Совокупного спроса и совокупного предложения

(модель АD-AS)

1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

2. Совокупное предложения. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.

3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.

Ключевые понятия и термины

Агрегирование(aggregation) – соединение отдельных единиц или данных в единый показатель.

Детерминанты совокупного предложения(determinants of aggregate supply) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения.

Детерминанты совокупного спроса(determinants of aggregate demand) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса.

Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения(Keynsian range of aggregate curve) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется неполной занятостью ресурсов.

Классический отрезок кривой совокупного предложения(classical range of aggregate curve) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется полной занятостью всех ресурсов.

Кривая совокупного предложения(aggregate supply curve) – кривая, показывающая прямую зависимость между уровнем цен и объемом внутреннего продукта, который производители готовы предложить к продаже.

Кривая совокупного спроса(aggregate demand curve) – кривая, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт.

Макроэкономическое равновесие(macroeconomic equilibrium) – это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Модель AD – AS(AD – AS model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен и реального внутреннего продукта.

Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения(intermediate range) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, характеризующий состояние экономики, приближающееся к уровню полной занятости.

Равновесный ВВП(equilibrium gross domestic product) – ВВП, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.

Равновесный уровень цен(equilibrium price level)– уровень цен, устанавливаемый при равновесном ВВП (когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения).

Реальный ВВП(real gross domestic product) – ВВП с поправкой на изменение уровня цен.

Совокупное предложение(aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен в определенный период времени.

Совокупный спрос(aggregate demand, AD)– общий объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство (государство) хотят и могут купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени.

Уровень цен(price level) – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за продаваемые товары и услуги в стране.

Эффект богатства, или реальных наличных средств(wealth or real balances effect) – понятие, выражающее связь между уровнем цен и величиной реального богатства, представленного в финансовых активах (акциях, облигациях, депозитах и т.п.); повышение уровня цен сокращает размеры реального богатства, в результате чего сокращается величина совокупного спроса, и наоборот.

Эффект импортных закупок(foreign purchases effect) – понятие, которое показывает взаимосвязь между объемом чистого экспорта и уровнем цен в экономике: при повышении уровня цен объем чистого экспорта сокращается и наоборот.

Эффект процентной ставки(interest-rate effect) – понятие, которое выражает взаимосвязь между уровнем процентных ставок и величиной совокупного спроса: при повышении процентных ставок дорожает потребительский кредит и инвестиции, что снижает величину совокупного спроса, и наоборот.

Эффект храповика(ratchet effect) – тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, и к сохранению уровня цен, если он сокращается.

Литература: [5, с. 256–266; 7, с. 302–324; 8, с. 300–323; 10, с. 268–287; 11, с. 406–416; 15, с. 281–293; 17, с. 112–127; 18, с. 259–285; 19, с. 412–435; 20, с. 237–254].

Задачи и тесты

1. Совокупный спрос - это:

а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен;

б) все имеющиеся в обществе потребности;

в) спрос на автомобили;

г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос всеми потребителями при различных уровнях цен.

2. В период экономических спадов совокупный спрос в национальном хозяйстве:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) остается без изменений;
г) может и увеличиваться, и уменьшаться.

3. Совокупное предложение – это:

а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при различном уровне цен;

б) предложение денег на денежном рынке;

в) предложение услуг труда на рынке труда;

г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос при различных уровнях цен.

4. Если объем равновесного ВВП окажется больше его потенциального уровня, то:

а) уровень цен повысится;

б) уровень безработицы повысится;

в) начнется паника на рынке ценных бумаг;

г) разразится нефтяной кризис.

5. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они:

а) сберегают, но не инвестируют;

б) откладывают деньги для туристической поездки;

в) собираются купить новую мебель;

г) решили завести ребенка.

6. Увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного ВВП и уровня цен, если это происходит на:

а) кейнсианском отрезке кривой AS;

б) промежуточном отрезке кривой AS;

в) промежуточном и классическом отрезках кривой AS;

г) классическом отрезке кривой AS.

7. Эффект храповика – это тенденция:

а) повышения цен с ростом совокупного спроса;

б) падения цен с ростом совокупного спроса;

в) стабильности цен с ростом совокупного спроса;

г) повышения цен с ростом совокупного спроса, но их стабильности при его понижении.

8. Классический вариант кривой AS предполагает, что в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса:

а) окажет влияние на объем выпуска, но не на уровень цен;

б) окажет воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска;

в) не окажет влияние на уровень цен и объем выпуска;

г) окажет влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска.

9. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) растут совокупное предложение и совокупный спрос;

б) сокращается совокупное предложение, а объем совокупного спроса не изменяется;

в) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не изменяется;

г) увеличивается совокупный спрос, а объем совокупного предложения остается прежним.

Ответы: 1. г); 2. б); 3. а); 4. а); 5. а); 6. б); 7. г); 8. б); 9. б).

Наши рекомендации