Общая характеристика прямых и косвенных методов регулирования рыночной экономики

Государственное регулирование есть процесс ориентации государством воспроизводства об­щественного капитала, организуемого монопо­лизированным конкурентно-рыночным механиз­мом в направлении предусмотренного варианта движения и развития. Данным определением не ис­ключается, то, что в отдельных случаях государ­ственное воздействие на экономику предусматривает использование директивных, жестких мер, а иногда, по сути, и приближаться, к управлению.

В современной науке существуют различные определения категории «государственное регулирование экономики», и, как следствие, по-разному трактуются назначение и конечные цели государственного регулирования.

В современных исследованиях назначение государственного регулирования экономики рассматривается как база для реализации национальных интересов страны, как способ влияния на развитие общественного производства и улучшения социального развития страны, в качестве цели государственного регулирование выделяются стабилизация и приспособление социально-экономической системы к переменчивым условиям внешней среды. Такая неопределенность к определению назначения государственного регулирования в рыночной экономике приводит к использованию значительного количества мероприятий государственного регулирования, которые зачастую не приводят к желаемым результатам. Методы регулирования рыночной экономики как способы влияния на экономическое развитие принято разделять на прямые методы и косвенные методы.

Методы прямого регулирования понимаются обычно как действия органов власти с использованием прямых бюджетных ассигнований или административного ресурса в виде установления формальных (нормативные акты) и неформальных (договоренности, указания) правил экономической деятельности.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного воздействия определяются через влияние на интересы хозяйствующих субъектов в целях побудить их действовать определенным образом. В некоторых случаях в качестве критерия идентификации косвенных методов указывается, что они воздействуют на поведение экономических агентов, хотя не всегда возможно провести четкую грань между различными по характеру методами.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Карташова О.И. на основании анализа литературы представляет классификацию методов в зависимости от характера вмешательства государства в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация методов регулирования рыночной экономики

Методы регулирования Прямые методы регулирования экономики Косвенные методы регулирования экономики
Денежные методы регулирования Налоги; государственные заказы и закупки; кредиты и кредитные льготы; приобретение пакета акций; субсидии Таможенные пошлины; ставка рефинансирования; субсидии; налоги; кредиты и кредитные льготы
Неденежные методы регулирования Разрешения, запреты, предписания: нормативы при установлении цен; норма резервирования; сертификаты, требования, лицензии; параметры экологической безопасности Норма резервирования; предоставление информации; индикативное планирование

При этом, расширить классификацию, Карташова О.И. предлагает, путем выделения в составе прямых и косвенных методов мер макроэкономического характера, или неадресных мер (например, путем снижения ставки рефинансирования) и мер структурных, адресных, таких как прямое кредитование предприятий, относящихся к малому бизнесу, субсидий сельскохозяйственным предприятиям и многодетным семьям.

Некоторыми экономистами выделяются три формы государственного регулирования:

– административные методы, включают: меры контроля за ценами и доходами, лицензирование, квотирование;

– прямые методы, включают: целевые субсидии, льготные кредиты;

– косвенные методы, включают: политику в области кредитно-финансовых, валютных и иных отношений, налоговых систем.

В целом, приведенная классификация форм государственного регулирования рыночной экономики, базируется на разделении денежных и неденежных способов прямого регулирования и не является исключительной.

Следует учесть также, что конкретный метод обычно, включает различные инструменты, которые объединены по определенному признаку, при этом, инструмент, является средством реализации выбранного метода регулирования рыночной экономики, поэтому существуют расхождения во мнениях, по поводу отнесения методов и инструментов к определенной группе.

Различные ученые в области экономики относят такие инструменты регулирования, как налоговые льготы или норму банковского резервирования и целевые субсидии, к разным методам. Это объясняется тем, что большинство авторов, классификации методов регулирования рыночной экономики, выбирают в качестве одного из основных критериев идентификации мер косвенного влияния их опосредованное и безадресное воздействие на производство и потребление.

Привычная классификация методов регулирования имеет ограниченное, но полезное практическое значение:

– инструменты косвенного регулирования оказывают влияние на процессы и события, которые напрямую не затрагиваются применением определенного инструмента;

– косвенные эффекты порой возникают даже в результате применения мер прямого регулирования, поэтому их нужно учитывать;

– это достаточно понятная и простая без теоретического обоснования логика, позволяющая идентифицировать методы регулирования рыночной экономики.

Несомненно, что прямое регулирование обладает не менее сильным распределительным эффектом. Разрешение, запрещение, предписание и прямая поддержка определенного поведения экономических агентов способствуют реализации права государства использовать принуждение или распределение права собственности в соответствии с представлениями государства об эффективности и справедливости. Выбор направления действий строго ограничивается или предопределяется не рынком, а государством – это является признаками прямого регулирования.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что методы государственного регулирования экономики являются неоднозначными и представляют достаточно широкий спектр воздействий. Прямые методы регулирования задают правила поведения субъектам современного рынка. Косвенные методы регулирования рыночной экономики, устанавливают условия, необходимые для приобретения прав собственности либо отказа от них, воздействуют на соотношение дополнительных затрат и выгод, которые возникают в процессе деятельности экономических агентов, и тем самым стимулируют перераспределение ресурсов за счет выбора решений по поводу направления и количественных параметров действий.

Наши рекомендации