Классификация активных методов обучения
Неимитационные методы | Имитационные методы | |
Игровые методы | Неигровые методы | |
– Активные (проблемные) лекции и семинары; – Тематическая дискуссия: круглый стол; пресс- конференции; научно-практическая конференция; – Мозговая атака: штурм; эстафета; – Презентация | – Игровое проектирование; – Деловая игра | – Ситуационные методы кейс – технологии; анализ конкретных ситуаций; решение ситуативных и производственных задач; – Действия по инструкции (алгоритму) |
Одной из современных образовательных технологий является интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Понятие «интерактивные технологии» рассматривается как современный этап развития активных методов обучения.
Активный метод | Интерактивный метод |
В современной педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают следующее: основным способом организации взаимодействия преподавателя и обучающихся становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием.
В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Для дисциплины «КЭАДО» учебным планом предусмотрено такое соотношение: аудиторных – 64 часа, в том числе в интерактивной форме – 20 часов.
Все работа по изучению курса поделена на лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов.
Лекция - это систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки.
Виды лекций, применяемые при изучении дисциплины «Экономика»:
- вводные, цель которых пробудить и усилить интерес студентов к предмету, развить мотивы познания, помочь сориентироваться в литературе, дать импульс к самостоятельной работе;
- тематические, содержащие факты, их анализ, выводы, доказательства конкретных научных положений и т.д.;
- обзорные (по пройденному курсу) – это высокий уровень систематизации и обобщения знаний.
Часть лекций проходит в интерактивной форме, по следующим типам:
Лекция-беседа
В названном виде занятий планируется диалог с аудиторией, это наиболее простой способ индивидуального общения, построенный на непосредственном контакте преподавателя и студента, который позволяет:
• привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия;
• менять темп изложения с учетом особенности аудитории.
Участие (внимание) слушателей в данной лекции обеспечивается путем вопросно-ответной беседы с аудиторией (постановка проблемного задания). Вначале лекции и по ходу ее преподаватель задает слушателям вопросы не для контроля усвоения знаний, а для выяснения уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме. Вопросы могут быть элементарными: для того, чтобы сосредоточить внимание, как на отдельных нюансах темы, так и на проблемах. Продумывая ответ, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые хочет сообщить преподаватель в качестве новых знаний. Необходимо следить, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе лекция будет носить риторический характер.