Структуры рынка с позиции конкуренции. Характеристики и распространение конкурентных рыночных структур.
Принятие фирмой решения об объеме выпуска и ценах зависит от конкретных конкурентных условий, в которых фирма функционирует.
Выделяют две основные рыночные структуры с точки зрения влияния на рыночные цены – совершенная и несовершенная конкуренция.
К критериям анализа структуры рынка с точки зрения конкурентных условий относят:
- количество и размеры фирм (связаны с долей рынка, которую занимает фирма в целях оказания влияния на рыночные цены);
- характер продукции:
- однородная - сходная, может быть стандартизирована;
- дифференцированная - отличающаяся друг от друга, хотя может удовлетворять одни и те же потребности;
- условия входа и выхода:
- легкость входа - фирмы, которые только приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами;
- легкость выхода - фирмы не сталкиваются ни с каким-то юридическими барьерами, покидая рынок, и могут найти покупателей используемых ими постоянных ресурсов (незначительные безвозвратные издержки);
- доступ к информации: - равный доступ - все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, покупатели знают, все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственных технологиях.
В теории выделяют следующие виды рыночных структур:
1. Совершенная конкуренция, характеризующая множеством покупателей и продавцов. Ни характер продукции (однородная), на размеры фирм не позволяют им влиять на рыночные цены. Отдельно взятая фирма выступает в роли ценополучателя.
2. Монополия - рынок одного продавца (производимому благу нет близких заменителей) и множества покупателей. Кривая спроса производителя совпадает с отраслевой кривой спроса. Максимально возможная рыночная власть. Обратное состояние рынка - монопсония - рынок одного покупателя и множества продавцов. Возможна и двусторонняя монополия, когда один покупатель противостоит одному продавцу (характерно для производства военной продукции).
3. Олигополия характеризуется наличие небольшого числа крупных производителей, реализующих основную часть продукции (однородная и дифференцированная) отрасли. Помимо экономических факторов, влияющих на принятие решений, принимается во внимание психологический фактор - учет олигопольной взаимозависимости. Последний момент затрудняет построение единой модели олигопольного поведения. Обратное состояние рынка – олигопсония – рынок нескольких крупных покупателей и множества продавцов.
4. Монополистическая конкуренция имеет сходство, как с совершенной конкуренцией, так и монополией. Отличительной чертой (от совершенной конкуренцией) является производство дифференцированной продукцией, что позволяет фирмам влиять на цены, т.е. обладать некоторой рыночной властью.
Приведенные рыночные структуры можно разделить на две группы: реальные классификации и идеальные типы. Олигополия и монополистическая конкуренция - множество реально существующих рынков. Условность разграничения реальных рыночных структур зависит от широты определения производимой продукции.
Идеальные типы в чистом виде - абстракции, к которым реально существующие рынки могут лишь приближаться. Однако существуют реальные рынки, которые отвечают требованиям идеальных структур больше, чем другие.
Таблица 3
Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции | |||
Характерная черта | Чистая монополия | Олигополия | Монополистическая конкуренция |
Число фирм | Одна | Несколько | Много |
Тип продукта | Уникальный, близких заменителей нет | Стандартизованный или дифференцированный | Дифференцированный |
Контроль над ценами | Полный | Ограниченный взаимозависимостью | Незначительный |
Условия вступления в отрасль | Вступление блокировано | Существенные препятствия | Сравнительно легкие |
Типичные отрасли | Местные предприятия коммунального хозяйства | Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника | Пищевая, легкая промышленность, розничная торговля |
Идеальные и реальные модели играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы позволяют четко обозначить ограничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и определить оптимальный вариант выбора, дают возможность понять функционирование рынков, которые не полностью отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры.
Все модели исходят из допущения, что вне зависимости от рыночной структуры цель всех фирм - максимизация прибыли. В условиях рынка прибыль предопределяет решение «что», «как», «в каких размерах и для кого производить». В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между доходом от продажи товара (или рыночной ценой) и издержками (валовыми или средними). Различия в конкретных вариантах выбора, который делает фирма в условиях разных рыночных структур, вытекают из различий в системах ограничений (ограничивающих факторов), с которыми сталкиваются фирмы.