Денежная система и денежно-кредитная политика

Денежная система — это форма государственной организа­ции денежного обращения, сложившаяся исторически и зак­репленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом госу­дарстве наполняется национальными особенностями. Основны­ми из них являются:

• официальная денежная единица (наименование, виды де­нежных знаков, имеющих законную платежную силу);

• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;

• денежная масса;

• структура денежного оборота;

• порядок установления валютного курса;

• государственный орган, отвечающий за организацию и ре­гулирование денежного обращения в стране.

В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металличе­ского обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредит­ными и бумажными деньгами. Существующие денежные систе­мы основаны на обороте неполноценных денег.

Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном бан­ке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятель­ности в Республике Беларусь», а также последующими законо­дательными актами, закрепившими ее правовые основы и прин­ципы функционирования (Банковский кодекс РБ и др.).

В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном оборо­те — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единствен­ного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка РБ. Выпуск в обращение других денеж­ных единиц на территории страны запрещен.

Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля об­ладает Национальный банк, который определяет номинал (до­стоинство), степень защиты, изображение и другие характерис­тики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлин­ности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (вет­хих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и па­мятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других бан­ков, в том числе золотовалютными резервами, государственны­ми ценными бумагами и прочими активами национальной бан­ковской системы.

Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарица­тельной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и це­ны уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз.

Институциональной основой денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя бан­ковскую систему и небанковские кредитно-финансовые органи­зации. Банковская система представлена двумя уровнями: На­циональный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Та­ким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качестве участников денежных правоотношений (в ши­роком смысле) выступают Республика Беларусь, ее админи­стративно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивиду­альные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.

Первым уровнем национальной банковской системы явля­ется Национальный банк, который осуществляет регулирова­ние денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного об­ращения, охватывающие:

• ведение кассовых операций в стране, работу банков с де­нежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение;

• хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;

• осуществление эмиссионно-кассовых операций;

• расчеты наличными деньгами между юридическими ли­цами;

• определение признаков платежное™ наличных денег, за­мену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.

В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования пла­тежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандар­ты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.

Основными целями деятельности Национального банка яв­ляются:

• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы;

• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы.

Для достижения отмеченных выше целей Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.

Вторым уровнем национальной банковской системы явля­ются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размеща­ют указанные средства от своего имени и за свой счет (на усло­виях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридиче­ских лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк впра­ве осуществлять и иные банковские операции и виды дея­тельности.

Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию на конец 2011 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчи­вая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участи­ем иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным ино­странным капиталом.

Финансовый потенциал отечественного банковского сектора в значительной мере определяется складывающимися макро­экономическими условиями, эффективностью функционирова­ния отраслей экономики, состоянием бюджетной сферы. За прошедшее пятилетие (2006—2010 гг.) активы и капитал бан­ков увеличивались темпами, превышающими темпы роста ВВП, усилилось доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, если номинальный ВВП за отмеченный пе­риод вырос в 2,5 раза, то собственный капитал банков — в 4,4, активы банков — в 6,2, требования банков к экономике — в 7 раз. По отношению к ВВП последний из показателей уве­личился с 20,3 % (на 1 января 2006 г.) до 57 % (на 1 января 2011 г.). Существенно (в 10 раз) выросли объемы выдачи банка­ми долгосрочных кредитов, из них предприятиям промышлен­ности — в 16,9 раза[10]. Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к увели­чению доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 % на 1 января 2006 г. до 24 % на 1 января 2011 г.[11]

В целом динамика финансовых показателей деятельности банков за указанный период характеризуется данными табл. 8.10.

Как видно из приведенных в табл. 8.10 данных, развитие отечественных банков за прошедшее пятилетие, даже с учетом мирового финансового кризиса 2008—2010 гг., имеет доста-

Таблица 8.10. Финансовые показатели деятельности банков Республики Беларусь106

Показатель Годы
Зарегистрированный уставный фонд, млрд руб. 3738,0 4521,5 8678,6 9555,8 12 023,1
Нормативный капитал, млрд руб. 5150,2 6526,8 11 314,1 13 408,6 17 632,7
Прибыль (убыток), млрд руб. 411,2 602,1 729,8 1084,2 1714,9
Активы, подверженные кредит­ному риску, млрд руб. 22 891,8 33 765,9 51 894,3 71 089,2 95 140,8
Проблемные активы, млрд руб. 617,4 619,0 873,2 3013,7 3376,4
Доля проблемных активов бан­ков в активах, подверженных кредитному риску, % 2,83 1,92 1,68 1,24 3,55

точно устойчивые положительные тенденции. Так, норматив­ный капитал увеличился с 6,5 до 10,8 % по отношению к ВВП, т.е. практически в 1,7 раза; прибыль банков — с 0,52 до 1,05 %. Несмотря на некоторый рост доли проблемных активов банков, рентабельность нормативного капитала повысилась с 9,55 до 11,77 %, что соответствует среднемировым значениям. Следует отметить, что позитивным тенденциям в деятельности банков способствовало расширение их ресурсной базы — с 29 049,6 до 127 537,2 млрд руб. (с 36,6 до 78,3 % к ВВП). Соответственно более чем в 2 раза возросла и кредитная поддержка националь­ной экономики (с 28,9 до 58,4 % к ВВП).

Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немед­ленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на начало 2011 г. на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора (на начало 2010 г. — 84 и 76,9 % соответственно). По-прежнему сохраняется дисба­ланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыпол­нения заемщиками своих обязательств (на начало 2011 г. рост кредитных вложений банков превышал рост экономики на 12 процентных пунктов).

Следует также отметить, что до последнего времени на оте­чественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора в 2010 г., составивших 62,1 % по отношению к ВВП (в 2009 г. — 55,6 %), 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике не получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трас­товые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности стра­ховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, поз­волит не только аккумулировать долгосрочные источники фи­нансирования национальной экономики, но и снизить финансо­вую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, созда­ние специализированных финансовых организаций будет спо­собствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повыше­нию качества этих программ, более тщательному анализу целе­сообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.

Согласно Стратегии развития банковского сектора Респуб­лики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и тех­нологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозиру­ется увеличить объем кредитов банков до 70—90 % к ВВП, от­ношение активов банков к ВВП — до 85—105, капитала банков к ВВП — до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Цент­ральной Европы[12].

Определяющую роль в достижении указанных целевых ори­ентиров будет играть успешное решение следующих задач:

• интенсификация качественных структурных изменений в экономике, внедрение значимых инноваций и новых техноло­гических решений;

• развитие эффективных национального и регионального финансовых рынков, способных обеспечить значительный при­ток финансового капитала в страну, в том числе за счет ПИИ;

• создание других необходимых макроэкономических усло­вий, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально- экономического развития, бюджете, основных направлениях денежно-кредитной политики и республиканских государствен­ных программах;

• расширение ресурсной базы банков, оптимизация струк­туры их пассивов и активов;

• обеспечение стабильности деятельности банков за счет по­вышения эффективности систем управления рисками и систем внутреннего контроля, совершенствования корпоративного уп­равления в банках;

• развитие информационных технологий в целях расшире­ния географии предоставления банковских услуг, приближе­ния их к потребителю, привлечения новых клиентов.

В то же время поддержанию устойчивости денежной систе­мы Республики Беларусь, обеспечению долгосрочной финансо­вой стабильности, надежной работы отечественного финансово­го рынка и его институтов будет способствовать совершенство­вание денежно-кредитной политики Национального банка.

Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь со­ставной частью единой государственной экономической поли­тики, представляет собой деятельность, направленную на ре­гулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управля­ет денежным предложением и создает условия для доступа эко­номических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.

Денежно-кредитная политика разрабатывается Националь­ным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъекта ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регу­лятор) и другие банки страны.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказыва­ют воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и нап­равление потребительского спроса, уровень товарных цен и, со­ответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и заня­тости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их дея­тельности, но и ход экономического развития Беларуси. Харак­тер и содержание денежно-кредитной политики предопределя­ются экономической стратегией общества, национальными осо­бенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.

Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-на­логовой обладает рядом существенных преимуществ:

• во-первых, оперативностью и гибкостью реакции цент­рального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, напри­мер, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на объем денежного предложения и уровень процентной ставки;

• во-вторых, ограниченностью политического давления в си­лу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов.

Выделяют два типа денежно-кредитной политики:

• рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направ­лена на ужесточение условий кредитования, ограничение де­нежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориенти­рованных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфля­ции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой ак­тивности в период «пика» экономического подъема;

• экспансионистская (политика «дешевых» денег) — пред­полагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.

Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной по­литики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инве­стиций и, соответственно, роста деловой активности в экономи­ке за счет увеличения денежного предложения может усили­вать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестиму- лируют экономическую активность и ухудшают показатели за­нятости. В результате неизбежно возникает проблема маневри­рования между задачами стимулирования экономической ак­тивности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную по­литику и действовать в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.

Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируе­мость скорости денежного обращения; существенную зависи­мость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); нали­чие временного лага — запаздывающего эффекта между дей­ствиями органов денежно-кредитного регулирования и ответ­ной реакцией экономики.

Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, со­ответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения страте­гии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекват­но ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами стра­ны, а также спецификой экономики.

Цели денежно-кредитной политики делятся на конечные (стратегические, общеэкономические, или цели общественного выбора), промежуточные (монетарные), тактические (операци­онные). Поскольку денежно-кредитная политика является од­ним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями госу­дарственной экономической политики — обеспечение устойчи­вого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса. Промежуточные цели определяют значения экономических переменных на дли­тельных временных интервалах (год и более) и зависят от уровня развития экономики, характера трансмиссионного механизма. Они не являются раз и навсегда заданными (особенно в странах с переходной экономикой), так как выбор обусловлен постоян­ным процессом развития рыночных отношений. Тактические цели усиливают взаимосвязь промежуточных целей и инстру­ментов денежно-кредитного регулирования. Они достигаются путем ежедневных регулирующих действий Национального банка. Через постановку и достижение тактических целей обес­печивается выполнение промежуточных и, соответственно, ко­нечных целевых установок.

В основе выбора системы методов денежно-кредитной по­литики лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности Национального банка в зависимости от экономической ситуа­ции. Выделяют методы прямого (административного) регули­рования и контроля и косвенные (экономические, рыночные).

Прямые методы носят характер директив Национального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование администра­тивных ограничений, устанавливаемых Национальным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков (например, контроль за про­центными ставками (уровнем маржи), установление лимитов по банковским кредитам и др.). Реализация этих мер дает наи­более быстрый эффект с точки зрения контроля монетарного ре­гулятора над финансовым рынком, однако они являются «гру­бым» средством регулирования экономики. Поэтому данные методы применимы лишь в условиях временного кризиса фи­нансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков.

Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Национальный банк, изменяя объем резервных денег (своих обязательств) или их цену, регу­лирует спрос экономических агентов на кредиты и определяет тем самым величину денежной мультипликации в экономике. Действенность этой группы методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка, существованием высокоорганизо­ванных и эффективно функционирующих финансовых рынков, а также относительного единообразия формирования процент­ных ставок в различных секторах экономики и во всех регио­нах страны. Поэтому полномасштабное и эффективное ис­пользование экономических методов предполагает достижение устойчивого экономического роста, формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики, создание универсальной стабильной инфраструктуры финансового рын­ка, построение денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций.

Среди ведущих экономических методов, регулирующих кредитную активность банков, выделяют эмиссионную и про­центную политику, проводимые Национальным банком путем осуществления операций на открытом рынке, двусторонних сделок и применения других инструментов, а также политику минимальных обязательных резервов, влияющую на кредит- но-депозитный мультипликатор и, соответственно, на денеж­ное предложение.

Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Рес­публики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реали­зация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа.

На этапе выбора конечных и промежуточных целей про­исходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законода­тельством.

Этап разработки общеэкономических и денежно кредит­ных прогнозов и мер на очередной год предусматривает под­готовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных нап­равлений денежно-кредитной политики. На их основе форми­руются отраслевые и региональные программы.

Этап реализации мер денежно кредитной политики осу­ществляется в соответствии с Планом мероприятий по выпол­нению Основных направлений, разрабатываемым Националь­ным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных па­раметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и примене­нию в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно вы­делить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месяч­ных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет опре­делить условия и обосновать проведение конкретных монетар­ных операций, разработку текущих нормативных актов, осу­ществление прочих организационных действий.

Важными и тесно взаимосвязанными методами реализа­ции денежно-кредитной политики страны являются процент­ная и эмиссионная политика Национального банка. Процент­ная политика представляет собой систему мероприятий, нап­равленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов социально-экономическо­го развития республики. Основными инструментами, исполь­зуемыми при этом Национальным банком, являются установ­ление ставки рефинансирования, а также проведение операций по корректировке уровня банковской ликвидности. Эмиссион пая политика — это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Национального банка в белорусских руб­лях в целях поддержания объема денежных средств, находя­щихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики. Национальный банк из­меняет денежную базу и (через денежный мультипликатор) оказывает влияние на денежную массу.

К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлечен­ных банками денежных средств (депозитов), которую они обя­заны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на ус­ловиях, определенных Национальным банком. Это позволяет, во-первых, управлять ликвидностью банков для снижения во- латильности краткосрочных межбанковских процентных ста­вок; во-вторых, воздействовать на долгосрочный уровень кре­дитных (депозитных) процентных ставок финансового рынка. Кроме того, резервные требования обеспечивают возможность корректировки величины кредитно-депозитного мультиплика­тора, т.е. количества кредитов и депозитов в экономике. Таким образом, резервные требования являются дополнительным ог­раничителем роста денежной массы, значение которого повы­шается в периоды высокого уровня инфляции.

Приоритетной целью денежно-кредитной политики явля­ется обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. В то же время «Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы» определено постепенное смеще­ние акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов. Это будет способство­вать повышению эффективности денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе и обеспечению стабильности на­циональной валюты на постоянной основе.

В период до 2015 г. предусматриваются:

• увеличение совокупной денежной массы — в 2,9— 3,3 раза;

• рост международных резервных активов — не менее чем в 2 раза;

• колебание стоимости корзины иностранных валют по от­ношению к белорусскому рублю — не более плюс/минус 10 %;

• индекс потребительских цен (декабрь 2015 г. к декабрю

2014 г.) — 105—106 %.

Для решения данных важнейших монетарных задач необхо­димы совершенствование денежно-кредитной политики в нап­равлении усиления роли процентной политики, а также повы­шение значимости последней в обеспечении стабильного функ­ционирования финансовой системы, ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка. В связи с этим предпо­лагается ориентация регулирующих действий Национального банка на поддержание процентных ставок в реальном выраже­нии на уровне, обеспечивающем сохранность и привлекатель­ность ресурсов в национальной валюте в условиях доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики. Операционным ориентиром процентной политики на 2011 —

2015 гг. останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях, отражающая среднюю стоимость крат­косрочных ресурсов на денежном рынке (предполагается под­держивать ее на уровне, приближенном к ставке рефинансиро­вания Национального банка, которая на конец периода не должна превышать 6—8 % годовых).

Совершенствование денежно-кредитной политики требует и дальнейшего повышения прозрачности (транспарентности) ее проведения, что будет содействовать снижению девальвацион- ных и инфляционных ожиданий экономических агентов, улуч­шению понимания участниками денежных отношений моне­тарных мер, реализуемых Национальным банком, усилению влияния денежно-кредитной политики на экономические про­цессы.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что достижение намечен­ных монетарных параметров и эффективность денежно-кредит- ной политики в целом предполагает формирование необходимых и достаточных условий в других сферах и секторах экономики, переход к развитым рыночным институтам и механизмам. Макроэкономическая (и финансовая) стабилизация в Респуб­лике Беларусь не может быть достигнута только путем приме­нения монетарных инструментов. Обеспечение возможностей для эффективной трансформации сбережений в инвестиции, активизация инвестиционного и инновационного процессов — межсекторальная, общеэкономическая задача, требующая комп­лексного государственного подхода, рыночного реформирова­ния производственной сферы и экономики в целом. Развитые денежная и финансовая системы будут также способствовать стабильности обменного курса национальной валюты, посте­пенному переходу к политике поддержания ценовой стабиль­ности, установлению ее в качестве главной монетарной цели.

8.2.2.5. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике

Валютная система Беларуси является составной частью на­циональной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулиру­ется национальным законодательством в соответствии с требо­ваниями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира. Структурные элементы системы находятся в постоянном раз­витии, взаимосвязи и взаимозависимости.

Важнейшим элементом валютной системы Беларуси являет­ся национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в об­ращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов На­ционального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) руб­лям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в от­вет на ограниченные поступления в республику наличных де­нег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорус­ский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчет­ные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкно­ты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денеж­ные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют.

В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономи­ческого роста принадлежит режиму валютного курса. Валют­ный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выражен­ную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс бело­русского рубля устанавливается Национальным банком по от­ношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он фор­мируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим ино­странным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара США. В соответствии с номинальным курсом На­циональный банк устанавливает индекс реального курса бело­русского рубля к иностранной валюте. Данный индекс харак­теризует изменение за определенный период времени по отно­шению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скор­ректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).

Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентиру­ющих порядок осуществления операций резидентов и нерези­дентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях вырав­нивания и оптимизации платежного баланса Республики Бела­русь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Для достижения по­ставленных целей, а также ограничения оттока капитала из страны применяются следующие формы валютных ограниче­ний: регулирование текущих валютных операций, которые отражаются по текущему счету платежного баланса; регулиро­вание связанных с движением капитала валютных операций, которые отражаются по капитальному счету; регулирование внутреннего оборота валютных ценностей.

Национальному банку предоставлено право устанавливать ограничения по проведению отдельных текущих валютных опе­раций. В частности, обязательная продажа иностранной валю­ты на внутреннем валютном рынке республики осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя­ми — резидентами в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком, через банки на торгах ОАО «Белорусская валютно-фон- довая биржа». Обязательная продажа валютной выручки на современном этапе развития экономики способствует поддер­жанию уровня золотовалютных резервов и сокращению отри­цательного сальдо платежного баланса страны. В условиях кри­зисных изменений внешних рынков могут вводиться и другие валютные ограничения.

В рамках регулирования внутреннего оборота валютных ценностей применяются количественные ограничения покуп- ки-продажи населением наличной иностранной валюты, запрет валютного кредитования физических лиц, установление пере­чня реализуемых за иностранную валюту товаров, что способ­ствует сокращению расчетов в иностранной валюте на террито­рии страны и создает механизмы наращивания расчетов в бело­русских рублях.

Золотовалютные резервы (ЗВР) являются одним из клю­чевых элементов валютной системы. Международные резервы Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные ак­тивы, состоящие из монетарного золота, специальных прав за­имствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, ко­торые могут быть оперативно использованы для проведения ин­тервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления рас­четов по погашению и обслуживанию государственного внеш­него долга и т.д.

Валютная система регламентирует использование междуна­родных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевремен­ное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность. Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта то­варов и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1 месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта.

В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — струк­турная составляющая финансового рынка, совокупность отно­шений, возникающих на основе спроса и предложения по пово­ду покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ц

Наши рекомендации