Структуры рынка с позиции конкуренции. Характеристики и распространение конкурентных рыночных структур.

Принятие фирмой решения об объеме выпуска и ценах зависит от конкретных конкурентных условий, в которых фирма функционирует.

Выделяют две основные рыночные структуры с точки зрения влияния на рыночные цены – совершенная и несовершенная конкуренция.

К критериям анализа структуры рынка с точки зрения конкурентных условий относят:

- количество и размеры фирм (связаны с долей рынка, которую занимает фирма в целях оказания влияния на рыночные цены);

- характер продукции:

- однородная - сходная, может быть стандартизирована;

- дифференцированная - отличающаяся друг от друга, хотя может удовлетворять одни и те же потребности;

- условия входа и выхода:

- легкость входа - фирмы, которые только приступают к производству продукции, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами;

- легкость выхода - фирмы не сталкиваются ни с каким-то юридическими барьерами, покидая рынок, и могут найти покупателей используемых ими постоянных ресурсов (незначительные безвозвратные издержки);

- доступ к информации: - равный доступ - все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и о ценах на ресурсы, покупатели знают, все, что им необходимо знать о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственных технологиях.

В теории выделяют следующие виды рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция, характеризующая множеством покупателей и продавцов. Ни характер продукции (однородная), на размеры фирм не позволяют им влиять на рыночные цены. Отдельно взятая фирма выступает в роли ценополучателя.

2. Монополия - рынок одного продавца (производимому благу нет близких заменителей) и множества покупателей. Кривая спроса производителя совпадает с отраслевой кривой спроса. Максимально возможная рыночная власть. Обратное состояние рынка - монопсония - рынок одного покупателя и множества продавцов. Возможна и двусторонняя монополия, когда один покупатель противостоит одному продавцу (характерно для производства военной продукции).

3. Олигополия характеризуется наличие небольшого числа крупных производителей, реализующих основную часть продукции (однородная и дифференцированная) отрасли. Помимо экономических факторов, влияющих на принятие решений, принимается во внимание психологический фактор - учет олигопольной взаимозависимости. Последний момент затрудняет построение единой модели олигопольного поведения. Обратное состояние рынка – олигопсония – рынок нескольких крупных покупателей и множества продавцов.

4. Монополистическая конкуренция имеет сходство, как с совершенной конкуренцией, так и монополией. Отличительной чертой (от совершенной конкуренцией) является производство дифференцированной продукцией, что позволяет фирмам влиять на цены, т.е. обладать некоторой рыночной властью.

Приведенные рыночные структуры можно разделить на две группы: реальные классификации и идеальные типы. Олигополия и монополистическая конкуренция - множество реально существующих рынков. Условность разграничения реальных рыночных структур зависит от широты определения производимой продукции.

Идеальные типы в чистом виде - абстракции, к которым реально существующие рынки могут лишь приближаться. Однако существуют реальные рынки, которые отвечают требованиям идеальных структур больше, чем другие.

Таблица 3

Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции
Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизованный или дифференцированный Дифференцированный  
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Незначительный
Условия вступления в отрасль Вступление блокировано Существенные препятствия Сравнительно легкие
Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника Пищевая, легкая промышленность, розничная торговля

Идеальные и реальные модели играют разную роль в экономической теории. Идеальные типы позволяют четко обозначить ограничения, с которыми сталкивается фирма на путях максимизации прибыли и определить оптимальный вариант выбора, дают возможность понять функционирование рынков, которые не полностью отвечают критериям какой-либо одной рыночной структуры.

Все модели исходят из допущения, что вне зависимости от рыночной структуры цель всех фирм - максимизация прибыли. В условиях рынка прибыль предопределяет решение «что», «как», «в каких размерах и для кого производить». В первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между доходом от продажи товара (или рыночной ценой) и издержками (валовыми или средними). Различия в конкретных вариантах выбора, который делает фирма в условиях разных рыночных структур, вытекают из различий в системах ограничений (ограничивающих факторов), с которыми сталкиваются фирмы.

Наши рекомендации