Сущностная характеристика понятия «универсальные учебные действия»
Реформирование российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода требует пересмотра установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию обучающихся системы универсальных учебных действий (УУД). В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении.
Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. Поэтому вопрос об эффективном их формировании поднимается сегодня с особой остротой и требует внимательного изучения.
УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.Для нашей научно-исследовательской работы наибольший интерес представляют регулятивные универсальные учебные действия, т.к. они включают такие важнейший умения детей как целеполагание, рассматриваемое как постановка учебной задачи, планирование, которое понимается как определение последовательности промежуточных целей и результатов, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, способность к контролю за своими действиями, коррекция и дополнение в своей работе, оценивание качества и уровня усвоения нового материала, проявление волевых усилий и саморегуляции для достижения целей.
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение слову универсальный – разносторонний, охватывающий многое; с разнообразным назначением [49, с. 724].
Г.М. Коджаспиров определяет универсальные действия, как относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу [31, с. 48].
Так, А.Г. Асмолов дает следующее определение: «универсальные учебные действия» (в широком значении) обозначают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) этот термин можно определить как, совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [6, с. 9].Как понимает В.С. Егорина, «универсальные учебные действия» – это общественные способы действий, определяющие широкую ориентацию учащихся в различных областях [24, с. 38].
Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [24 с.15].
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
По мнению Д.В. Татьянченко, универсальные учебные действия в процессе обучения выполняют следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена разносторонностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [46, с. 11].
А.Г. Асмолов выделяет такие виды универсальных учебных действий, как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [5, с. 46].
Как считает Н.В. Медведева, познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [29, с. 14].
ФГОС выделяет следующие познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д [49, с. 33].
Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова представляют следующую структуру познавательных универсальных учебных действий: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1. Общеучебные универсальные действия подразумевают:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические – моделирование, т. е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- структурирование;
- построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. К логическим универсальным действиям они относят:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Следующий компонент – постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [20, с. 51].
Универсальные учебные действия рассматривала И.М. Осмоловская, по ее мнению, познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся, на определение ступени образовательного процесса. Это умения:
- правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- выявлять сущность особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- находить способы решения проблем творческого и поискового характера [36, с. 6].
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
М. Р. Битянова дает определение понятию метапредметные универсальные учебные действия. В значительной степени достижение образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий.
Мета (от греч. meta после, за, через) - первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, превращение.
Применительно к образовательным результатам приставка «мета» означает более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися.
Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «общеучебными») действиями понимаются способы осуществления деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметные УУД не только помогает решает учебнопознавательные и учебнопрактические задачи, но и дает возможность учащимся сознать способы действия, которые он применил.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
К регулятивным относятся: владение действиями, связанными с принятием и удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией.
К коммуникативным относятся: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; при знавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и т.д.
К познавательным относятся: владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Для построения системы развивающей педагогической работы и отслеживания ее результативности все эти формулировки должны быть уточнены и конкретизированы, превращены в педагогические задачи и показатели мониторинга [6, с. 16].
Курс экономической теории изучается (экономики) изучается по учебнику: «Экономика. Основы экономической теории» под редакцией С.И. Иванова 11 класс. - М., Вита - Пресс, 2013 г. .Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.
В 10 классе основное внимание уделено изучению микроэкономики, объяснение практического применения законов и теорий экономической науки. Программа предусматривает углублённое изучение отдельных вопросов по темам курса, таким как предмет и метод экономической науки, рыночная система хозяйствования, спрос, предложение и рыночное равновесие, фирма, рынки факторов производства, предпринимательство.
Изучение микроэкономики обеспечивает формирование у учащихся экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию. Профильное экономическое образование предполагает развитие профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.
Дидактические принципы по предмету «Экономика»:
-Акцент на компетентностную ориентацию - учащиеся получают практико-ориентированные знания;
-Современное экономическое образование должно проблематизировать ограниченность ресурсов и, как следствие, необходимость бережного отношения к производственному фактору «природа и сырье»;
-Ориентация экономического образования на воспитание предпринимательского духа;
-Способствование развитию позитивного отношения к гражданскому обществу;
-Поддержка развития способности к критической оценке, в особенности в отношении экономических взаимосвязей;
-Формирование позитивного отношения к труду;
Таблица 1