Глава 5. общая характеристика рыночной экономики

«Рынок не производит предметов, а передает ин­формацию о них».

Ф. А. фон Хайек

§ 1. Рынок и условия его возникновения

В самом общем виде рынок можно определить как сти­хийный порядок. Эта характерная черта рынка обсуждалась в гл. 4. Учи­тывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - этоспособ взаимодействия производителейи потребителей, основан­ный на децентрализованном,безличностном механизме ценовых

Общая характеристика рыночной экономики

сигналов.В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продаю­щие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капита­ла, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В разделе «Макроэкономи­ка», когда мы будем учитывать и международные экономические связи, предметом анализа будет и еще один субъект рынка - заграница.

Домашнее хозяйство- основная структурная единица, функциони­рующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляют­ся конечные продукты сферы материального производства и сферы ус­луг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходу­ются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью по­лучения дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело соб­ственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не про­сто на личное потребление, а для расширения производственной дея­тельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительствопредставлено главным образом различными бюд­жетными организациями, которые не имеют своей целью получение при­были, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в со­ставе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреж­дения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея цен­ными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; рас­ходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Соответственно современная рыночная экономи­ка - это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капита­лов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются обществен­ное разделениетрудаи специализация.Первая из этих категорий оз­начает, что в любом более или менее многочисленном сообществе лю­дей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само­обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономичес­кими благами. Различные группы производителей занимаются отдель­ными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализа-





Глава 5

цию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительногопреимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравнительное преимущество является од­ним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограни­ченными ресурсами. Например, два человека, А \л В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 плать­ев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъекта А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обуви равна че­тырем платьям. Относительно меньшая альтернативная стоимость (из­держки упущенных возможностей) производства обуви - у производите­ля А. Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специа­лизироваться) на производстве обуви, другому производителю целесо­образнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у производителя Б. Принцип сравнительного преимущества объясняет как процессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в меж­дународных масштабах, о чем будет подробно сказано в гл. 27.

Условием возникновения рынка является и так называемая эконо­мическая обособленность,или хозяйственная автономиясубъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе обществен­ного разделения труда и специализации, полностью независимые, само­стоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяй­ственная автономия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продук­цию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособ­ленности является режим частной собственности. На последнем выво­де необходимо остановиться подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в об­ществе отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав», рассмотренного в гл. 4, § 2? Кто станет специализироваться, например, на производстве карто­феля с целью последующего обмена его на другую необходимую про­дукцию, если по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продук­цию государству); если не существует права продажи и наследования земельного участка и т. д. Конечно, можно заставить производить кар­тофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о

Общая характеристика рыночной экономики

рынке, ибо перед нами будет пример иерархической системы хозяйства. Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на ко­торые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пи­рожных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживлен­ных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэ­пидемстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для желающих заняться производством пирожных на продажу, по предвари­тельным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издер­жки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является сво­бодный обмен ресурсами.Ведь общественное разделение труда, спе­циализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обменивать­ся произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свобод­ным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наи­более эффективные направления их деятельности.

§ 2. Экономические и неэкономические

блага. Товар

Благо- это средство удовлетворения потребностей человека (см. гл. 3).

Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости, о котором уже шла речь ранее. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количе­стве. Экономическое благо является редким благом. Именно соотноше­ние между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менге-ра, видного представителя австрийской школы), и доступным для распо­ряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономичес­кими. Так, если вы живете в тайге, стволы деревьев для постройки жили­ща не являются для вас экономическими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериа­ле. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не





Глава 5

является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступ­ное для удовлетворения этой потребности количество воды. Неоклассичес­кая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназна­ченное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда.

Товары, подчеркивает К. Менгер, это «экономическиеблага, неза­висимо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предла­гающих их для продажи, от их материальности, независимо от характе­ра их как продукта труда, предназначенные для обмена».1Важнейши­ми характеристиками товара являются потребительная ценность (сто­имость)и меновая ценность (стоимость).2Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А. Смит, Д. Рикар-до, Т. Мальтус, К. Маркс, Дж. С. Милль и многие другие экономисты под­черкивали различие между потребительной и меновой ценностью.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают благо потре­бительной ценностью.Потребительная ценность может непосред­ственно удовлетворять личную потребность человека или служить сред­ством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, карто­фель и т. д. удовлетворяют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т. д.

Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные че­ловеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих де­ревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, явля­ется товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а посту­пать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять по­требности других членов общества.

1 Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М„ 1992. С. 201-202. 2 В дореволюционные време­ на и первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. английский термин «value» и не­ мецкий «Wert» в русской эконо­ мической литературе переводи­ лись словом «ценность».

Меновая ценность- это количе­ственное отношение, в котором потреби­тельные ценности одного рода обменива­ются на потребительные ценности друго­го рода. Например, 1 топор обменивает­ся на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и вы­ражена их меновая ценность. Сторонни­ки трудовой теории стоимости считали (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.), что

Общая характеристика рыночной экономики

товары в определенных количествах приравниваются друг к другу, пото­му что они имеют общую основу - труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств товара - масса, объем, фор­ма и т. п., а только трудовые затраты. Необходимым условием обмена является различие потребительных ценностей обмениваемых товаров, но потребительные ценности различных товаров, как качественно раз­нородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости являются ко­личественно несоизмеримыми.

Однако в современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полез­ности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность, причем именно проблема срав­нения, соизмерения различных полезностей занимает важнейшее мес­то в их учении.

Если же стоимость товара определяется затратами труда на его про­изводство, то труда какого качества и какова должна быть продолжи­тельность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным из­мерителем трудовых затрат является в теории трудовой стоимости ра­бочее время. Стоимость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым общественно необходимым рабочим временем. Эта категория характеризует время, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нор­мальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».1 Но вновь возникает вопрос-это труд простой или сложный? Квалифицированный или неквалифици­рованный? Умственный или физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или услуга? Так, например, К. Маркс такого разнообразия вопросов не рассматривает и говорит лишь о проблеме простого и сложного труда. По его мнению, сравни­тельно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или воз­веденный в степень простой труд, поэтому меньшее количество слож­ного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) определяются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Внятного ответа трудовая теория на этот вопрос не дает.

Обратимся к более развернутой характеристике теории предельной полезности, которая, по мнению многих западных экономистов, произ­вела настоящий переворот в экономической теории, фигурирующий под названием «субъективной революции».

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 47.






Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



§ 3. Теория предельной полезности

и субъективная ценность блага

Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат тру­да. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рынке. И вот здесь-то возникают возражения со сто­роны теоретиков предельной полезности. В чем их суть? Если товар по­купается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затратытрудана производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для покупателя обладает определенным по­лезным эффектом; покупатель ценитэтот товар. Недаром, как уже от­мечалось, на русский язык немецкое слово «Wert» или английское «value» в конце XIX - начале XX вв. переводились именно как «цен­ность»,и это был более точный перевод. А ценность - это категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следовательно, со­гласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективноприсущим вещи. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и при­дают произведенному благу свойства стоимости. Таким образом, трудовая стоимость - лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) конституируется лишь на рынке и вне его просто не существует.

Чем определяется стоимость букета диких цветов (ландышей), кото­рые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной пло­щади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжитель­ностью индивидуального рабочего времени на собирание ландышей или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости - нет, не индивидуальным временем, а общественно необхо­димым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно невоспроизводимых товаров. Тогда - другой пример: несвежие, а попросту тухлые куриные яйца (товар свободно воспроизводимый). В Китае (где такого рода яйца - блюдо китайской кухни) их стоимость, допустим, определяется общественно необходи­мым рабочим временем. Перевезем эти яйца (на поезде или самолете) в российскую глубинку. Казалось бы, стоимость этого продукта должна еще увеличиться (учитывая затраты труда на транспортировку), однако в российских условиях яйца такого качества вообще не будут куплены. Они не имеют потребительной ценности, следовательно, и не имеют вообще никакой ценности. Разумеется, в наших рассуждениях мы не будем ломиться в открытую дверь: сторонники трудовой теории стоимо-

сти прекрасно понимали, что без потребительной ценности, без обще­ственной полезности блага невозможно вообще существование катего­рии товара. Речь идет о другом - о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это - объективное свой­ство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выявить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, сто­имость (ценность) есть прежде всего категория обмена.

Помимо этого, неоклассики, в том числе и австрийская школа, под­черкивают, что в создании ценности товара принимают участие несколь­ко равноправных факторов производства - труд, капитал, земля, пред­принимательские способности, а не только один труд.

Расхождение теории предельной полезности с теорией трудовой стоимости связано и с проблемой соизмерения разнородных потреби­тельных ценностей, или полезностей. Ведь в каждом конкретном случае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе ин­дивидуального потребления постоянно происходит сопоставление по­лезного эффекта различных благ. Вообще без сопоставления потребно­стей, без оценки полезного эффекта тех или иных материальных и ду­ховных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного ре­шения, никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

При этом сама проблема поиска измерения полезности вызывала оживленную полемику в среде сторонников теории предельной полез­ности. В каких единицах измерить полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два «лагеря» - ордина-листови кардиналистов,однако суть этой проблемы можно уяснить лишь после изучения самой категории предельной полезности, кривой спроса и других важных категорий экономической науки.

Обратимся к более подробной характеристике проблемы ценности в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту теорию, - У. Джевонс, А. Маршалл (Великобритания), Е. Бем-Баверк, К. Менгер, Ф. Визер (Австрия), Л. Вальрас (Швейцария), В. Парето (Ита­лия) и другие в основном создавали свои труды во 2-й половине XIX -начале XX в. Нередко вклад этих исследователей (особенно представи­телей австрийской школы) в развитие экономической теории именуют «субъективной революцией», или революцией «предельной полезнос­ти». Цена, определяемая предельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хозяйственной жизни и позволила создать тот раздел экономической науки, который сейчас принято называть тео­рией потребительского выбора (см. § 9 настоящей главы). Чаще всего в связи с этим упоминается знаменитый «парадокс Смита»:почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизненных потребностей, стоит




б*



Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



так дорого? Ответить на этот интересный вопрос нам поможет именно теория предельной полезности. По мнению Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должен быть знаком каждый образованный человек.1

Сторонники теории предельной полезности рассматривают, прежде всего, субъективную ценность, выражающую отношение человека к вещи. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т. е. с величиной его запаса. «Ценность предполагает, - писал Е. Бем-Баверк, - именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их».2 Представители теории предельной полезнос­ти, выводя ценность из полезности, считали необходимым выделить два вида полезности:

а) абстрактную, или родовую полезность, т. е. способность блага
удовлетворять какую-либо потребность людей;

б) конкретную полезность, которая означает субъективную оцен­
ку полезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная
оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного бла­
га и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивнос­
ти потребности).

По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») падает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлетворяющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что ценностьблага данного рода определяется полезностью предель­ного экземпляра,удовлетворяющего наименее настоятельную по­требность.3

1 Хайек Ф. Пагубная самона­ деянность. М., 1992. С. 175. 2 Бам-Баверк Е. Основы тео­ рии ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в поли­ тической экономии. М., 1992. С. 262. 3 Термин «предельная полез­ ность» был введен в экономичес­ кую науку Фридрихом фон Визе- ром (1851-1926), видным пред­ ставителем австрийской школы.

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е. Бем-Баверка служит позаимствованный им из работы К. Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна распола­гается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворе­ния самых насущных потребностей пита­ния, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашних птиц, четвертый - для изготовления пива, пя­тый - для забавы (кормления попугаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник отказался бы лишь от корма попугаев, т. е. удовлетворения наименее настоятельной потребности. Поэтому именно ею определяется ценность каж-

дого из пяти мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает после­днее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода».1 Следовательно, полез­ность последней единицы каждого блага, т. е. единицы, которая удов­летворяет наименее настоятельную потребность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной теории, субъективная оцен­ка каждого блага человеком непосредственно определяется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые пропорции или цены товаров зависят от субъективных оценок и, в конечном счете, тоже оп­ределяются предельной полезностью (см. также о предельной полезно­сти в § 9 настоящей главы).

Теперь становится возможным объяснить и «парадокс Смита»: нуж­но различать общую полезностьвсего запаса блага и его предельную полезность.Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше об­щей полезности алмазов, но ценность этих экономических благ объяс­няется предельной полезностью, а она выше у алмазов.

Родоначальником нового направления в теории ценности и цен яв­ляется выдающийся английский экономист А. Маршалл. По его мнению, теория предельной полезности страдает определенной одностороннос­тью, поскольку объясняет ценность только одним фактором. Широко известно мнение А. Маршалла о необходимости синтеза предельной по­лезности и издержек производства при определении того, чем опреде­ляется стоимость товара. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками произ­водства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».2

Именно с работами А. Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены. Принцип монизма означает, что должен быть найден единыйисточникстоимости, единое основаниецены, единыйисточникдоходов обще­ства в рыночном хозяйстве. Таким единственным источником, например, в теории К. Маркса является труд, и только труд. Теоретики австрийс­кой школы ищут такое единое основание в категории предельной полез­ности. В теории же А. Маршалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодействия рыночныхсил, лежащих как насторонеспроса

1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ. соч. С. 278, 279 . 2 Маршалл А принципы экономической науки. М„ 1993. Т. II - с. 31-32.
(предельная полезность),таки предло-

жения (издержки производстватовара).

По мнению А. Маршалла, ценность това-

ра в равной мере определяется полезно-

стью и издержками производства..

Дать развернутую характеристику

Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



второй стороне (издержкам производства) в этом параграфе не пред­ставляется возможным, так как для этого нужно познакомиться с катего­рией предельных издержек (гл. 6), а также с теорией предельных про­дуктов и предельной производительности факторов производства (гл. 10). Но уже здесь можно заметить, что в теории неоклассиков при определении ценности товаров используется своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовление то­вара, в том числе и фактора труда. Почему осуществляются затраты труда на производство какого-либо товара (и не только труда, но и дру­гих факторов - капитала и земли)? Потому что общество испытывает потребность в какой-то конкретной полезности. Именно ценностью это­го товара, этой полезностью и будут определяться ценности затрат тру­да, капитала и земли. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаба его примене­ния и в целом - величину издержек производства. Стоимость готового товара вменяетсястоимости использованных при его изготовлении факторов производства. Поясним этот принцип на конкретных примерах. Разработка нефтяных месторождений, добыча нефти и производство бензина осуществляются потому, что люди ценят такое благо, как авто­мобиль. Чем выше оценки полезности этого блага, тем в больших масш­табах будут осуществляться затраты труда и других факторов на добычу нефти и изготовление бензина. Не потому дорог бензин, что высоки затра­ты на добычу нефти, а наоборот: из-за высокой ценности для автомобили­стов бензина будут высоки и затраты на добычу нефти. Этот принцип Е. Бем-Баверком описан так: «Не потому дорого токайское вино, что до­роги токайские виноградники, а наоборот».1 Начиная с работ А. Маршал­ла, в экономической теории отчетливо проявился отход от поисков суб­станции стоимости и переход к функциональному анализу, к одновре­менному определению взаимовлияния цены и спроса-предложения.

Происхождение денег

Вопрос о происхождении денег различными теоретичес­кими школами связывается с процессом развития обмена.

Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие тор­говли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который

1 Бем-Баверк Е. Основы тео- рии ценности хозяйственных- благ Указ- С04- с- 334-
Ф. Хайек назвал «расширенным поряд-

ком человеческого сотрудничества».

Самой простой формой обмена явля-

ется бартер. Бартер - это непосредствен

ный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обменива­ет 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при огра­ниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участни­ков при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торгов­лю большого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множество промежуточных торговых сделок, прежде чем вы наконец станете обладателем кувшина.

Это затруднение, отмечал К. Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуж­дения» приводит к решению указанного затруднения».1 Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, облада­ющий наибольшей способностью ксбыту (термин К. Менгера). Выра­жаясь современным языком, речь идет о товаре, обладающем наиболь­шей ликвидностью.Ликвидный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С понятием ликвидности мы еще будем нео­днократно встречаться в последующих главах учебника.

Пока нам требуется выяснить, от чего же зависит способность това­ра к сбыту, или ликвидность.

Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физических оснований отстранены от их приобретения; которые не зна­ют о появившейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограниченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ог­раничений.

Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в ко­торой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препят­ствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную местность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.

1 Менгер К. Основания поли тической экономии. Австрийская школа в политической экономии м., 1992. С. 218.
В-третьих, способность товаров к сбыту ограничена количественно.
Эта способность ограничена размерами еще неудовлетворенных по­
требностей; кроме того, всегда существуют границы количественного
объема сбыта, сильно различающиеся у
разных товаров. Так, К. Менгер предлага-

ет сравнить способность к сбыту какого-

либо научного трактата о перуанских

древностях и способность к сбыту мяса.

или хлеба.

Глава 5

Общая характеристика рыночной экономики



В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.1

Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги - это абсолютно ликвидноесредство обмена.Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов эконо­мической жизни общества. Они, как ясно из предыдущего анализа, по­явились на определенном этапе развития хозяйственной жизни обще­ства, но не как продукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат развития экономических отношений, как результат есте­ственной хозяйственной жизни людей.

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регио­нах люди находили такой товар, который отличался большей способно­стью к сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использо­вались любые товары - скот, зерно, соль, медь и т. д., но все они долж­ны были удовлетворять одному требованию: получить общее призна­ниеи покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до кон­ца княжения Дмитрия Донского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII—X вв. - восточные дирхе­мы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мордки» и т. д.). Постепенно аб­солютно ликвидным средством обмена стали драгоценные металлы -золото и серебро.

Заметим, что неоклассическая школа подчеркивает то огромное вли­яние, которое оказала на возникновение денег привычка.Этот фактор поможет многое объяснить в природе современных денег.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение ка­
тегории цены. Цена - это пропорция обменатоваров на деньги.Та­
ким образом, мы видим, что определения цены могут охватывать раз­
ные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена
- это альтернативные издержки, о чем говорилось в гл. 3. Во-вторых,
цена - это информационный сигнал («симптом экономического вы­
равнивания», по Менгеру), который подсказывает субъекту рыночного
хозяйства наиболее выгодное направление его деятельности. И, нако­
нец, цена - это пропорция обмена това­
ров на деньги.

Но вернемся к благородным мета подробней см.: Менгер к.

лам - золоту и серебру. Почему именно Основания политической экономии.-они стали деньгами? Золото и серебро Указ. соч. С. 205-210.

стали деньгами потому, что обладали совокупностью качеств, позво­ляющих им лучше, чем другим товарам, выполнять роль абсолютно лик­видного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т. е. слиток золота, поделенный на две равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слит­ка ровно в два раза уменьшилась). Этим свойством не обладают ни скот, ни меха, ни жемчуг, ни алмазы и т. д.;

4) относительная редкость золота в природе.

В современных условиях золото, а еще раньше - серебро, переста­ло быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бумажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золо­тые монеты. Что же сейчас является деньгами?

Наши рекомендации