Бюджетная политика государства
Главным звеном финансовой системы является бюджет. Бюджет государственный, финансовый план государства на текущий год имеющий силу закона.
В федеративных государствах, каким является Российская федерация бюджет РФ составляется на трех уровнях – уровня центрально(федерального) правительства, уровня субъектов федерации: автономные республики, края, области и местном (или муниципальном) уровне – города, села, поселки. В унитарных государствах отсутствует средний уровень, поэтому различают только два вида бюджета – центрального правительства и местных органов власти.
Консолидированный бюджет включает в себя все расходы и доходы федерального бюджета, субъектов федерации. Это механический свод бюджетов. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом. Бюджетный процесс в РФ подразделяется на четыре этапа: составление проекта бюджета, принятие, исполнение, контроль за исполнением бюджета. Разрабатывает и представляет бюджет исполнительная власть: правительство, администрация губерний, городов. Утверждает бюджет законодательная власть к началу следующего года. Процесс разработки и принятия бюджета непрост.
Бюджет – это финансовый план доходов и расходов. Основные источники доходов государства:
o налоги (включая взносы на социальное страхование);
o часть доходов принадлежащих государству предприятий и организаций;
o дивиденды от предприятий по акциям, принадлежащих государству;
o средства от продажи ценных государственных бумаг;
o доходы от приватизации;
o доходы от внешнеэкономической деятельности;
o административные платежи, штрафы.
Государственные расходы – это расходы всех государственных органов в широком смысле, целенаправленное использование средств, аккумулируемых в доходной части государственного бюджета.
Основная проблема в планировании расходов государственного бюджета состоит в том, чтобы обеспечить использование общественных средств в соответствии с интересами основной массы налогоплательщиков, избирателей. Так, чтобы налогоплательщики видели и ощущали в жизни, что налоги, уплачиваемые ими, возвращаются, но только в другой форме.
Государственный бюджет может быть исполнен в трех вариантах: доходы сбалансированы с расходами – бюджет сбалансирован; расходы превышают доходы – дефицит бюджета; доходы превышают расходы – профицит бюджета.
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла доходы должны быть равны расходам. На практике это означает, что когда спад производства, то доходы бюджета минимальны, тогда государство для сбалансированности должно снижать государственные расходы, т.е. уменьшить государственные закупки и трансферты, что приведет к сокращению совокупного спроса, что вызовет углубление спада производства.
Концепция выравнивая доходов и расходов на протяжении делового цикла. Ее сторонники считают, что избыток доходов бюджета в фазе подъема экономического цикла, покрывал прирост государственного долга во время спада. Считается, что это возможно, если фазы цикла, подъемы и спады совпадают по своей продолжительности и по амплитуде. В реальной действительности это маловероятно.
Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а устойчивая сбалансированность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом. Кейнс исходил из основного постулата, сформулированного им. Вопросы расширенного воспроизводства следует решать не с позиции предложения ресурсов, а с позиции совокупного спроса. Кризисы перепроизводства на поверхности выступают как недостаток спроса. Главным инструментов регулирования экономики является бюджетная политика. Инструменты государственного бюджета( государственные закупки, налоги, трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику. Если же в экономике наблюдается «перегрев» то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги, что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации.