Денежная система и денежно-кредитная политика

Деньги – особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме самостоятельной меновой стоимости и меры труда; капитал; универсальное средство ликвидности, исполь­зуемое для оценки стоимости (или ценности) и представляющее собой единство финансовых активов и обязательств.

Деньги выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения, мировых денег, а в совокупности являются важнейшим финансовым инструментом экономики.

Движение денег, опосредующее отношения физических лиц, субъектов хозяйствования и государственных органов, или кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике, представляет собой денежное обращение. Оно происходит в двух формах: наличной и безналичной. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, а также для расчетов по вы­плате заработной платы, премий, пособий, пенсий; для платежей населения за коммунальные услуги; оплаты ценных бумаг и выплат по ним дохода; выплаты страховых возмещений по договорам страхования и др. Эмиссию, или выпуск наличных денег, осуществляет центральный государственный банк. Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег, т.е. перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Оно осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют около 10 % всех денежных средств.

Денежная масса – совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах (покупательные, платежные и накопленные средства), обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства. В структуре денежной массы выделяются активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.

Денежная база – выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь наличные деньги (исключая ос­татки средств в кассах Национального банка), остатки средств на счетах обязательных резервов, депонированных банками в Национальном банке, на корреспондентских счетах и остатки других средств банков на счетах в Национальном банке, вложе­ния банков в ценные бумаги Национального банка, а также переводные и срочные депозиты предприятий, организаций и на­селения, обслуживающихся в Национальном банке Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.

Суммарная денежная масса в экономике для осуществления операций обмена и платежа зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги. Предложение денег и спрос на них образуют компоненты денежного рынка.

Для характеристики денежного предложения используются известные денежные макроагрегаты: М0, Ml, М2, МЗ, М4, L и D. Они различаются степенью ликвидности, или легкости их превращения в наличные деньги. В Беларуси используются следующие агрегаты денежной массы: М0, Ml, М2, М2* (рассчитываются в белорусских рублях) и МЗ.

Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) – наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц.

Агрегат M1 – включает М0 плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц – резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.

Агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) – включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами – резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.

Агрегат М2* (рублевая денежная масса) – агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физи­ческих лиц – резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях.

Агрегат МЗ (широкая денежная масса) – агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, сред­ства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных материалах юридических лиц – рези­дентов Республики Беларусь.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора, который показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег центрального банка).

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег, зависящую от количества товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу (при увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот).

Другим компонентом денежного рынка является спрос на деньги. Он проявляется в двух аспектах: как средство обращения – в спросе на деньги для сделок (трансакционный спрос), как средство сохранения богатства – в спросе на деньги для приобретения прочих финансовых активов (облигаций, акций и др.). Первый аспект определяется, главным образом, общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВВП, второй – стремлением получить доход в виде дивидендов, или процентов, и изменяется обратно про­порционально уровню процентной ставки.

Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цены» денег, это часть финансового рынка. Его функционирование находится под влиянием общего состояния экономики, что отражается прежде всего на равновесии системы денежного обращения.

Денежная система – исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации де­нежного обращения. Государство определяет денежную едини­цу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. В большинстве стран действуют денежные системы бумажно-денежного и банкнотного обращения, продолжает сокращаться сфера налично-денежного оборота. Регулирование де­нежного обращения – главная функция центрального банка во всех государствах мира. Основной формой регули­рования денежного рынка со стороны центрального банка в условиях рыночной экономики является косвенное воздействие на денежное обращение через коммерческие банки и другие кредитные институты.

Кредит есть движение денежного капитала, который передается в ссуду на условиях срочности, платности и возвратности за определенный процент. Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. Кредит выполняет следующие функции:

§ аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

§ перераспределение денежного капитала;

§ экономию издержек;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ регулирование экономики.

Кредит может предоставляться в форме коммерческого, банковского, потребительского, ипотечного, международного и др. Кредитная система, как правило, имеет три уровня и включает: центральный (национальный) банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения. Трехуровневая кредитная система является типичной для большинства промышленно развитых стран.

Собственно банковская система имеет два уровня и представлена центральным эмиссионным банком и коммерческими банками.

Центральный банк – основа кредитной системы. Он принадлежит государству и используется им для регулирования макроэкономических процессов и пропорций.

Коммерческие банки – это кредитные институты универ­сального характера. Их услуги, называемые банковским про­дуктом, многообразны. В современных условиях они предлага­ют своим клиентам от 300 до 600 видов услуг.

Все банковские услуги делятся на пассивные (привлечение средств в банк), активные (размещение банковского капитала) и комиссионные услуги по поручению различных организаций.

Третий элемент банковско-кредитных институтов – специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной жизни. Это инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании, ипотечные банки, ссудо-сберегательные ассоциации. В итоге все они осуществляют депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирова­ние и т.д.

Ведущая роль в денежно-кредитном регулировании принадлежит государству (в лице министерства финансов и центрального банка – органов «денежной», или монетарной, власти), банковской системе страны. Цели, параметры и инструменты регулирования реализуются в рамках денежной и денежно-кре­дитной политики.

Денежная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов. Для регулирования денежного предложения в мировой экономической практике используются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки процента и норматива обязательных резервов коммерческих банков. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может либо осуществить вливание денежных резервов в денежно-кредитную систему страны, либо частично изъять их оттуда. Изменением учетной ставки процента межбанковский кредит, предоставляемый центральным банком для коммерческих банков, можно сделать либо дешевым, либо дорогим. Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков приводит либо к сокращению, либо к увеличению избыточных резервов и к соответ­ствующему изменению денежного предложения.

Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятым в декабре 1990 г. Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» и последующими законодательными актами, определившими ее правовые основы. В 1992 г. в оборот был введен белорусский рубль, который вначале обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в октябре 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным сред­ством на территории республики.

В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и статьей 136 Конституции Республики Беларусь в стране сформирована двухуровневая банковская система, включающая Национальный банк (первый уровень), банки (унитарные и акционерные, в том числе с участием государства и иностранного капитала) и небанковские финансовые организации (второй уровень). Правовой основой функционирования национальной банковской системы в настоящее время является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 7), Национальный банк (в качестве центрального банка) регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исклю­чительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.

Другой уровень банковской системы Республики Беларусь состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Главной его составляющей являются коммерческие банки, деятельность которых носит многосторонний характер. Они занимаются практически всеми видами кредитных, расчетных и финансовых операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.

Подавляющее большинство банков в соответствии с их уставами являются коммерческими. Национальным банком не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.

В развитии банковской системы, как и экономики республики Беларусь в целом, выделяются два этапа:

§ первый этап (1991–1995 гг.) – этап глубокого экономи­ческого кризиса и формирования двухуровневой банковской системы;

с 1996 г. (второй этап) развитие банковской системы происходит на фоне ряда позитивных тенденций в общей макроэкономической ситуации (рост ВВП, промышленной продукции, реальных доходов населения и др.). Это создавало благоприятные предпосылки для развития банковского сектора.

Действующая в Республике Беларусь платежная система в целом обеспечивает потребности банков, субъектов хозяйство­вания в своевременном и качественном проведении расчетов, способствует эффективной реализации экономической полити­ки страны. По совокупности эксплуатационных характеристик платежная система Республики Беларусь оценивается Между­народным валютным фондом по самому высокому рейтингу среди стран с переходной экономикой.

В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая операции с ценными бумагами, лизинг, факторинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг, конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.

Наряду с деятельностью по всестороннему укреплению де­нежной системы и белорусского рубля ведется активная работа Беларуси и России по созданию единой валюты в рамках Союз­ного государства.

Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритета­ми и целями правительства. Конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная эко­номика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обраще­нии, размера банковских резервов и учетной ставки процента). Проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами – спрос и предложение на денежном рынке.

Регулирование объема кредитования и денежной эмиссии осуществляется прежде всего с целью воздействия на хозяйственную активность.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется также процентной политикой Национального банка (регулированием учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки, депозитной ставки), политикой резервирования (установлением Национальным банком норм обязательных резервов ком­мерческих банков), операциями на открытом рынке, рефинансированием банков и валютным регулированием.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные. К первым относят целевое кредитование, «кредитные потолки», административный контроль над уровнем процентных ставок. Важнейшими косвенными инструментами являются:

§ регулирование официальной ставки рефинансирования;

§ изменение нормы обязательного резервирования;

§ рефинансирование коммерческих банков;

§ операции на открытом рынке.

Как правило, на практике применяется комбинации прямых и косвенных методов с учетом специфики конкретного этапа социально-экономического развития и реформирования экономики страны.

Реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре – в 1994 г.

1990-е годы были периодом перехода от командно-административной системы к рыночным принципам ведения хозяйства, либерализации ценообразования и внешнеторговой деятельности, периодом становления и формирования национальной мо­нетарной системы, создания ее организационного, технического и кадрового потенциалов. За эти годы были решены многие сложные проблемы: преодоление гиперинфляции, неконтроли­руемой девальвации, административного определения обмен­ного курса и др. Была создана совре­менная система монетарного регулирования.

При этом рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяли адми­нистративные методы.

С начала 2000 г. Национальный банк стал проводить уме­ренно жесткую денежно-кредитную политику. Используя инст­рументы эмиссионной, процентной и валютной политики, он ужесточил ограничения в денежной сфере, ориентировал субъ­ектов экономики на преимущественное использование рубля на внутреннем рынке страны. Темпы эмиссии Национального бан­ка (прирост рублевой денежной базы) и СДМ (совокупной де­нежной массы) были поставлены под более жесткий контроль.

Фактически современный этап денежно-кредитной полити­ки Республики Беларусь начался в 2000 г., его главная цель – обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса бе­лорусского рубля. При этом в тактическом плане политика на­правлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001–2010 гг. и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны.

В прогнозных документах (НСУР-2020, Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001–2010 гг. и др.) определены перспективные цели денежно-кредитной политики:

§ обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;

§ развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование сво­бодных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствую­щих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;

§ поддержание обменного курса белорусского рубля на уров­не, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической дея­тельности страны;

§ обеспечение эффективного надежного и безопасного функ­ционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;

§ увеличение уровня монетизации ВВП.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем посте­пенного расширения сферы действия рыночных подходов к го­сударственному регулированию денежно-кредитной сферы. Основной вектор преобразований денежно-кредитной сферы – переход к зрелым рыночным институтам и механизмам. Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кре­дитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами со­циального и экономического развития страны.

Инфляция представляет собой сложное экономическое яв­ление, которое по-разному объясняют различные научные шко­лы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфля­цию как снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса».

Сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения», считают, что инфляция – это совокупный рост цен в экономике. И нарушение макроэкономического равновесия вызывается удорожанием факторов производства, ведущим к росту издержек на единицу продукции. Производителям товаров приходится повышать цены, что ведет к росту заработной платы. В результате раскручивается спираль «заработная плата – цены». В данном случае имеет место «инфляция издержек».

Конечно, в реальной экономической жизни феномен инфляции более сложен и трудно выделить, какой из двух ее типов в данный момент преобладает. Структуралисты считают, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.

Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью ряда индексов: индекса потребительских цен; ин­декса цен производителей на промышленную продукцию; индекса ВВП, позволяющего определить реальный объем валово­го внутреннего продукта (его называют дефлятором ВВП) и др.

В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10 % в год), галопирующую (до 500 % в год) и гиперинфляцию (более 50 % в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).

Глубинными причинами инфляции являются монополии: государства – на денежное обращение, эмиссию денег; крупных профсоюзов – на определение уровня оплаты труда; крупных фирм – на формирование цен на рынке, а также экспорт инфляции (рост цен в странах-экспортерах сырья, энергоно­сителей, продовольствия и прочего ведет к росту цен в странах-импортерах).

Различают также скрытую (подавленную) и открытую инфляцию. Первая существует, как правило, в планово-административной экономике и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества товаров, вторая – в росте цен на товары и услуги.

Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.

Антиинфляционная политика. Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000–2004 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высоко­развитых стран, опыта стран с переходной экономикой, боль­шинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции.

Всю совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три груп­пы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбереже­нию; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразова­ния.

Первый комплекс включает меры:

§ по регулированию заработной платы в составе себестои­мости продукции;

§ поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

§ снижению материало- и энергоемкости продукции на ос­нове внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

§ реструктуризации и финансовому оздоровлению предпри­ятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

§ сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

§ по регулированию объема и структуры денежной массы;

§ проведению эффективной процентной политики по креди­там и депозитам;

§ сокращению скорости оборота денег;

§ регулированию резервных требований;

§ ограничению бюджетного дефицита;

§ регулированию доходов населения;

§ сокращению бартерных операций, неплатежей;

§ стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры:

§ по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

§ государственному регулированию цен на товары монопо­листов;

§ регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

§ регулированию уровня рентабельности;

§ стимулированию удовлетворения спроса за счет роста про­изводства;

§ ограничению инфляционных ожиданий;

§ ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь 2006-2010 гг. предусматривается, что допустимый уровень инфляции к 2010 г. не должен превысить 5%. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза

Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целе­вые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это – ключе­вые монетарные факторы антиинфляционной политики.

В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляци­онного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

Наши рекомендации