Система государственного регулирования экономики

Система государственного регулирования экономики вклю­чает цели и задачи экономической политики государства, субъ­екты и объекты, методы и инструменты ее реализации.

Экономическая политика — это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в об­ласти управления экономикой, придания определенной нап­равленности экономическим процессам в соответствии с целя­ми, задачами, интересами страны. Она предусматривает про­ведение структурной, инвестиционной, финансово-кредитной, ценовой, социальной, внешнеэкономической, научно-техниче­ской, налоговой и бюджетной политики.

Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой инфор­мации, видным политическим деятелям. Влияние оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны, что определяет три принципи­альных положения ее формирования:

• экономическая политика всегда испытывает на себе опре­деляющее воздействие двух факторов — постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления;

• эффект экономической политики выше в том случае, ког­да она увязана с реалиями данной страны — учтены политиче­ский расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный поря­док общегосударственного и местного управления и т.д.;

• экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для формирования экономической политики особое значе­ние имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов реа­лизации. К целям предъявляются определенные требования: во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию ко­торых не может обеспечить рынок; во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что даст возможность контроли­ровать ее выполнение. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования, и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сво­диться к достижению максимального благосостояния всего об­щества. Но ее реализация возможна через достижение при­кладных целей, к которым относятся:

• экономический рост, обеспечение которого считается важ­нейшей задачей. Ее решение связывается с абсолютным и отно­сительным увеличением ВВП;

• полная занятость, суть которой — достижение макси­мально возможного и в долгосрочном плане стабильного ис­пользования всего трудоспособного населения. Задача решает­ся путем создания новых рабочих мест и применения других методов борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости;

• стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты — условие стабильности экономики. Достижение дан­ной цели является важнейшим ориентиром в действиях госу­дарства;

• внешнеэкономическое равновесие. Решение трех перечис­ленных выше целевых задач означает достижение в рамках на­ционального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для дости­жения внешнеэкономического равновесия, которое поддержи­вается системой государственных мер в сфере международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ре­сурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяются обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка. Применительно к условиям Беларуси оче­редность целей может заметно отличаться от характерной для западных государств. Да и в самом составе целей есть опреде­ленная специфика, вызванная национальной моделью развития, недостаточной зрелостью в республике рыночных отношений.

Определяя цели регулирования на конкретном временном отрезке, государство сталкивается с явлением их взаимопро­тиворечивости. Например, достижение полной занятости со­провождается усилением инфляционных тенденций, экономи­ческий рост не всегда отвечает принципу сохранения окружа­ющей среды. Поэтому сложнейшей проблемой государственного регулирования является поиск оптимально гармоничной систе­мы целей. Как показывает опыт развитых стран, самый разум­ный вариант — использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования.

Объектами государственного регулирования экономики служат сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возни­кали или могут возникнуть трудности, не разрешаемые спон­танно или разрешаемые лишь в отдаленном будущем, в то время как для нормального функционирования экономики и поддер­жания социальной стабильности снятие этих проблем настоя­тельно необходимо уже сегодня.

В качестве главных объектов следует выделить: экономи­ческий цикл; структуру хозяйства (секторальная, отраслевая и региональная); условия и источники накопления капитала; структуру форм собственности; качественные преобразования процесса воспроизводства; процессы разгосударствления, демо­нополизации и приватизации государственной собственности; денежное обращение; платежный баланс; формирование кон­курентной среды; цены; занятость; развитие системы предпри­нимательства; формирование рыночной инфраструктуры; раз­витие социальной сферы; трудовые отношения, инновационное развитие; подготовку и переподготовку кадров; окружающую среду; внешнеэкономические связи.

В теории и практике экономической деятельности важное место отводится инструментарию государственного регулиро­вания. Так, институциональные инструменты экономической политики воздействуют на экономику путем создания органи­зационных структур, включая формирование исполнительных структур государственной власти, поддержку государственного сектора и исследовательских центров, подготовку экономиче­ских программ и прогнозов.

Материальной базой регулирования являются государ­ственная собственность и государственное предприниматель­ство. Государственная собственность используется в качестве основы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктур­ных, антициклических целей государственного регулирования, а также для регулирования социальных процессов. Инстру­ментами государственного регулирования выступают финан­совая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и на­учно-техническая политика. С их помощью обеспечиваются стимулирование и достижение экономического роста, макро­экономической сбалансированности, повышение благосостоя­ния населения.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов — администра- тивно-правовых и экономических регуляторов.

Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ эконо­мики. Организационно-административная форма чаще всего оперирует такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, определяющих вза­имоотношения ниже- и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.

Экономическое регулирование используется для активи­зации нужных обществу форм деятельности, а также ограниче­ния и подавления нежелательных форм. Именно экономиче­ские регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования. Ин­струментами экономического регулирования являются центра­лизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.

К методам прямого экономического регулирования, непо­средственно воздействующим на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование — выделение государ­ством из бюджета целевым назначением денежных средств для решения определенной социально-экономической пробле­мы или создания определенного объекта. Важнейшим объек­том целевого финансирования являются государственные прог­раммы и заказы. Программы разрабатываются в различных об­ластях, например, в сфере освоения космоса или мирового океа­на, строительства крупных сооружений, проведения крупных научных исследований. При этом правительство делает соот­ветствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых прави­тельством, государственными органами за счет средств бюдже­та. Такие закупки (например, оборудование) осуществляются государством для собственных нужд в целях обеспечения насе­ления и резервирования (например, закупки зерна и продо­вольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общест­венное производство в основном посредством мер бюджетно- налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, в том числе, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Переход к социально ориентированной рыночной экономи­ке требует переориентации системы государственного регули­рования преимущественно на экономические методы с сохране­нием прямого управления в тех сферах, где рыночная саморегу­ляция неэффективна или рыночные принципы хозяйствования неприемлемы.

В известной мере степень государственного регулирования экономики зависит от реальной экономической обстановки, традиций и политической системы. Так, в периоды цикличе­ских и конъюнктурных кризисов, при росте инфляции и без­работицы предполагается активное, прямое, жесткое государ­ственное вмешательство. Однако и в условиях стабильности прямое государственное регулирование сохраняется в таких сферах, как социальная защита отдельных слоев населения, развитие здравоохранения, доступ к образованию, поддержка культуры и искусства, решение экологических проблем, инно­вационная политика (особенно в области фундаментальных и гуманитарных исследований), решение стратегических задач экономического роста, создание социальной и производствен­ной инфраструктур, ограничение монополизма и формирование конкурентной среды, развитие базовых отраслей и естествен­ных монополий. Кроме того, постоянно существует необходи­мость оперативного управления и участия государства в соци­ально-экономическом развитии страны.

Государственное воздействие на экономическую деятель­ность субъектов хозяйствования в Беларуси осуществляется также с помощью государственного предпринимательства, ведущее положение которого в настоящее время связано, преж­де всего, с доминированием в национальной экономике госу­дарственной собственности. С развитием институциональных и структурных преобразований, активизацией процессов разго­сударствления, акционирования и приватизации будет возрас­тать роль государственного косвенного регулирования, а госу­дарственное предпринимательство будет трансформироваться в направлении долевого участия государства в смешанных предприятиях с частным капиталом (отечественным и зару­бежным). Это позволит, с одной стороны, поддерживать регули­руемый государством сектор экономики, а с другой — не огра­ничивать частное предпринимательство.

Основные регулятивные

Наши рекомендации