Система государственного регулирования экономики
Система государственного регулирования экономики включает цели и задачи экономической политики государства, субъекты и объекты, методы и инструменты ее реализации.
Экономическая политика — это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она предусматривает проведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-технической, налоговой и бюджетной политики.
Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны, что определяет три принципиальных положения ее формирования:
• экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов — постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления;
• эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны — учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т.д.;
• экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.
Для формирования экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов реализации. К целям предъявляются определенные требования: во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок; во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контролировать ее выполнение. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
• экономический рост, обеспечение которого считается важнейшей задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВВП;
• полная занятость, суть которой — достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Задача решается путем создания новых рабочих мест и применения других методов борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости;
• стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты — условие стабильности экономики. Достижение данной цели является важнейшим ориентиром в действиях государства;
• внешнеэкономическое равновесие. Решение трех перечисленных выше целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия, которое поддерживается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.
Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяются обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям Беларуси очередность целей может заметно отличаться от характерной для западных государств. Да и в самом составе целей есть определенная специфика, вызванная национальной моделью развития, недостаточной зрелостью в республике рыночных отношений.
Определяя цели регулирования на конкретном временном отрезке, государство сталкивается с явлением их взаимопротиворечивости. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост не всегда отвечает принципу сохранения окружающей среды. Поэтому сложнейшей проблемой государственного регулирования является поиск оптимально гармоничной системы целей. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант — использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования.
Объектами государственного регулирования экономики служат сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникали или могут возникнуть трудности, не разрешаемые спонтанно или разрешаемые лишь в отдаленном будущем, в то время как для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности снятие этих проблем настоятельно необходимо уже сегодня.
В качестве главных объектов следует выделить: экономический цикл; структуру хозяйства (секторальная, отраслевая и региональная); условия и источники накопления капитала; структуру форм собственности; качественные преобразования процесса воспроизводства; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; денежное обращение; платежный баланс; формирование конкурентной среды; цены; занятость; развитие системы предпринимательства; формирование рыночной инфраструктуры; развитие социальной сферы; трудовые отношения, инновационное развитие; подготовку и переподготовку кадров; окружающую среду; внешнеэкономические связи.
В теории и практике экономической деятельности важное место отводится инструментарию государственного регулирования. Так, институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания организационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, поддержку государственного сектора и исследовательских центров, подготовку экономических программ и прогнозов.
Материальной базой регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве основы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования, а также для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С их помощью обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности, повышение благосостояния населения.
В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов — администра- тивно-правовых и экономических регуляторов.
Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих взаимоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.
Экономическое регулирование используется для активизации нужных обществу форм деятельности, а также ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Инструментами экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
К методам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование — выделение государством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств бюджета. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения населения и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно- налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.
Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует переориентации системы государственного регулирования преимущественно на экономические методы с сохранением прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные принципы хозяйствования неприемлемы.
В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от реальной экономической обстановки, традиций и политической системы. Так, в периоды циклических и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и безработицы предполагается активное, прямое, жесткое государственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инновационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производственной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естественных монополий. Кроме того, постоянно существует необходимость оперативного управления и участия государства в социально-экономическом развитии страны.
Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования в Беларуси осуществляется также с помощью государственного предпринимательства, ведущее положение которого в настоящее время связано, прежде всего, с доминированием в национальной экономике государственной собственности. С развитием институциональных и структурных преобразований, активизацией процессов разгосударствления, акционирования и приватизации будет возрастать роль государственного косвенного регулирования, а государственное предпринимательство будет трансформироваться в направлении долевого участия государства в смешанных предприятиях с частным капиталом (отечественным и зарубежным). Это позволит, с одной стороны, поддерживать регулируемый государством сектор экономики, а с другой — не ограничивать частное предпринимательство.
Основные регулятивные