Понятие эластичности предложения.
Чувствительность объёма предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Коэффициент эластичности предложения
Эластичность предложения по цене (price elasticity of supply) показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
(3.) |
= .
Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трёх основных случаев:
1) эластичное предложение;
2) неэластичное предложение;
3) предложение единичной эластичности.
Кроме того, эластичность также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.
Факторы эластичности.
На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырьё и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, например, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной.
Фактор времени.
Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
Различают три временных интервала:
1) кратчайший рыночный период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В этом периоде все факторы производства постоянны, а значит, и объём предложения фактически фиксирован;
2) краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизменными, однако может меняться интенсивность их использования. Т.е. переменными становятся некоторые факторы производства – сырьё, рабочая сила и др.;
3) долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий, когда переменными становятся все факторы производства.
Рис. 3.17. Изменение цен и объёма предложения в кратчайший (а), краткосрочной (б) и долгосрочный (в) периоды
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично ( = 0).
Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3.17а).
В условиях краткосрочного периода предложение более эластично.
Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3.17б).
В условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3.17в).