Менеджмент» (по направлениям)
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологий
управления и гуманитаризации
___________Бровка Г.М.
____________________
Регистрационный № УД-___________ /р..
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности
Менеджмент» (по направлениям)
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра «Менеджмент»
Курс – 2
Семестры – 4
Лекции – 34 часа | Экзамен – |
Практические (семинарские) занятия – 18 часов | Зачет - 4 семестр |
Лабораторные занятия – | Курсовой проект – |
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 52 | Форма получения высшего образования – дневная |
Всего часов по учебной дисциплине – 104 |
Составил(а) Ю.В. Семашко, старший преподаватель
2013г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Международные финансовые расчеты» 03.01. 2011, № ТД – Е.283/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Менеджмент»
Белорусского национального технического университета
(протокол № 17 от 18.06. 2013 г.)
Заведующий кафедрой _______________ В.Ф. Володько
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета (протокол № 5 от 25.06. 2013 г.)
Председатель методической комиссии _______________ Е.Б. Якимович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа учреждения высшего образования дисциплины «Международные финансовые расчеты» разработана для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент».
Целью изучения дисциплины - изучение функционирования экономической системы страны в ее взаимодействии с другими странами.
Основные задачи дисциплины:
· разграничить понятия открытой и закрытой, малой и большой экономических систем, определить показатели уровня участия страны в мировом хозяйстве;
· изучить модели, объясняющие механизм внешней торговли: ее причины, выгоды и границы;
· выяснить механизм функционирования валютного рынка;
· сравнить эффективность различных режимов обменных курсов;
· изучить сущность платежного баланса;
· понять механизм функционирования малой и большой открытых экономик и сравнить эффективность различных видов государственной экономической политики.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
В результате изучения учебной дисциплины «Международные финансовые расчеты» студент должен знать:
· причины и факторы международной торговли;
· объяснение факторов валютного курса и механизма влияния валютной политики на международную торговлю и экономический рост;
· объяснение механизма краткосрочных экономических колебаний в условиях открытой экономики;
· цели, методы и границы внешнеторговой политики;
· логику развития международных интеграционных объединений.
уметь:
· собирать, обобщать и интерпретировать статистические данные по мировой экономике;
· на основании статистических данных анализировать состояние экономических систем и определять необходимые цели экономической политики;
· критически оценивать необходимые для различных экономических систем меры экономической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей в открытой экономике;
· формулировать варианты скоординированной внешней экономической политики с учетом ее применимости в краткосрочном и долгосрочном периодах.
владеть:
§ категориальным аппаратом и специальной терминологией;
§ методами и инструментами международной экономической политики
Согласно учебному плану учреждения высшего образования на изучение дисциплины отведено всего 104 ч., в том числе 52 ч. аудиторных занятия, из них лекции - 34 ч., практические занятия - 18 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ЭКОНОМИКУ
Предмет и методология международной экономики
Предмет и задачи мировой экономики как науки. Международное разделение труда. Мировой рынок и движение товаров. Международное движение ресурсов. Потоки доходов и ресурсов в открытой экономике. Группировка стран в мировой экономике.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Тема 3. Торговая политика
Виды таможенных тарифов. Теория тарифов: анализ влияния тарифов на выигрыши и потери потребителей, производителей и правительства. Понятие оптимального тарифа.
Нетарифные инструменты торговых ограничений: импортные квоты, лицензирование, «добровольное» ограничение экспорта, экспортные субсидии, кредиты, демпинг.
Протекционизм и свободная торговля: аргументы "за" и "против". Протекционизм как защита отечественного производителя в "молодых", "престижных" и "оборонных" отраслях.
Внешнеторговая политика в Республике Беларусь.
Тема 9. Платежный баланс
Сбережения, инвестиции и равновесная ставка процента. Счет текущих операций, апсорбция и международная торговля. Влияние мировых процентных ставок, инвестиционных шоков, шоков предложения и шоков внешней торговли на сальдо счета текущих операций.
Бюджетное ограничение страны. Бюджетный дефицит, инвестиции, сбережения и счет текущих операций.
Структура платежного баланса. Статьи текущего счета. Счет движения капитала. Роль официальных резервов инвалюты.
Счет денежной системы. Взаимосвязь платежного баланса и счета денежной системы.
Анализ платежного баланса Республики Беларусь. Проблема финансирования дефицита платежного баланса.
Тема 10. Модель IS/LM/BP
Равновесие рынка благ и кривая IS. Экономический смысл кривой IS. Положение IS. Влияние реального обменного курса на объем совокупного спроса и сдвиги кривой IS.
Равновесие денежного рынка и кривая LM. Экономический смысл кривой LM. Положение LM. Влияние на кривую LM обменного курса и мобильности капитала.
Внешнее равновесие. Экономический смысл и положение кривой BP. Влияние мобильности капитала на наклон кривой.
Равновесие в модели. Приспособление открытой экономики к экзогенным шокам.
Сравнение воздействия фискальной и монетарной экспансии на объем выпуска при фиксированном и плавающем обменном курсе.
Экономическая политика при различных режимах обменного курса и различной мобильности капитала.
Проблема координации внутренней внешнеэкономической политики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Методические пособия, средства обучения (оборудование, учебно – наглядные пособия и др.) | Литература | Форма контроля занятий | |||
лекции | семинары | Лабораторная работа | управляемая самостоятельная работа студента | |||||
1. | ВВЕДЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНУЮ ЭКОНОМИКУ | |||||||
1.1 | Предмет и методология международной экономики. 1. Разделение труда как основа мировой экономики. 2. Показатели развития мировой экономики. 3. Глобализация – путь к мировому рынку. 4. Группировка стран в мировой экономике. | Статистические данные. Статьи | [1] [2] | обсуждение статей | ||||
2. | ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ | |||||||
2.1 | Понятие абсолютного и сравнительного преимущества 1. Теория абсолютных преимуществ. 2. Теория Хекшера-Олина. 3. Парадокс Леонтьева и варианты его объяснения. 4. Влияние торговли на изменение цен ресурсов. Теорема Столпера-Самуэльсона. 5. Эффекты экономии на масштабе и обучения. | Статистические данные. Статьи | [1] [2] [3] [4] | опрос, решение задач, тесты, анализ статистики | ||||
2.2 | Торговая политика 1. Теория и практика тарифного регулирования. 2. Нетарифные инструменты торговых ограничений 3. Протекционизм и свободная торговля: аргументы "за" и "против". 4. Внешнеторговая политика в Республике Беларусь. | Статистические данные. Статьи | [1] [2] [3] | Опрос, решение задач, тесты | ||||
2.3 | Промышленная политика. 1. Роль индустриальной политики в структурной перестройке экономики. 2. Международные картели. 3. Сельскохозяйственная политика. | - | Статьи | [2] [3] | Опрос, тесты | |||
3. | МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ РЕСУРСОВ | |||||||
3.1 | Международное движение трудовых ресурсов 1. Международная миграция: история, влияние на страны эмиграции и иммиграции. Экономические эффекты инвестиций. 2. Система международного кредита. 3. Международное движение технологий | Статистические данные. Статьи | [1] [2] [3] | Опрос, анализ статистики | ||||
3.2 | Международное движение капитала 1. Система международного кредита: виды, причины, тенденции. 2. Международный кризис задолженности: пути разрешения проблемы. 3. Прямые иностранные инвестиции: экономические эффекты для принимающей страны. 4. Транснациональные корпорации. Портфельные инвестиции. | Статистические данные. Статьи | [2] | опрос, тесты | ||||
3.3 | Экономическая интеграция. 1. Теория интеграции. 2. Эффекты интеграции 3. История европейской экономической интеграции. | Статистические данные. Статьи | [2] | опрос, тесты | ||||
4. | ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА | |||||||
4.1 | Валютный (обменный) курс. 1. Понятие и виды валютных курсов. 2. Теории валютных курсов 3. Режимы валютных курсов. 4. История мировой валютной системы | Статистические данные. Статьи | [1] [2] доп.лит. 2 | Ролевая игра, анализ статистики, тесты | ||||
4.2 | Платежный баланс. 1. Счет текущих операций. 2. Счет движения капитала. 3. Счет денежной системы. 4. Проблема финансирования дефицита платежного баланса. | Статистические данные. | [2] | Опрос, тесты | ||||
5. | СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ | |||||||
5.1 | Модель IS/LM/BP 1. Влияние реального обменного курса на IS и LM. 2. Влияние мобильности капитала на наклон кривой BP. 3. Равновесие в модели. 4. Экономическая политика при различных режимах обменного курса и различной мобильности капитала. 5. Проблема координации внутренней и внешнеэкономической политики. | Статистические данные. | [1] [2] [3] | Опрос, решение задач, тесты, компьютерное моделирование | ||||
5.2 | Международная торговля и развивающиеся страны: опыт Юго-Восточной Азии и постсоциалистических стран. 1. Динамика стран ЮВА: роль торговли и иностранногог капитала 2. Интеграционные процессы в регионе. 3. Поиск места в международном разделении труда постсоциалистическими странами. | Статистические данные. Статьи | Доп.лит. 1,3 | Опрос | ||||
5.3 | Международные экономические организации. 1. Регулирование международной торговли 2. Регулирование международного движения ресурсов. 3. Международное макроэкономическое регулирование. | Статьи | [1] [2] [3] | Опрос, тесты | ||||
Всего аудиторных часов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Кругман, П.Р., Обстфельд, М. Международная экономика: теория и политика / П.Р. Кругман. – Москва: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 2010. – 325 с.
2. Киреев, А.П.. Международная экономика / А.П. Киреев. – Москва: Международные отношения, 2012. – 623 с.
3. Линдерт, П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / П.Х. Линдерт. – Москва: Прогресс, 2013. – 402 с.
Дополнительная
1. Ротбард, М. Государство и деньги: как государство завладело денежной системой общества / М. Ротбард. – Челябинск: Социум, 2010. – 321 с.
2. Regional Economic Outlook: Asia and Pacific. – Washington, D.C., IMF, 2007.
Журналы и периодика
· Мировая экономика и международные отношения.
· Вопросы экономики.
· Белорусская газета.
· Белорусский рынок.
Адреса Интернет
· http://www. GATT. org.
· http://www. IMF. org.
· http://www. WB. org.
· www.nbrb.by
· www.belstat.gov.by
Средства диагностики
Оценка уровня знаний студента производится по десятибалльной шкале.
Для оценки достижений студента рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:
- устный и письменный опрос во время практических занятий;
- проведение текущих контрольных работ (заданий) по отдельным темам;
- защита выполненных на практических занятиях индивидуальных заданий;
- собеседование при проведении индивидуальных и групповых консультаций;
- участие в презентациях;
- тестирование по контрольным срезам;
- выступление студента на конференции по подготовленному проекту;
- сдача экзамена по дисциплине.
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологий
управления и гуманитаризации
___________Бровка Г.М.
____________________
Регистрационный № УД-___________ /р..
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА
Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности
Менеджмент» (по направлениям)
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра «Менеджмент»
Курс – 2
Семестры – 4
Лекции – 34 часа | Экзамен – |
Практические (семинарские) занятия – 18 часов | Зачет - 4 семестр |
Лабораторные занятия – | Курсовой проект – |
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 52 | Форма получения высшего образования – дневная |
Всего часов по учебной дисциплине – 104 |
Составил(а) Ю.В. Семашко, старший преподаватель
2013г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Международные финансовые расчеты» 03.01. 2011, № ТД – Е.283/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Менеджмент»
Белорусского национального технического университета
(протокол № 17 от 18.06. 2013 г.)
Заведующий кафедрой _______________ В.Ф. Володько
Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации Белорусского национального технического университета (протокол № 5 от 25.06. 2013 г.)
Председатель методической комиссии _______________ Е.Б. Якимович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа учреждения высшего образования дисциплины «Международные финансовые расчеты» разработана для специальности 1-26 02 02 «Менеджмент».
Целью изучения дисциплины - изучение функционирования экономической системы страны в ее взаимодействии с другими странами.
Основные задачи дисциплины:
· разграничить понятия открытой и закрытой, малой и большой экономических систем, определить показатели уровня участия страны в мировом хозяйстве;
· изучить модели, объясняющие механизм внешней торговли: ее причины, выгоды и границы;
· выяснить механизм функционирования валютного рынка;
· сравнить эффективность различных режимов обменных курсов;
· изучить сущность платежного баланса;
· понять механизм функционирования малой и большой открытых экономик и сравнить эффективность различных видов государственной экономической политики.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении курсов: «Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэкономика».
В результате изучения учебной дисциплины «Международные финансовые расчеты» студент должен знать:
· причины и факторы международной торговли;
· объяснение факторов валютного курса и механизма влияния валютной политики на международную торговлю и экономический рост;
· объяснение механизма краткосрочных экономических колебаний в условиях открытой экономики;
· цели, методы и границы внешнеторговой политики;
· логику развития международных интеграционных объединений.
уметь:
· собирать, обобщать и интерпретировать статистические данные по мировой экономике;
· на основании статистических данных анализировать состояние экономических систем и определять необходимые цели экономической политики;
· критически оценивать необходимые для различных экономических систем меры экономической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей в открытой экономике;
· формулировать варианты скоординированной внешней экономической политики с учетом ее применимости в краткосрочном и долгосрочном периодах.
владеть:
§ категориальным аппаратом и специальной терминологией;
§ методами и инструментами международной экономической политики
Согласно учебному плану учреждения высшего образования на изучение дисциплины отведено всего 104 ч., в том числе 52 ч. аудиторных занятия, из них лекции - 34 ч., практические занятия - 18 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА