Кафедра экономики и управления в СКС

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Рабочая программа дисциплины

Челябинск 2016

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

Культурологический факультет

Кафедра экономики и управления в СКС

Кафедра экономики и управления в СКС - student2.ru

Экономическая теория

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность

Уровень высшего образования бакалавриат

Программа подготовки: академический бакалавриат

Профиль / Специализация «Постановка и продюсирование
культурно-досуговых программ»

Квалификация: бакалавр

Форма обучения: очная

срок изучения – 3, 4 семестры

Челябинск 2016

УДК 330(073)

ББК 65.01я73

Э-40

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки / специальности 51.03.03 Социально-культурная деятельность.

Структура РПД разработана в соответствии с п. 18 и 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ №1367 от 19.12.2013)

Автор-составитель О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления.

Рабочая программа дисциплины как составная часть ОПОП на заседании совета культурологического факультета, рекомендована к рассмотрению экспертной комиссией, протокол № 2 от 31.10.2016.

Экспертиза проведена 03.11.2016, акт № 2016/СКДБ(п).

Срок действия рабочей программы дисциплины продлен на:

Учебный год Совет факультета № протокола, дата утверждения
2017–2018    
2018–2019    
2019–2020    
2020–2021    
Э-40 Экономическая теория : рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность , уровень высшего образования , программа подготовки : академический бакалавриат , профиль / специализация «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ», квалификация : бакалавр / авт.-сост. О. Ю. Рявкина ; Челяб. гос. ин-т. культуры. – Челябинск, 2016. – 116 с. – (ФГОС ВО версия 3+). Рабочая программа дисциплины включает: перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины в структуре ОПОП; объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине; фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине; перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины; перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины; методические указания для обучающихся по освоению дисциплины; перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.


© Челябинская государственный

институт культуры, 2016

Содержание

Аннотация
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Структура преподавания дисциплины
4.1.1. Матрица компетенций
4.2. Содержание дисциплины
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
5.1. Общие положения
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
5.2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
5.2.3. Перечень учебной литературы, необходимой для самостоятельной работы
5.2.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для самостоятельной работы
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
6.2.1. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
6.2.2. Описание шкал оценивания
6.2.2.1. Описание шкалы оценивания ответа на экзамене (зачете) (пятибалльная система)
6.2.2.2. Описание шкалы оценивания при использовании балльно-рейтинговой системы
6.2.2.3. Описание шкалы оценивания: устное выступление и письменная работа
6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
6.3.1. Материалы для подготовки к экзамену (зачету)
6.3.2. Темы и методические указания по подготовке рефератов, эссе и творческих заданий по дисциплине
6.3.3. Методические указания по выполнению курсовой работы
6.3.4. Типовые задания для проведения текущего контроля формирования компетенций
6.3.4.1. Планы семинарских занятий
6.3.4.2. Задания для практических занятий
6.3.4.3. Темы и задания для мелкогрупповых/индивидуальных занятий
6.3.4.4. Типовые темы и задания контрольных работ (контрольного урока)
6.3.4.5. Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
6.3.4.6. Контрольная работа для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по ее выполнению
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
12. Иные сведения и материалы
12.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Лист изменений

Аннотация



Код и название дисциплины по учебному плану Б1.Б.11 Экономическая теория
Цель дисциплины Подготовка конкурентоспособных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области социально-культурной деятельности, способных и готовых к самостоятельной деятельности, востребованной обществом и государством.
Задачи дисциплины заключаются в: - формировании знания по основным законам и принципам экономической теории, умение переносить теоретические основы на практику и современную экономическую действительность; - умении разбираться в экономических уровнях, отличать микроэкономику от макроэкономики, соотносить, сопоставлять и анализировать процессы, протекающие на различных уровнях; - знакомстве с особенностями России как переходного типа экономических систем; - формировании способность анализировать и делать прогнозы относительно будущего экономического развития страны; - знакомстве с историей экономической мысли как прошлого, так и настоящего; - формировании способности разбираться в особенностях направлений и школ экономической теории и их практического применения; - формировании умения графического анализа проблемы; - формировании умений и навыков, а также необходимых знаний для профессиональной деятельности.
Коды формируемых компетенций ОК-3, ОПК-2, ПК-1, ПК-10
Планируемые результаты обучения по дисциплине В результате освоения дисциплины студент должен приобрести: знания: - на уровне перечисления основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях (ОК-3); - на уровне перечисления основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); - основных целей и задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - сущность основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10); умения: - соотносить результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях, а также факторы, влияющие на них (ОК-3); - выбирать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в стандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2); - оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - адекватно оценивать собственную компетентность в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности (ПК-10); навыки и (или) опыт деятельности: - решения типовых задач оценки эффективности результатов деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макро-уровнях в различных сферах (ОК-3); - владеет навыком принятия ответственности за управленческие решения (ОПК-2); - соотносить цели и задачи государственной культурной политики со стратегией устойчивого социально-экономического развития (ПК-1); - решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности (ПК-10).
Общая трудоемкость дисциплины составляет в зачетных единицах – 5 в академических часах – 180
Разработчики О. Ю. Рявкина, ст. преподаватель кафедры экономики и управления

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,

соотнесенных с планируемыми результатами освоения

образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Таблица 1

Результаты освоения ОПОП (содержание компетенций и код) Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в рамках компонентов компетенций
Пороговый (обязательный для всех студентов) Продвинутый (превышение минимальных характеристик уровня сформированности компетенции) Повышенный (максимальная сформированность компетенции)
Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)   знания: на уровне перечисления основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях знания: на уровне систематизации основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях знания: на уровне интерпретации основных закономерностей отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления в условиях ограниченности ресурсов и неопределенности; теоретическо-методологической базы функционирования экономики на микро-, мезо- и макро-уровнях
умения: соотносить результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях, а также факторы, влияющие на них умения: анализировать результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях в зависимости от влияющих на них факторов умения: прогнозировать результаты деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макроуровнях в зависимости от влияющих на них факторов
навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком решения типовых задач оценки эффективности результатов деятельности экономических агентов на микро-, мезо- и макро-уровнях в различных сферах навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком количественного и качественного анализа конкретных ситуаций на микро-, мезо- и макро-уровнях, их квантификации и решения стандартными методами навыки и (или) опыт деятельности: имеет опыт анализа отраслевых и региональных экономических процессов, обоснования их логики и тенденций развития с использованием теоретических моделей
Способностью находить организационно-управленческие решения в стандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОПК-2)     знания: на уровне перечисления основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений знания: на уровне систематизации основных принципов и методов принятия рациональных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений знания: на уровне интерпретации основных принципов и методов принятия рациональ ных управленческих решений в экономических ситуациях с позиций социальной значимости принимаемых решений  
умения: выбирать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в стандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений умения: находить и принимать по заданным критериям наиболее рациональное управленческое решение в нестандартной экономической ситуации с позиций социальной значимости принимаемых решений умения: сводить нестандартные экономические ситуации к стандартным методами АРИЗ Г. С. Альтшуллера, находить и принимать рациональные управленческие решения с позиций социальной значимости принимаемых решений  
навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком принятия ответственности за управленческие решения   навыки и (или) опыт деятельности: владеет навыком количественного и качественного анализа конкретных экономических ситуаций, их квантификации для принятия рационального управленческого решения с позиций социальной значимости принимаемых решений   навыки и (или) опыт деятельности: имеет опыт сведение нестандартной экономической ситуации к стандартной методами АРИЗ Г. С. Альтшуллера и принятия рационального управленческие решения с позиций социальной значимости принимаемых решений
Способностью эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1) знания: основных целей и задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития знания: критериев и показателей эффективности реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития знания: методов оценки эффективности реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития  
умения: оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития умения: оценивает эффективность реализации актуальных задач государственной культурной политики в контексте устойчивого социально-экономического развития умения: оценивает методы реализации задач государственной культурной политики в контексте стратегии устойчивого социально-экономического развития в соответствие с критериями эффективности  
навыки и (или) опыт деятельности: соотносить цели и задачи государственной культурной политики со стратегией устойчивого социально-экономического развития навыки и (или) опыт деятельности: обосновывает актуальные задачи государственной культурной политики с точки зрения устойчивого социально-экономического развития навыки и (или) опыт деятельности: анализируетактуальные задачи государственной культурной политики с точки зрения устойчивого социально-экономического развития  
Способностью осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10) знания: сущность основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации   знания: содержание основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации знания: специфику основных элементов финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации
умения: адекватно оценивать собственную компетентность в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности умения: адекватно оценивать собственную компетентность и при необходимости делегирует и контролирует финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры   умения: осуществляет отдельные направления финансово-экономической и хозяйственной деятельности учреждений культуры
навыки и (или) опыт деятельности: решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: анализировать стандартные ситуации и решать задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности навыки и (или) опыт деятельности: решать стандартные задачи в сфере финансово-экономической и хозяйственной деятельности с учетом специфики учреждений культуры  

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы[1]

Дисциплина «Экономическая теория» входит в базовую часть учебного плана. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами: «История», «Социология», «Психология», «Философия», «Информационные технологии управления социально-культурной деятельности». Данные дисциплины готовят обучающихся к эффективному изучению дисциплины, формируя следующие «входные» знания и умения:

- знание основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- способностью использовать основы психологических закономерностей поведения людей в различных сферах жизнедеятельности;

- способностью к самостоятельному поиску, обработке, анализу и оценке профессиональной информации, приобретению новых знаний, используя современные образовательные и информационные технологии;

- способностью к использованию современных информационных технологий для моделирования, статистического анализа и информационного обеспечения социально-культурных процессов.

Освоение дисциплины будет необходимо при изучении дисциплин: «Основы менеджмента социально-культурной деятельности», «Основы социально-культурного проектирования», «Ресурсная база социально-культурной деятельности», «Основы продюсерского мастерства», прохождении преддипломной практики, подготовке к государственной итоговой аттестации.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием

количества академических часов, выделенных на контактную

Таблица 2

Вид учебной работы Всего часов
Очная форма
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
– Контактная работа (по учебным занятиям) (всего)
в т. ч.:  
лекции
семинары
практические занятия
мелкогрупповые занятия -
индивидуальные занятия -
– Внеаудиторная работа2:  
консультации текущие 5 % от аудиторной работы
курсовая работа -
– Самостоятельная работа обучающихся (всего)
– Промежуточная аттестация обучающегося (экзамен) (всего часов по учебному плану):

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам

(разделам) с указанием отведенного на них количества

академических часов и видов учебных занятий

4.1. Структура преподавания дисциплины

Таблица 3

Очная форма обучения

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в академ. час.) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Контактная работа с/р
лек. сем. практ. инд.
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет и метод экономической теории - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 2. Этапы развития экономической теории - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 3. Потребности и ресурсы - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 4. Производственные возможности общества и экономический выбор - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 5. Общественное производство и экономические отношения - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 6. Товарное производство; товар и деньги - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 7. Экономические агенты, собственность и хозяйствование - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 8. Экономические системы - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 9. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 10. Конкуренция как основа рыночной экономики - Аттестация Оценка за участие в семинаре, оценка за работу на практическом занятии, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Итого в 3 сем. -    
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 11. Теория производства фирмы - - Оценка за работу на практическом занятии, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 12. Производство и распределение - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизмы его обеспечения - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 15. Финансовая система и финансовая политика государства - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 16. Денежно-кредитная система и политика государства - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика государства - Оценка за работу на практическом занятии, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Тема 18. Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства - Оценка за работу на практическом занятии, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 19. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства - - - Проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант, тестирование  
Тема 20. Проблемы переходного периода в экономике в России - - Оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам/раб, терминологический диктант  
Экзамен 4 сем.             Экзамен 36 час.
Итого в 4 сем. -  
Всего по дисциплине -  

Таблица 4

Матрица компетенций

Наименование разделов, тем Общая трудоемкость (всего час.) Коды компетенций общее количество компетенций
ОК-3 ОПК-2 ПК-1 ПК-10
       
Раздел 1. Введение в экономику
Тема 1. Предмет и метод экономической теории + + - +
Тема 2. Этапы развития экономической теории + + - +
Тема 3. Потребности и ресурсы + + - +
Тема 4. Производственные возможности общества и экономический выбор + + - +
Тема 5. Общественное производство и экономические отношения + + - +
Тема 6. Товарное производство; товар и деньги + - - -
Тема 7. Экономические агенты, собственность и хозяйствование + + + +
Тема 8. Экономические системы + + + +
Тема 9. Основные элементы рынка: цена, спрос и предложение + + - +
Тема 10. Конкуренция как основа рыночной экономики + + + +
Раздел 2. Микроэкономика
Тема 11. Теория производства фирмы + + + +
Тема 12. Производство и распределение + + - +
Раздел 3. Макроэкономика
Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение + + - +
Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения + + + +
Тема 15. Финансовая система и финансовая политика государства + + + +
Тема 16. Денежно-кредитная система и политика государства + + + +
Тема 17. Инфляция и антиинфляционная политика государства + + - -
Тема 18. Занятость: рынок труда и безработица. Социальная политика государства + + + -
Раздел 4. Мировая экономика
Тема 19. Объективные основы всемирного хозяйства. Экономические отношения в системе мирового хозяйства + - - -
Тема 20. Проблемы переходного периода в экономике в России + - - -
Экзамен + + + +
Всего по дисциплине  

4.2. Содержание дисциплины

Раздел 2. Микроэкономика

Тема 11. Теория производства фирмы.Фирма. Функционирование фирмы. Выручка и прибыль. Производственная функция. Издержки и прибыль фирм: издержки производства, виды издержек (постоянные, переменные; предельные, общие, средние).

Излишки потребителя и производителя. Теории поведения потребителя и производителя (предпринимателя). Доходы: формирование, распределение и неравенство.

Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Принцип максимизации прибыли. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Равновесие фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Оптимизация объемов производства в условиях монополии.

Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы бухгалтерского учета. Основы маркетинга.

Тема 12. Производство и распределение.Общественное производство и его факторы. Спрос и предложение на рынке факторов производства. Роль распределения в экономике. Образование и распределение доходов. Неравенство в распределении доходов. Первичные доходы.

Земля как фактор производства. Рынок земли. Земельная рента. Цена земли.

Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата, ее сущность. Факторы, влияющие на ее величину. Рабочая сила. Номинальная и реальная заработная плата. Заработная плата и занятость.

Капитал как фактор производства. Физический (основный и оборотный), инвестиционный и человеческий капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация. Рынок капитала. Концентрация капитала. Процент как доход от капитала. Процентная ставка и инвестиции.

Предпринимательство как фактор производства. Предпринимательская и бухгалтерская прибыль. Нормальная экономическая прибыль.

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 13. Национальная экономика: результаты развития и их измерение.Национальная экономика как целое. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Кругооборот доходов и продуктов. Характеристика системы национальных счетов.

Основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) и методы его расчета. Номинальный и реальный ВНП. ВНП–дефлятор. Валовой внутренний продукт (ВВП) (производство, распределение и потребление) и способы его расчета. Чистый национальный продукт и национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Конечное потребление. Модели потребления, сбережения, инвестирования (валовые и чистые).

Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики, межотраслевой баланс.

Тема 14. Макроэкономическая нестабильность и макроэкономическое равновесие, механизм его обеспечения.Экономический рост: сущность, цели, ресурсы, типы, противоречия, тренд. Экономические циклы: сущность и закономерности. Общие черты экономического цикла. Характеристика фаз цикла. Структурные кризисы. Теории экономического роста и экономического цикла. Теория технологических укладов и «длинных волн» Н. Д. Кондратьева. Продолжительность экономических циклов. Эффект акселератора.

Понятие макроэкономического равновесия. Общее равновесие и благосостояние. Классическая теория макроэкономического равновесия: равновесие на товарном рынке.

Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD – AS). Кейнсианский анализ потребления и сбережения в масштабах национальной экономики.

Наши рекомендации