Лекция 13. денежный рынок. денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

13.1. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК……………………………….147

13.2. ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ДЕНЕЖНАЯ БАЗА. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ…………..148

13.3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ…………………………………………………..149

13.4. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ И ЕЁ УРОВНИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ. ……………………………………………………...152

13.5. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. ПОЛИТИКА «ДОРОГИХ» И «ДЕШЕВЫХ» ДЕНЕГ……………………………………………………...154

ЛЕКЦИЯ 14. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

14.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ…..157

14.2. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………..159

14.3. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ. НЕРАВЕНСТВО В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОХОДОВ…………………………………………………………….161

14.4. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ…………………………………………….163

ЛЕКЦИЯ 15. Экономический рост.

15.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ……………………………168

15.2. ТИПЫ И ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА…………………………….….170

15.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ…………….171

РАЗДЕЛ ІV. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

ЛЕКЦИЯ 16. СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

16.1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТРУКТУРА…………………………………………………………………………………..173

16.2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА. ………175

16.3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.………………………….182

ЛЕКЦИЯ 17. ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС СТРАНЫ И ЕГО СТРУКТУРА.

17.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ:

· МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ………………183

· МИГРАЦИЯ КАПИТАЛА

· МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

· МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

· МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

17.2. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА………………………..193

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»………………………………………………………………………196

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»………..198

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Джон Мейнард Кейнс

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика предъявляет все более высокие профессиональные требования к специалистам с высшим образованием и требует от них знания основ функционирования рыночного механизма. Особое место в связи с этим приобретает изучение теоретических экономических дисциплин, такой как экономическая теория. Экономическая теория исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Любой человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее – работать по найму или организовать свое дело и др.

Это позволяет представить действие рынка на всех уровнях и сформировать у студентов тип экономического мышления соответствующий современным условиям хозяйствования. Экономическая теория позволяет создать целостное представление об экономике, лучше понять суть разнообразных экономических процессов и явлений. Как известно, чем лучше человек знает экономику, тем он может эффективнее действовать в ней, в частности сделать карьеру.

Знание экономических законов позволило бы управлять экономикой. Как выразился Дж. М. Кейнс: «… в действительности именно экономисты и политические мыслители правят миром».

Целью преподавания дисциплины «Экономическая теория» является овладение студентами основами экономической культуры и формирование экономического образа мышления, необходимого для понимания сути экономических явлений и процессов.

Задачи изучения дисциплины:

· Исследование основных закономерностей функционирования рынка: механизмов спроса, предложения, рыночного равновесия;

· Исследование ценообразования на рынке ресурсов и его особенности.

· изучение основных законов функционирования национальной экономики в целом, причин появления и последствий основных макроэкономических проблем: кризисов, безработицы, инфляции, внешнеэкономической несбалансированности;

· выявление важнейших факторов, определяющих величину национального дохода, занятость, уровень цен и возможности экономического роста в стране;

· изучение возможностей и последствий макроэкономического регулирования национальной экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен правильно оценивать изменения в экономической конъюнктуре рынка, понимать последствия этих изменений для результатов деятельности предприятия, уметь применять экономические понятия и категории в практической деятельности.

Данный курс лекций предназначен для студентов неэкономических специальностей и рассчитан на освоение дисциплины в течение одного семестра, Конспект содержит текст лекций по основным разделам экономической теории, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы по дисциплине.

Пособие подготовлено согласно требованиям образовательного стандарта Министерства образования Республики Беларусь по курсу экономической теории для студентов неэкономических специальностей, основными положениями типовой Программы по экономической теории для вузов и в соответствии с рабочей программой изучения данной учебной дисциплины.

Наши рекомендации