Кафедра управления и экономики фармации

Медицинского и фармацевтического товароведения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов 2 курса СПО фармацевтического факультета

по подготовке курсовой работы по дисциплине

«Маркетинговая деятельность аптечных организаций»

Новосибирск

2012 г.

Методические указания по подготовке курсовой работы для студентов 2 курса СПО очной формы обучения фармацевтического факультета по дисциплине «Маркетинговая деятельность аптечных организаций» / Сост.: Абрашкина Е.А. – Новосибирск, НГМУ, 2012 г.

Рецензент:

Рекомендуется для студентов 2 курса СПО фармацевтического факультета очной формы обучения с целью выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинговая деятельность аптечных организаций».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа предназначена для студентов 2 курса СПО фармацевтического факультета очной формы обучения.

Цель курсовой работы— закрепить теоретические знания, умения и навыки, приобре­тённые в результате изучения дисциплины маркетинговая деятельность аптечных организаций, навыков получения, обработки, систематизации и анализа информации и применить их при выполнении курсовой ра­боты.

При выполнении курсовой работы студент должен показать знание избранной темы, умение систематизировать, обобщать и анализировать обширный фактический материал, критически осмысливать его и делать соответствующие выводы.

СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна носить исследовательский характер и иметь графическую часть.

Структура курсовой работы:

1. титульный лист,

2. содержание,

3. введение,

4. основная часть с выделением глав и разделов,

5. выводы,

6. список литературы,

7. приложения.

Рекомендуется следующая последовательность выполнения курсовой работы:

1 этап. Студент осуществляет сбор литературных данных, посредством подбора и анализа нормативных и законодательных актов, специальной литературы, других источников информации не позднее пятилетнего срока издания.

2 этап. Студент осуществляет исследование и сбор фактических данных.

3 этап. Студент проводит систематизацию полученных данных, проводит необходимые расчеты, собранный материал обобщает в сводных таблицах, схемах, диаграммах и т.д.

4 этап. Написание курсовой работы.

Содержание: оглавление разделов работы с указанием страниц.

Все страницы курсовой работы должны быть пронумерованы.

Во Введенииобосновывается выбор темы, определяется актуальность, цель и задачи курсовой работы.

Основная часть работы может включать 2-3 раздела. В первом разделе дается теоретическое обоснование проблемы на основе анализа использованной литературы, представляются точки зрения различных авторов и свое отношение к проблеме. Во втором разделе, на основе имеющихся в литературе примеров и собственной деятельности (результаты собственного исследования), студент показывает практическое использование материалов исследования.

Выводы: кратко формулируются выводы, сделанные в ходе работы, подводятся итоги решения поставленных во введении задач и степень достижения поставленной цели.

В Приложении представляются объемные таблицы и графики, иллюстрационные материалы, рисунки и т.д. Исходные статистические данные желательно вынести в Приложение.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем работы должен составить не менее 15 листов формата А 4 машинописного текста, выполненного 14 шрифтом, междустрочный интервал полуторный.

Размеры полей: верхнее и нижнее – 2 см., правое поле – 2 см., левое поле – 3 см.

Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного до последнего листа текста, включая иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и т.д. Титульный лист является первой страницей, не нумеруется. Нумерация ставится со второго листа внизу, справа.

Примечания, сноски, примеры рекомендуется располагать на расстоянии 45 мм от левого края страницы.

Заголов­ки и подзаголовки выделяются из основного текста различными шрифтами, располагаются по центру страницы. Точку в конце заголовка и подзаголовка не ставят. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 интервалу. Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не более 2-3 строк последующего текста.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ графического материала

Каждая таблица, каждый рисунок должны иметь свой нумерационный и тематический заголовок. Заголовки таблиц надписываются строчными бу­квами за исключением первой прописной. Заголовки должны отражать со­держание таблицы и быть при этом краткими. Они помешаются над таблицей посередине. Таблицы нумеруются арабскими цифрами: номер состоит из но­мера раздела и порядкового номера таблицы. Над правым верхним углом таблицы помешается надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. Например. "Таблица 1.2".

Заголовки граф таблицы начинают писать с прописной буквы. Знаки препинания в конце заголовков и подзаголовков не ставят. Заголовки указываются в единственном числе.

Цифровые данные приво­дят во всех столбиках таблицы до единого знака, например, до десятых — 1,5, сотых — 1,52.

На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «табли­ца" в тексте пишется полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно - если имеет номер. Например. "... в табл. 1.2". В повторных ссылках на таблицу следует указать сокращенно - "см. табл. 1.2".

Таблица 1.2.

План поступления товаров по группам

№№ пп наименование I кв. II кв. III кв. IV кв.
Средства для наркоза + - + -
Антибиотики + + + +
Сульфаниламиды + + + +

Все рисунки должны иметь подрисуночную подпись.

Например: Рис. 1.3. Классификация товаров.

Использованные в процессе работы литературные источники указыва­ются в конце работы перед приложением — "Список использованной лите­ратуры". При этом библиография составляется в следующем порядке:

— законы РФ: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ (внутри каждой группы располагаются в соответствии со сроком их принятия и издания):

— нормативные документы и акты министерств и ведомств:

— специальная литература, в том числе малотиражные документы и отчеты (в алфавитном порядке).

Примеры оформления библиографических данных приведены в При­ложении 2.

При ссылке на литературный источник в тексте приводится порядко­вый номер использованной литературы, заключенный в квадратные (косые) скобки.

Наиболее распространенным способом расположения материала в спи­ске литературы является алфавитный. Следует иметь в виду, что сначала да­ется список отечественных авторов, а затем иностранных.

Оформление литературы

Список литературы дается в конце работы в соответствии с ГОСТом с указанием общего количества страниц в цитируемой работе, в тек­сте работы обязательно указать источник информации конкретно, указывая, на какой странице помещена цитируемая информация.

Статистические данные даются в виде диаграмм или графиков, рядом помещается таблица, на основании которой строился график, с указанием источника информации.

Оценка курсовой работы

Завершенная курсовая работа не позднее, чем за 2 недели до защиты, предоставляется руководителю, который дает письменный отзыв о содержании работы и подписывает ее.

Руководитель решает вопрос о допуске курсовой работы к защите.

Студенту предоставляется время для выступления (в пределах 7 минут).

Студент в своем выступлении должен отразить: актуальность темы, цель и задачи исследования, состояние проблемы, результаты проведенного исследования, конкретные выводы и предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения, организации. Особое внимание необходимо сосредоточить на результатах собственных исследований.

В процессе доклада рекомендуется использовать наглядные пособия, которые помогают усилить доказательность выводов и предложений, облегчить выступление.

После доклада, оглашения рецензии, студент отвечает на заданные ему вопросы и замечания руководителя и присутствующих лиц на защите.

При оценке курсовой работы учитываются следующие показатели:

1. Соответствие содержания работы заявленной теме.

2. Сформулированная актуальность соответствует теме работы.

3. Поставлены цель и задачи работы.

4. Наличие практической части в работе.

5. Материал работы должен быть изложен логически и последовательно.

6. Выводы по проделанной работе должны быть аргументированы.

7. Использовано нескольких источников литературы.

8. Грамотность и правильное оформление текста (текст должен быть отредактирован и отформатирован).

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе, предоставляется право выбора темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определяется срок для ее выполнения.

Примерная тематика курсовых работ

1. Фармацевтический рынок современной России.

2. Маркетинг как комплексная категория рыночной экономики. Роль маркетинга в деятельности фармацевтических организаций оптовой и розничной торговли.

3. Основные методы проведения маркетинговых исследований.

4. Концепции маркетинга и использование их в деятельности аптечных организаций.

5. Методы формирования спроса на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента.

6. Особенности работы фармацевтических оптовых предприятий.

7. Методы стимулирования сбыта на лекарственные препараты и другие товары аптечного ассортимента.

8. Реклама лекарственных средств как форма формирования спроса.

9. Социальная ответственность аптечного бизнеса.

10. Мерчандайзинг как форма продвижения товаров в аптечной организации.

11. Аптечные организации, их виды, сравнительная характеристика.

12. Ассортиментная политика как основной элемент маркетинговой функции аптек.

13. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на примере аптеки.

14. Маркетинговый анализ товаров аптечного ассортимента на примере аптеки.

15. Современное состояние перспективы экстемпорального изготовления лекарственных средств в аптеках.

16. Современная методология определения потребности в лекарственных средствах.

17. Организация товародвижения на фармацевтическом рынке.

18. Основные направления изучения и методы повышения спроса на фармацевтические товары.

19. Маркетинговые подходы к размещению фармацевтических организаций.

20. Современное состояние и перспективы развития розничной аптечной сети в РФ.

21. Основы мерчандайзинга в аптечных организациях.

22. Современные методы планирования товарных запасов в аптечной организации..

23. Работа фармацевтической организации с поставщиками фармацевтических товаров. Критерии выбора поставщика фармацевтических товаров.

24. Ценовая политика аптечной организации.

25. Ассортиментная политика аптечной организации.

26. Повышение конкурентоспособности аптечной организации.

27. Особенности ассортиментной и ценовой политики в сетевых аптеках.

28. Особенности организации работы сетевых аптек.

29. Маркетинговые исследования в фармации: основные направления, методология, планирование и результативность.

Список литературы

1. Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руко­водство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организа­ции).- М.: Профессионал центр, 1999. - 50 с.

2. Дремова Н.Б., Соломка С.В. Компьютерные технологии маркетинговых ис­следований в медицинских и фармацевтических организациях. - Курск, 1999. 150 с.

3. Дремова Н.Б., Лазарева Е.В. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях. // Экономический вестник фармации.- М., 1998,- Декабрь.- С.67-74.

4. Дремова Н.Б., Лазарева Е.В. Концепция маркетинговых исследований по анализу и прогнозированию рынка лекарственных средств // Фармация.-1996.-№ 1.-С. 27-29.

5. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях. Методические рекомендации./ Н.БДремова, Е.В.Лазарева.- Курск: КГМУ, 2001.- 24с.

6. Статистика рынка товаров и услуг / И.К.Беляевский. Г.Д.Кулагина, А.В.Короткое и др. Под ред. И.К.Беляевского.- М.: Франсы и стати­стика, 1995.- 432с.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

8. Справочник фарминдустрии. Под ред. Хабриева Р.У., С.- Пб., 1998.

9. Большая Российская Энциклопедия лекарственных средств. Под ред. Шевченко Ю.Л. М., Римедиум, 2002, Т.1, с. 384

10. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга / Учеб, посо­бие под редакцией д-ра эконом, наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е.- доп.- СПб: ИД «МиМ»; 1997, -224 с.

11. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д, Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с анг. - 2-е европ. Изд. -К., М; СПб: Изд. дом. «Вильяме»,1998. -1056с.

12. Маркетинг: Учебник / А.П. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А Красильников и др. Под ред. Л.Н. Романова: - М.: Банки и биржи, ЮНИТи, 1996,-56()с.

13. Маркетинг: учебник / Под ред. .А. Уткина: - М. «Тандем». -1998,-320 с.

14. Сухинина В.А. Фармацевтический бизнес в нормативных доку­ментах: Справочное пособие. Кн. 1-7. - М.: МЦФЭР. - 1996-1998.

15. Фармацевтический рынок: особенности, проблемы и перспективы /Д.В. Рейхарт, В.Л. Сухинина, Ю.В. Шиленко. - М.: Славянский диалог, 1995.-304 с.

16. Периодические издания: «Ремедиум», «Российские аптеки», «Новая аптека», «Фармацевтический вестник», «Аптечный бизнес».

17. Интернет-журнал «Новая аптека» http://www.mcfr.ru/journals/

18. Интернет-журнал «Российские аптеки» http://rosapteki.ru/

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наши рекомендации