Кафедра Экономики и управления
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов по дисциплине
«Микроэкономика»
для студентов направления 38.03.02 Менеджмент
заочной формы обучения
Таганрог
Г.
Автор составитель: Григоренко О.В.
В методических указаниях определены основные задания по темам учебной программы, на которые следует обратить внимание при подготовке к контролю по дисциплине. Указана литература, темы заданий.
ПРОГРАММА КУРСА
СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ Спрос и предложение на рынке.Рыночная трансакция и контракт. По-
требности и платежеспособный спрос. Определение спроса. Величина спроса. Це-на как решающий фактор, определяющий величину спроса. Закон спроса. Инди-видуальный и рыночный спрос. Функция спроса. Графическая интерпретация спроса. Неценовые факторы спроса: изменения потребительских вкусов, измене-ния числа потребителей, уровень дохода (нормальные и аномальные товары), це-ны на другие товары (взаимозаменяющие товары, взаимодополняющие товары, независимые товары), потребительские ожидания изменений цен и доходов. Эм-пирические данные динамики спроса.
Определение предложения. Величина предложения. Закон предложения. Функция предложения. Кривая предложения. Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы, технологии, налоги и дотации, цены на другие товары, ожида-ния производителей, автономные изменения численности продавцов.
Равновесие и неравновесие на рынке.Рынок. Рыночное равновесие и егоустойчивость. Равновесная цена и равновесный объем. Излишки потребителя и производителя. Равновесие по Вальрасу и Маршаллу. Паутинообразный ход при-ближения к точке равновесия. Неравновесные состояния рынка. Неравновесие и недостаток информации. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Предприниматель как субъект установления равновесия. Проблема неравновесия в России. Динамика равновесной цены во времени.
Эластичность спроса и предложения.Понятие эластичности. Формулыэластичности. Показатели эластичности. Проблема базы и формула централь-ной точки.
Эластичность спроса по цене. Способы измерения эластичности. Эла-стичный и неэластичный спрос, их значение для продавцов и покупателей.
Связь эластичности спроса и объема валовой выручки. Факторы эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность. Эластич-ное и неэластичное предложение, их значение для продавцов и покупателей.
Фактор времени как основной фактор эластичности предложения.
Рыночное равновесие и государство.Государственное вмешательство врыночное ценообразование и его формы. Государственный контроль за ценами, его позитивные и негативные последствия. Очереди, дефициты, черный рынок, их проявления в СССР и России. Поведение фирмы в условиях фиксации цен. Нало-ги и субсидии как фактор, влияющий на рыночное равновесие. Эластичность и влияние государственных финансов на рыночное равновесие.
Определение спроса на продукцию фирмы и принципы воздействия на него. Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Этапы оценки объема спроса: определение переменных спроса; сбор данных (пассивные и ак-тивные методы), выбор уравнений, регрессионный анализ (простая и множест-венная регрессия). Оценка полученных данных. Понятие репрезентативности.
Принципы управления спросом. Контролируемые, неконтролируемые ичастично контролируемые переменные спроса. Закономерности спроса на одно-типные товары, их последствия для практики ценообразования. Закономерности спроса на дифференцированные товары. Ценовая ниша и ее роль в ценообразова-нии на дифференцированные товары. Ценовая ниша и рыночный дефицит.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Теория предельной полезности. Теории поведения потребителя и произво-дителя. Полезность благ и теория потребительского поведения. Кардинализм. Общая полезность и ее динамика. Предельная полезность благ и потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности. Закон равных предельных полезностей на единицу расходов. Бюджет потребителя и величина закупок. Кон-цепция рационального потребителя, максимизация общей полезности.
Потребительские предпочтения. Ординализм: категории потребительских предпочтений. Аксиомы ординализма. Кривые безразличия. Предельная норма замещения. Карта кривых безразличия. Бюджетная линия. Смещения бюджетной линии и его факторы. Ящик Эджуорта и элементы теории переговоров.
Равновесие потребителя. Статическое и динамическое равновесие потреби-теля. Кривая «доход—потребление» и кривые Энгеля для разных групп товаров. Структура потребительских расходов в современной России. Кривая «цена— потребление». Эффект замещения и эффект дохода (по Хиксу и по Слуцкому). Элементы анализа характеристик (подход Ланкастера) и другие современные тео-рии потребительского поведения.
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА
Понятие экономических издержек.Трансакционные и трансформацион-ные издержки. Внешние издержки, внутренние и альтернативные издержки. Ис-пользование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Безвозвратные издержки. Определение прибыли. Нормаль-ная прибыль. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного го-ризонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике.
Закон убывающей отдачи,причины его существования.Определение произ-водительности фактора производства. Средняя и предельная производительность, их динамика с ростом объема использования факторов производства.
Издержки производства в краткосрочном периоде.Переменные и посто-янные ресурсы. Характеристика краткосрочного периода. Постоянные издержки. Переменные издержки. Динамика переменных издержек. Валовые издержки: гра-фическая интерпретация и метод вертикального суммирования.
Понятие амортизации и износа. Классификация видов износа (физический износ первого и второго рода, моральный износ первого и второго рода). Норма амортизации, величина амортизационных отчислений. Линейная и нелинейная
методика амортизации. Амортизационная политика фирмы. Возрастание значения
постоянных издержек с ускорением технического прогресса. Проблема обновле-ния основного капитала в России.
Понятие средних издержек. Средние постоянные издержки. Средние пере-менные издержки. Средние общие издержки. Предельные издержки. Роль пре-дельных издержек в управлении предприятием. Взаимосвязь предельных издер-жек со средними переменными и средними общими издержками.
Издержки производства в долгосрочном периоде.Характеристика долго-срочного периода. Формирование кривой средних долгосрочных издержек. Мас-штаб производства. Экономия и дезэкономия на масштабах производства. Факто-ры экономии и дезэкономии на масштабах производства. Эффект масштаба на уровне фирмы. Оптимальный размер предприятия и структура отраслей. Кривая долгосрочных издержек и структура отраслевых рынков.
Теория издержек и практика управления фирмой.Основные проблемыпрактического управления издержками. Определение переменных и постоянных издержек. Практика определения предельных издержек. Эмпирические кривые предельных и средних переменных издержек и их значение для практики управ-ления фирмой.