Денежная система и денежно-кредитная политика
Денежная система — это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Как правило, она состоит из элементов, содержание которых в каждом государстве наполняется национальными особенностями. Основными из них являются:
• официальная денежная единица (наименование, виды денежных знаков, имеющих законную платежную силу);
• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;
• денежная масса;
• структура денежного оборота;
• порядок установления валютного курса;
• государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране.
В зависимости от вида денег различают денежные системы, основанные на полноценных деньгах (товарные и металлического обращения) и на обращении неполноценных денег, когда полноценные деньги заменены неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Существующие денежные системы основаны на обороте неполноценных денег.
Денежная система Беларуси функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также последующими законодательными актами, закрепившими ее правовые основы и принципы функционирования (Банковский кодекс РБ и др.).
В 1994 г. Национальным банком было принято решение о признании единственным законным платежным средством в нашей стране белорусского рубля, а в налично-денежном обороте — расчетного билета. В последующие годы расчетный билет был изъят из обращения и в качестве официального единственного платежного средства признан белорусский рубль — билет Национального банка РБ. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории страны запрещен.
Монопольным правом на эмиссию белорусского рубля обладает Национальный банк, который определяет номинал (достоинство), степень защиты, изображение и другие характеристики белорусского рубля и монет. Он обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, их хранение, подтверждение подлинности, изъятие и уничтожение выведенных из обращения (ветхих) банкнот и монет, устанавливает официальный курс рубля к иностранным денежным единицам. На территории Беларуси функционируют наличные деньги (банкноты, юбилейные и памятные монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в банках, обеспеченные активами Национального и других банков, в том числе золотовалютными резервами, государственными ценными бумагами и прочими активами национальной банковской системы.
Для упорядочения денежного обращения в 1994 г. и 1999 г. в республике проведены две деноминации (уменьшение нарицательной стоимости денежной единицы). В результате первой из них все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, в ходе второй — в 1000 раз.
Институциональной основой денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации. Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и иные банки (второй). Таким образом, к собственно субъектам денежных отношений (в узком смысле) относятся Национальный банк, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Помимо этого в качестве участников денежных правоотношений (в широком смысле) выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы (в лице государственных органов), физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. Объекты денежных отношений — национальные деньги и иностранная валюта, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные ценности.
Первым уровнем национальной банковской системы является Национальный банк, который осуществляет регулирование денежного оборота в соответствии с законодательством. Он устанавливает правила организации наличного денежного обращения, охватывающие:
• ведение кассовых операций в стране, работу банков с денежной наличностью, применение мер ответственности за их нарушение;
• хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности и других ценностей;
• осуществление эмиссионно-кассовых операций;
• расчеты наличными деньгами между юридическими лицами;
• определение признаков платежное™ наличных денег, замену ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также процесс их уничтожения.
В сфере безналичного денежного оборота Национальный банк определяет основные принципы функционирования платежной системы страны; разрабатывает и утверждает правила банковских переводов, формы безналичных расчетов, стандарты платежных инструкций, ответственность за их нарушение и др.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
• защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы;
• обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Для достижения отмеченных выше целей Национальный банк разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику.
Вторым уровнем национальной банковской системы являются банки, оказывающие банковские услуги на принципах коммерческого расчета. Они привлекают денежные средства физических и юридических лиц в депозиты (вклады), размещают указанные средства от своего имени и за свой счет (на условиях возвратности, платности и срочности), а также оказывают услуги по открытию и ведению счетов физических и юридических лиц. В соответствие с Банковским кодексом РБ банк вправе осуществлять и иные банковские операции и виды деятельности.
Белорусский банковский сектор играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг и по состоянию на конец 2011 г. включает 31 действующий банк. Характерной особенностью его современного институционального развития является устойчивая тенденция к увеличению в структуре собственности доли иностранного капитала: в общем числе банков 26 — с участием иностранного капитала, из них 9 — со стопроцентным иностранным капиталом.
Финансовый потенциал отечественного банковского сектора в значительной мере определяется складывающимися макроэкономическими условиями, эффективностью функционирования отраслей экономики, состоянием бюджетной сферы. За прошедшее пятилетие (2006—2010 гг.) активы и капитал банков увеличивались темпами, превышающими темпы роста ВВП, усилилось доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, если номинальный ВВП за отмеченный период вырос в 2,5 раза, то собственный капитал банков — в 4,4, активы банков — в 6,2, требования банков к экономике — в 7 раз. По отношению к ВВП последний из показателей увеличился с 20,3 % (на 1 января 2006 г.) до 57 % (на 1 января 2011 г.). Существенно (в 10 раз) выросли объемы выдачи банками долгосрочных кредитов, из них предприятиям промышленности — в 16,9 раза[10]. Либерализация условий привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор привела к увеличению доли иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков с 9,3 % на 1 января 2006 г. до 24 % на 1 января 2011 г.[11]
В целом динамика финансовых показателей деятельности банков за указанный период характеризуется данными табл. 8.10.
Как видно из приведенных в табл. 8.10 данных, развитие отечественных банков за прошедшее пятилетие, даже с учетом мирового финансового кризиса 2008—2010 гг., имеет доста-
Таблица 8.10. Финансовые показатели деятельности банков Республики Беларусь106
|
точно устойчивые положительные тенденции. Так, нормативный капитал увеличился с 6,5 до 10,8 % по отношению к ВВП, т.е. практически в 1,7 раза; прибыль банков — с 0,52 до 1,05 %. Несмотря на некоторый рост доли проблемных активов банков, рентабельность нормативного капитала повысилась с 9,55 до 11,77 %, что соответствует среднемировым значениям. Следует отметить, что позитивным тенденциям в деятельности банков способствовало расширение их ресурсной базы — с 29 049,6 до 127 537,2 млрд руб. (с 36,6 до 78,3 % к ВВП). Соответственно более чем в 2 раза возросла и кредитная поддержка национальной экономики (с 28,9 до 58,4 % к ВВП).
Наряду с положительными результатами в отечественном банковском секторе существуют проблемы, требующие немедленного решения. Например, очень высоким остается уровень концентрации активов банковского сектора: на начало 2011 г. на долю пяти крупнейших банков приходилось 83,1 % активов и 78,7 % капитала банковского сектора (на начало 2010 г. — 84 и 76,9 % соответственно). По-прежнему сохраняется дисбаланс между ростом объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что способствует уязвимости банковского сектора в отношении риска невыполнения заемщиками своих обязательств (на начало 2011 г. рост кредитных вложений банков превышал рост экономики на 12 процентных пунктов).
Следует также отметить, что до последнего времени на отечественном рынке финансового посредничества по-прежнему доминируют банки. Так, из совокупных активов финансового сектора в 2010 г., составивших 62,1 % по отношению к ВВП (в 2009 г. — 55,6 %), 97 % пришлось на долю банков и только 3 % — страховых компаний. Иными словами, в республике не получил должного развития такой важный элемент денежной системы, как небанковские кредитно-финансовые организации, к числу которых относят лизинговые, инвестиционные и трастовые компании, страховые и ссудо-сберегательные общества, пенсионные и паевые фонды, кредитные союзы, ломбарды и др. В то же время активизация их деятельности, в частности страховых и инвестиционных компаний, пенсионных фондов, позволит не только аккумулировать долгосрочные источники финансирования национальной экономики, но и снизить финансовую нагрузку на банковский сектор, даст возможность рынку оперативно минимизировать негативные воздействия внешних шоков. Развитие инфраструктуры финансового рынка, создание специализированных финансовых организаций будет способствовать также сокращению участия банков в кредитовании государственных программ, льготном кредитовании отдельных предприятий и граждан, что в свою очередь приведет к повышению качества этих программ, более тщательному анализу целесообразности оказания государственной поддержки отдельным отраслям экономики, предприятиям и гражданам.
Согласно Стратегии развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы, банковский сектор к концу указанного периода (аккумулируя новейшие достижения и технологии банковского дела) должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную составляющую экономики страны, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Прогнозируется увеличить объем кредитов банков до 70—90 % к ВВП, отношение активов банков к ВВП — до 85—105, капитала банков к ВВП — до 12 %, что позволит приблизиться к аналогичным показателям банковских систем ряда стран Восточной и Центральной Европы[12].
Определяющую роль в достижении указанных целевых ориентиров будет играть успешное решение следующих задач:
• интенсификация качественных структурных изменений в экономике, внедрение значимых инноваций и новых технологических решений;
• развитие эффективных национального и регионального финансовых рынков, способных обеспечить значительный приток финансового капитала в страну, в том числе за счет ПИИ;
• создание других необходимых макроэкономических условий, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально- экономического развития, бюджете, основных направлениях денежно-кредитной политики и республиканских государственных программах;
• расширение ресурсной базы банков, оптимизация структуры их пассивов и активов;
• обеспечение стабильности деятельности банков за счет повышения эффективности систем управления рисками и систем внутреннего контроля, совершенствования корпоративного управления в банках;
• развитие информационных технологий в целях расширения географии предоставления банковских услуг, приближения их к потребителю, привлечения новых клиентов.
В то же время поддержанию устойчивости денежной системы Республики Беларусь, обеспечению долгосрочной финансовой стабильности, надежной работы отечественного финансового рынка и его институтов будет способствовать совершенствование денежно-кредитной политики Национального банка.
Денежно-кредитная (монетарная) политика, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управляет денежным предложением и создает условия для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.
Денежно-кредитная политика разрабатывается Национальным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъекта ми, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект, или монетарный регулятор) и другие банки страны.
Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. Характер и содержание денежно-кредитной политики предопределяются экономической стратегией общества, национальными особенностями денежной (в частности, кредитной) системы, общей хозяйственной ситуацией в стране.
Денежно-кредитная политика по сравнению с бюджетно-налоговой обладает рядом существенных преимуществ:
• во-первых, оперативностью и гибкостью реакции центрального банка страны на изменение ситуации в экономике — Национальный банк ежедневно принимает решения, например, о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на объем денежного предложения и уровень процентной ставки;
• во-вторых, ограниченностью политического давления в силу отсутствия непосредственного влияния денежно-кредитной политики на изменения государственных расходов и доходов.
Выделяют два типа денежно-кредитной политики:
• рестрикционная (политика «дорогих» денег) — направлена на ужесточение условий кредитования, ограничение денежной эмиссии, что предполагает рост процентных ставок центрального банка и использование им других мер, ориентированных на сокращение объемов кредитования экономики. Основными целями при этом являются сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, снижение деловой активности в период «пика» экономического подъема;
• экспансионистская (политика «дешевых» денег) — предполагает расширение масштабов кредитования экономики, снижение уровня процентных ставок, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении. Основными целями являются стимулирование деловой активности, ускорение темпов экономического роста и сокращение безработицы в стране.
Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной политики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам, как правило, вызывает ухудшение по другим (циклическая асимметрия). Так, стимулирование инвестиций и, соответственно, роста деловой активности в экономике за счет увеличения денежного предложения может усиливать инфляцию. Меры же по снижению темпов роста денежного предложения, направленные на борьбу с инфляцией, дестиму- лируют экономическую активность и ухудшают показатели занятости. В результате неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономической активности и снижения инфляции. Поэтому Национальный банк должен проводить последовательную денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития.
Кроме того, к недостаткам денежно-кредитной политики следует также отнести: слабую предсказуемость и регулируемость скорости денежного обращения; существенную зависимость инвестиционной активности от изменения процентной ставки (рост последней снижает инвестиционную активность, что ограничивает возможности кредитной рестрикции); наличие временного лага — запаздывающего эффекта между действиями органов денежно-кредитного регулирования и ответной реакцией экономики.
Основным критерием эффективности денежно-кредитной политики служит обеспечение экономики денежной массой, соответствующей как по количественным, так и качественным параметрам реальному спросу, что требует определения стратегии денежно-кредитной политики и иерархии ее целей адекватно ситуации. Конкретный состав целей и их количественные параметры определяются национальными приоритетами страны, а также спецификой экономики.
Цели денежно-кредитной политики делятся на конечные (стратегические, общеэкономические, или цели общественного выбора), промежуточные (монетарные), тактические (операционные). Поскольку денежно-кредитная политика является одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями государственной экономической политики — обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса. Промежуточные цели определяют значения экономических переменных на длительных временных интервалах (год и более) и зависят от уровня развития экономики, характера трансмиссионного механизма. Они не являются раз и навсегда заданными (особенно в странах с переходной экономикой), так как выбор обусловлен постоянным процессом развития рыночных отношений. Тактические цели усиливают взаимосвязь промежуточных целей и инструментов денежно-кредитного регулирования. Они достигаются путем ежедневных регулирующих действий Национального банка. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение промежуточных и, соответственно, конечных целевых установок.
В основе выбора системы методов денежно-кредитной политики лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа банков к ликвидности Национального банка в зависимости от экономической ситуации. Выделяют методы прямого (административного) регулирования и контроля и косвенные (экономические, рыночные).
Прямые методы носят характер директив Национального банка, касающихся объема денежного предложения и цен на финансовом рынке. К ним относят использование административных ограничений, устанавливаемых Национальным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков (например, контроль за процентными ставками (уровнем маржи), установление лимитов по банковским кредитам и др.). Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля монетарного регулятора над финансовым рынком, однако они являются «грубым» средством регулирования экономики. Поэтому данные методы применимы лишь в условиях временного кризиса финансовой системы или недостаточного развития финансовых рынков.
Косвенные методы через рыночные механизмы влияют на поведение субъектов финансового рынка путем воздействия на их экономические интересы. Национальный банк, изменяя объем резервных денег (своих обязательств) или их цену, регулирует спрос экономических агентов на кредиты и определяет тем самым величину денежной мультипликации в экономике. Действенность этой группы методов тесно связана с уровнем развития денежного рынка, существованием высокоорганизованных и эффективно функционирующих финансовых рынков, а также относительного единообразия формирования процентных ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны. Поэтому полномасштабное и эффективное использование экономических методов предполагает достижение устойчивого экономического роста, формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики, создание универсальной стабильной инфраструктуры финансового рынка, построение денежно-кредитной системы, способствующей оптимальному распределению сбережений и инвестиций.
Среди ведущих экономических методов, регулирующих кредитную активность банков, выделяют эмиссионную и процентную политику, проводимые Национальным банком путем осуществления операций на открытом рынке, двусторонних сделок и применения других инструментов, а также политику минимальных обязательных резервов, влияющую на кредит- но-депозитный мультипликатор и, соответственно, на денежное предложение.
Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий в рамках каждого этапа.
На этапе выбора конечных и промежуточных целей происходит их увязка с долго- и среднесрочными программами, разрабатываемыми в соответствии с действующим законодательством.
Этап разработки общеэкономических и денежно кредитных прогнозов и мер на очередной год предусматривает подготовку, прежде всего, трех основных документов: Прогноза социально-экономического развития страны, включающего платежный баланс, Государственного бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики. На их основе формируются отраслевые и региональные программы.
Этап реализации мер денежно кредитной политики осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по выполнению Основных направлений, разрабатываемым Национальным банком на каждый год. При его подготовке оценивается внутригодовая динамика важнейших денежно-кредитных параметров, учитываются прогнозные экономические тенденции, что дает возможность системно подходить к выбору и применению в течение года всего набора монетарных инструментов. В то же время экономическая и финансовая ситуация требуют постоянной корректировки последних. В этой связи можно выделить внутригодовые этапы подготовки квартальных, месячных, недельных и ежедневных прогнозов и решений в сфере реализации денежно-кредитной политики, что позволяет определить условия и обосновать проведение конкретных монетарных операций, разработку текущих нормативных актов, осуществление прочих организационных действий.
Важными и тесно взаимосвязанными методами реализации денежно-кредитной политики страны являются процентная и эмиссионная политика Национального банка. Процентная политика представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов социально-экономического развития республики. Основными инструментами, используемыми при этом Национальным банком, являются установление ставки рефинансирования, а также проведение операций по корректировке уровня банковской ликвидности. Эмиссион пая политика — это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Национального банка в белорусских рублях в целях поддержания объема денежных средств, находящихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики. Национальный банк изменяет денежную базу и (через денежный мультипликатор) оказывает влияние на денежную массу.
К методам денежно-кредитного регулирования относятся также резервные требования — процентная доля привлеченных банками денежных средств (депозитов), которую они обязаны хранить в фонде обязательных резервов в порядке и на условиях, определенных Национальным банком. Это позволяет, во-первых, управлять ликвидностью банков для снижения во- латильности краткосрочных межбанковских процентных ставок; во-вторых, воздействовать на долгосрочный уровень кредитных (депозитных) процентных ставок финансового рынка. Кроме того, резервные требования обеспечивают возможность корректировки величины кредитно-депозитного мультипликатора, т.е. количества кредитов и депозитов в экономике. Таким образом, резервные требования являются дополнительным ограничителем роста денежной массы, значение которого повышается в периоды высокого уровня инфляции.
Приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. В то же время «Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011—2015 годы» определено постепенное смещение акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов. Это будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе и обеспечению стабильности национальной валюты на постоянной основе.
В период до 2015 г. предусматриваются:
• увеличение совокупной денежной массы — в 2,9— 3,3 раза;
• рост международных резервных активов — не менее чем в 2 раза;
• колебание стоимости корзины иностранных валют по отношению к белорусскому рублю — не более плюс/минус 10 %;
• индекс потребительских цен (декабрь 2015 г. к декабрю
2014 г.) — 105—106 %.
Для решения данных важнейших монетарных задач необходимы совершенствование денежно-кредитной политики в направлении усиления роли процентной политики, а также повышение значимости последней в обеспечении стабильного функционирования финансовой системы, ограничении колебаний краткосрочных ставок денежного рынка. В связи с этим предполагается ориентация регулирующих действий Национального банка на поддержание процентных ставок в реальном выражении на уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте в условиях доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики. Операционным ориентиром процентной политики на 2011 —
2015 гг. останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях, отражающая среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке (предполагается поддерживать ее на уровне, приближенном к ставке рефинансирования Национального банка, которая на конец периода не должна превышать 6—8 % годовых).
Совершенствование денежно-кредитной политики требует и дальнейшего повышения прозрачности (транспарентности) ее проведения, что будет содействовать снижению девальвацион- ных и инфляционных ожиданий экономических агентов, улучшению понимания участниками денежных отношений монетарных мер, реализуемых Национальным банком, усилению влияния денежно-кредитной политики на экономические процессы.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что достижение намеченных монетарных параметров и эффективность денежно-кредит- ной политики в целом предполагает формирование необходимых и достаточных условий в других сферах и секторах экономики, переход к развитым рыночным институтам и механизмам. Макроэкономическая (и финансовая) стабилизация в Республике Беларусь не может быть достигнута только путем применения монетарных инструментов. Обеспечение возможностей для эффективной трансформации сбережений в инвестиции, активизация инвестиционного и инновационного процессов — межсекторальная, общеэкономическая задача, требующая комплексного государственного подхода, рыночного реформирования производственной сферы и экономики в целом. Развитые денежная и финансовая системы будут также способствовать стабильности обменного курса национальной валюты, постепенному переходу к политике поддержания ценовой стабильности, установлению ее в качестве главной монетарной цели.
8.2.2.5. Валютная система и валютный контроль в национальной экономике
Валютная система Беларуси является составной частью национальной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулируется национальным законодательством в соответствии с требованиями, правилами и нормами международного права. Ее структура соответствует принципам построения и включает все основные элементы валютных систем развитых стран мира. Структурные элементы системы находятся в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости.
Важнейшим элементом валютной системы Беларуси является национальная валюта — белорусский рубль. Он введен в обращение в 1992 г. первоначально в виде расчетных билетов Национального банка, которые не являлись денежными знаками и были выпущены в дополнение к советским (российским) рублям с целью защиты внутреннего потребительского рынка в ответ на ограниченные поступления в республику наличных денег из Российской Федерации. В октябре 1994 г. единственным платежным средством на территории страны признан белорусский рубль, а в налично-денежном обороте — банкноты (расчетные билеты). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 1 января 2000 г. были введены в обращение банкноты Национального банка нового образца разного достоинства. С 1996 г. Национальный банк эмитирует металлические денежные знаки — памятные монеты Республики Беларусь, которые являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений. С ноября 2001 г. белорусский рубль соответствует правилам ограниченной конвертируемости валют.
В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономического роста принадлежит режиму валютного курса. Валютный курс — соотношение обмена денежных единиц разных стран, обусловленное их покупательной способностью и рядом других внешнеэкономических и политических факторов. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс белорусского рубля устанавливается Национальным банком по отношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он формируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара США. В соответствии с номинальным курсом Национальный банк устанавливает индекс реального курса белорусского рубля к иностранной валюте. Данный индекс характеризует изменение за определенный период времени по отношению к базовому периоду номинального курса белорусского рубля к валюте страны — основного торгового партнера, скорректированное на соотношение темпов инфляции в Республике Беларусь и в данной стране. Используется прямая котировка белорусского рубля по отношению к иностранным валютам (курс единицы иностранной валюты выражен в белорусских рублях).
Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения — система государственных мер, регламентирующих порядок осуществления операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. Они вводятся в целях выравнивания и оптимизации платежного баланса Республики Беларусь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Для достижения поставленных целей, а также ограничения оттока капитала из страны применяются следующие формы валютных ограничений: регулирование текущих валютных операций, которые отражаются по текущему счету платежного баланса; регулирование связанных с движением капитала валютных операций, которые отражаются по капитальному счету; регулирование внутреннего оборота валютных ценностей.
Национальному банку предоставлено право устанавливать ограничения по проведению отдельных текущих валютных операций. В частности, обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке республики осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — резидентами в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком, через банки на торгах ОАО «Белорусская валютно-фон- довая биржа». Обязательная продажа валютной выручки на современном этапе развития экономики способствует поддержанию уровня золотовалютных резервов и сокращению отрицательного сальдо платежного баланса страны. В условиях кризисных изменений внешних рынков могут вводиться и другие валютные ограничения.
В рамках регулирования внутреннего оборота валютных ценностей применяются количественные ограничения покуп- ки-продажи населением наличной иностранной валюты, запрет валютного кредитования физических лиц, установление перечня реализуемых за иностранную валюту товаров, что способствует сокращению расчетов в иностранной валюте на территории страны и создает механизмы наращивания расчетов в белорусских рублях.
Золотовалютные резервы (ЗВР) являются одним из ключевых элементов валютной системы. Международные резервы Республики Беларусь — это высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ, а также валютных резервов, которые могут быть оперативно использованы для проведения интервенций Национального банка на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством импорта товаров и услуг, осуществления расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга и т.д.
Валютная система регламентирует использование международных кредитных средств обращения и форм международных расчетов (документарный аккредитив, инкассо, банковский перевод и др.), а также регулирует международную валютную ликвидность — способность страны обеспечивать своевременное погашение своих внешних обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами, т.е. ее платежеспособность. Показателем международной валютной ликвидности является отношение ЗВР к стоимостному объему годового импорта товаров и услуг, которое в республике на 01.01.2005 г. составило 0,6 месяца импорта, на 01.01.2011 г. — 1,6 месяца (на 01.07.2011 г. — 1,1 месяца) при минимальном необходимом объеме не менее 3 месяцев импорта.
В Беларуси регламентируется режим функционирования национального валютного рынка. Валютный рынок — структурная составляющая финансового рынка, совокупность отношений, возникающих на основе спроса и предложения по поводу покупки-продажи иностранных валют, сделок с валютными ц