Общая характеристика рыночной экономики

Понятие рынка в узком и широком смысле. Модель свободного рынка и его ключевые свойства. Основные категории рыночного хозяйства. Спрос и его зависимость от цены. Кривая спроса. Закон спроса. Неценовые факторы, определяющие величину спроса. Эластичность спроса и ее влияние на политику цен фирмы.

Предложение и цена. Кривая предложения. Факторы, определяющие величину предложения. Соотношение спроса и предложения. Конъюнктура рынка. Равенство спроса и предложения. Цена равновесия и ее основа.

Конкуренция и ее виды. Монополия и причины ее возникновения. Естественная монополия.

Функции рынка. Структура рынка и его инфраструктура.

Тема 6

Механизм функционирования рыночной экономики

Саморегулирование рыночного хозяйства. Фундаментальные задачи экономики и их решение в условиях рыночных отношений. Прибыль как руководящий мотив деятельности предпринимателя. Условия максимизации прибыли на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде. Правило максимизации прибыли (MR=P=MC). Условия деятельности фирмы на рынке чистой конкуренции в долговременном периоде. Спрос как исходное звено в механизме саморегулирования рыночной экономики.

Формула производственной эффективности конкурентной рыночной экономики (Р=АС). Формула эффективности распределения ресурсов (Р=МС). Способность конкурентного рынка адаптироваться к изменениям.

Роль конкуренции в механизме функционирования рынка. Основные звенья саморегулирования рыночной экономики.

Особенности механизма функционирования рынка несовершенной конкуренции: рынка монополистической конкуренции, олигополистического рынка, рынка чистой монополии.

Внешние эффекты рыночной деятельности и несовершенство рыночного механизма.

Тема 7

Предпринимательство в рыночной экономике

Сущность предпринимательства: понятие, структура, функции. Инфраструктура предпринимательства. Типы предпринимательских структур и параметры их разграничения: качественные (форма собственности, характер и содержание деятельности, способы и методы ведения конкурентной борьбы) и количественные (объем продаж, годовой оборот капитала, численность занятых).

Организационно-правовые формы предпринимательства в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели. Признаки юридического лица. Товарищества (полное и коммандитное). Хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа). Корпорации.

Производственный кооператив. Государственные и муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (унитарные и казенные предприятия). Преимущества и недостатки существующих организационно-правовых форм. Организационно-экономические объединения: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ). Малое предпринимательство. Венчурное предпринимательство.

Тема 8

Особенности формирования рыночной экономики в России

Условия и предпосылки формирования рыночной экономики. Основные черты социально-ориентированной рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация. Институциональные преобразования. Российская приватизация, ее противоречия и социально-экономические последствия. Развитие многообразных форм собственности и формирование рыночной среды. Либерализация цен. Финансовая стабилизация. Создание рыночных институтов. Рыночные реформы в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы. Влияние глобализации на выбор стратегии развитии национальной экономики.

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 9

Наши рекомендации