров и услуг и рынок факторов производства. Выделим в кругообороте два главных экономических потока: поток факторов производства и произведённых благ в материальной, физической форме или в форме услуг (внешний кругооборот), поток доходов и расходов в денежной форме, то есть финансовый поток (внутренний кругооборот).
Рис. 2.9.
В экономике происходит обмен между домашними хозяйствами и предприятиями (фирмами). Домашние хозяйства владеют ресурсами и предоставляют их фирмам посредством рынков ресурсов. Фирмы используют ресурсы, производят продукты и поставляют их на рынки товаров и услуг. В результате взаимодействия между домашними хозяйствами и предприятиями формируется общий объём производства в экономике. Домашних хозяйств и фирм в экономике великое множество. Например, в США число домашних хозяйств примерно 96 млн., количество фирм составляет более 20 млн. В российской экономике в 2000 г. действовало около 40 млн. домашних хозяйств и около 3 млн. предприятий.
Домашние хозяйства (левый блок на схеме) получают доход, поставляя рабочую силу на рынок труда, капитал на рынок капитала, землю и сырье на рынки земли и сырья. Они продают фирмам услуги факторов производства, получают доходы (зарплату, процент, прибыль, ренту) и покупают производимые фирмами товары и услуги. Доходы домашних хозяйств превращаются в их расходы, когда они покупают потребительские товары и услуги на рынках товаров.
Фирмы (правый блок) покупают ресурсы на рынках факторов производства, используют их для производства продукции, и затем поставляют эту продукцию на рынки товаров и услуг. Расходы фирм на покупку факторов производства превращаются в доходы домашних хозяйств. Продавая свою готовую продукцию на рынках товаров и услуг, фирмы получают доходы и тем самым возмещают свои расходы на покупку ресурсов.
Управление потоками факторов производства и товаров осуществляется посредством рынков факторов производства (нижний блок) и рынков товаров и услуг (верхний блок). Внешний кругооборот на схеме показывает физическое движение товаров и факторов производства между домашними хозяйствами и фирмами. Внутренний финансовый кругооборот на схеме показывает потоки платежей, потоки расходов и доходов. Потоки доходов домашних хозяйств движутся в направлении от фирм к домашним хозяйствам в нижней части внутреннего кругооборота. Выходящий из сектора домашних хозяйств поток представляет собой сумму платежей за приобретаемые товары.
- Из модели экономического кругооборота следует, что в экономике в целом:
- сумма продаж фирм равна сумме доходов домашних хозяйств;
- величина общего объёма производства равна общей величине доходов домашних хозяйств;
- доходы равны расходам на приобретение товаров и услуг.
Эти выводы будут иметь важное значение для макроэкономического анализа, при построении макроэкономических моделей.
Мы в самом общем виде выяснили, как действует сформировавшаяся рыночная экономика. Вместе с тем, надо иметь в виду, что процесс возникновения и развития рыночной экономической системы это процесс длительный. В истории экономически развитых стран он занял не одно столетие. В этом историческом процессе развиваются условия, или предпосылки для возникновения и развития рыночной экономики. Важнейшими из них являются общественное разделение труда и специализация, развитие частной собственности на средства производства, личная заинтересованность производителей и собственников, свобода выбора и свобода передвижения факторов производства, государственное вмешательство в экономику, нравственность, нормы которой выработаны человечеством.
1. Фундаментальным условием возникновения и развития рыночной экономики является общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда и специализация повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции, и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена.
2. Для нормального функционирования рыночной экономики необходимо развитие частной собственности на средства производства. Общественное разделение труда и специализация, вызывая обособление производителей, также стимулируют процесс развития частной собственности. Частная собственность является господствующей формой собственности в рыночной экономике. Она выступает в форме индивидуальной частной собственности и корпоративной (акционерной) частной собственности. Вместе с тем, в странах с развитой рыночной экономикой большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность, а также собственность общественных организаций.
3. Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала - получить больший процент, предприниматели - большую прибыль, потребители - приобрести больше за меньшую цену.
4. Для того, чтобы рыночная экономика функционировала эффективно, чтобы ресурсы использовались с наибольшей пользой, необходима свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью. Свобода выбора означает что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает. Исторически именно поэтому распространение рыночной экономики стало возможным лишь при отмене феодальных ограничений, развитии политической демократии и личной свободы.
5. Условием эффективного функционирования рыночной экономики является также государственное вмешательство в экономику, её государственное регулирование. Об этом мы будем говорить подробно в последующих разделах учебника. Сейчас же необходимо иметь в виду, что рыночная экономика имеет свои недостатки, и эти недостатки может нейтрализовать, каким-то образом скорректировать, государственное регулирование рыночной экономики.
6. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходима нравственность, нормы которой выработаны человечеством. Это такие общечеловеческие ценности, как уважение к человеческой жизни, справедливость, честность, неприятие эксплуатации, деспотизма и авторитарности, свобода нравственного выбора, стремление не причинить вреда любым формам жизни. История показывает, что рыночная экономика, ориентируясь на цены и прибыль, апеллирует к наиболее эгоистичным инстинктам человека, порождает излишнее стремление к расточительному потреблению материальных благ, создаёт условия для развития эгоизма, эксплуатации и несправедливости в ущерб справедливости и человечности. Особенно это характерно для сиюминутных задач бизнеса. В долгосрочной же перспективе оказывается, что честное и справедливое поведение бизнеса является более эффективным. Многие экономисты, философы, социологи считают, что нравственное поведение и социальная ответственность бизнеса в долгосрочной перспективе совместимы с эффективностью бизнеса. Не случайно то, что в эпоху развития рыночной экономики в странах, достигших высокого уровня жизни, распространилась протестантская этика, которая в значительной степени отвечала задачам эффективного использования ограниченных ресурсов общества.
В данном разделе был рассмотрен общий механизм функционирования рыночной экономики на примере модели общего экономического кругооборота. Также была выявлена роль цен и рынков в решении фундаментальных экономических проблем общества. Выявлены условия возникновения и развития рыночной экономики. Дальнейшее рассмотрение особенностей функционирования рыночной экономики предполагает введение дополнительных важных элементов системы. Речь идёт о том, что для нормального функционирования рынков товаров и факторов производства необходима рыночная инфраструктура.
Инфраструктура экономики вообще, в самом широком смысле этого слова, - это какие-то институты, организации, отрасли и части экономической системы, обеспечивающие нормальное функционирование всей экономики или её отдельных частей и отраслей. Например, транспортная сеть - это инфраструктура, которая обеспечивает технологическое единство всех отраслей экономики, непрерывность и взаимодополняемость всех производственных систем. Условно в экономике можно выделить производственную, социальную и рыночную инфраструктуры. Все они тесно связаны между собой.
Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание. Социальная инфраструктура - это комплекс отраслей, связанных с воспроизводством рабочей силы. В этот комплекс входит здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, сфера организации досуга, общественное питание, услуги по домашнему хозяйству.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих различные рынки и рыночную экономику в целом и обеспечивающих их функционирование. Во всём сложном и взаимосвязанном комплексе рыночной инфраструктуры можно выделить инфраструктуру рынка труда, рынка капитала, рынка земли, рынка товаров и услуг, а также макроэкономическую инфраструктуру (См. Рис. 2.10.). Важнейшие элементы каждой инфраструктуры на данном этапе знакомства с рыночной экономикой можно лишь перечислить. В дальнейшем мы познакомимся с некоторыми из них, например, с деятельностью центрального банка, министерства финансов. Охватить всё разнообразие рыночной инфраструктуры можно лишь при изучении конкретных экономических дисциплин, таких как финансы, денежное обращение и кредит, статистика, бухгалтерский учёт и аудит, маркетинг, экономика предприятия, экономика торговли и др.
Рис. 2.10.
- центральный банк;
- денежно-кредитная политика;
- государственный арбитраж;
- министерство экономики;
Таким образом, рыночная экономическая система - это такая система, где ресурсы распределяются и используются, главным образом с помощью механизма рыночной конкуренции, центром которой является цена блага. Рыночный экономический механизм дополняется государственным регулированием экономики. С точки зрения социально-экономических отношений в этой системе господствует частная собственность на средства производства, но вместе с тем большую роль играют государственная, смешанная и кооперативная собственность. Оценивая эту систему по уровню материально-технического развития, можно определить рыночную экономическую систему как индустриальную и постиндустриальную экономику. Большинство стран с рыночной экономикой представляют собой индустриальное общество со структурой отраслей, где преобладают отрасли обрабатывающей и добывающей промышленности. В наиболее развитых странах сформировалась постиндустриальная информационная экономика с преобладанием сферы услуг в структуре национального хозяйства.
Спрос и его факторы
Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Существуют понятия «потребность» и «спрос».
Потребность - это желание людей иметь товары и услуги, которые удовлетворяют их желание. Потребности человека безграничны и постоянно растут, что выражается в «законе возвышения потребностей».
Спрос - это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги. Следовательно, желание людей должно быть подкреплено деньгами. Потребности переходят в спрос тогда, когда есть денежные средства для приобретения данного товара.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается символом D.
Существует зависимость между ценой Р и количеством покупаемого товара Q. На это указывают точки А, В, С на кривой спроса D (рис. 7.1).
Кривая спроса D направлена вниз и вправо. Это означает, что зависимость между ценой и количеством покупаемого товара отрицательная и обратно пропорциональная.
Чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его цена, тем больше его покупают. Такая зависимость выражается в законе спроса. Суть закона спроса: чем выше цена, тем меньше спрос, и наоборот. Причинами сокращения спроса являются рост цен и ограниченность доходов населения.
Различают индивидуальный и рыночный спрос.
Р
Q
Рис. 7.1
Индивидуальный спрос - это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос - это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
Максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар, есть цена спроса. Связь между объемом спроса на товар и ценой товара представляет шкалу спроса. Она показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товар по каждой из множества цен.
Спрос можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Спрос с количественной стороны - это количество потребляемых благ на данный момент. Спрос с качественной стороны - это платежеспособность, т.е. сумма денег, уплаченных за приобретенный товар.
На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы (детерминанты).
Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения и закон убывающей полезности.
Эффект дохода - это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товар и в то же время может обратиться к другим товарам, так как покупательная способность денег (дохода) увеличивается.
Эффект замещения - это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров. Покупатель при этом склонен заменять дорогие товары более дешевыми взаимозаменяемыми, т. е. альтернативными товарами, например, сливочное масло маргарином, говядину свининой.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности или удовлетворения, чем от предыдущей. Например, третье мороженое менее полезно, чем первое и второе. Поэтому покупатели будут покупать дополнительные единицы продукта только при снижении его цены (об этом подробнее ниже).
Хотя цена является самым важным фактором, влияющим на спрос, однако и неценовые факторы влияют на спрос и вызывают его изменение. К ним относятся: изменение вкусов потребителей, изменение количества покупателей, изменение дохода цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменение в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо или влево (рис. 7.2).
Изменение вкусов потребителей. Это происходит под воздействием рекламы, моды, возраста, климата. Например, неблагоприятный климат смещает кривую вниз (D2), а благоприятный - вверх (D1).
Изменение количества покупателей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос D и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса D.
Изменение дохода (бюджета) покупателей. При росте дохода увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. Следовательно, кривая спроса D смещается вверх (D1). И, наоборот, при уменьшении дохода кривая D смещается вниз (D2).
Изменение цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары. Снижение цен на авиабилеты сокращает спрос на поездки автобусами. Следовательно, спрос, на самолеты растет и кривая сдвигается вверх (D1). И напротив, падает спрос на автобусы (D2).
Изменение в ожиданиях потребителей (потребительское ожидание). Неблагоприятная погода в Америке порождает ожидание более высоких цен на кофе и тем самым растет текущий спрос на кофе. Кривая спроса D смещается вверх (D1), а благоприятная погода сокращает текущий спрос и кривая стремится вниз (D2).
P
Q
Рис. 7.2
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
- Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
- эффектом дохода;
- эффектом замещения;
- действием принципа убывающей предельной полезности.
1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объёма приобретаемых других товаров.
2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
3. Закон убывающей предельной полезности (рассматривается в теме 4) заключается в том, что каждая дополнительная еди<