Цели и функции государственного регулирования экономики. Система органов государственного управления
Государственное регулирование любой социально-экономической системы предполагает достижение как минимум трех основных целей:
• регламентация хозяйственной жизни (производственной, финансовой, коммерческой и др.), формирующая свод правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определяющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности (включая введение ряда запретов, направленных на недопущение ущерба субъектам рынка, на защиту интересов производителей и потребителей товаров и услуг);
• формирование системы государственных и негосударственных организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации хозяйственного поведения субъектов;
• выработка социально-экономической политики, определение и результативное применение организационных и экономических механизмов ее реализации (собственно регулирование социально-экономических процессов).
При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более обязательны. К тому же рыночные регуляторы здесь пока недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования. Практика многих стран показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью рыночных механизмов.
Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством административные функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, что требует правильного определения приоритетов государственного управления с учетом обеспечения жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:
• эмиссия денег, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование;
• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
• формирование стабильной макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
• обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
• проведение активной внешнеэкономической политики, налаживание интеграционных связей с соседними странами;
• создание производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;
• поддержка социально незащищенных групп населения;
• охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество в решении экологических проблем;
• определение рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
• обеспечение национальной безопасности страны;
• создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного его соблюдения, развитие институциональной инфраструктуры;
• разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.
При переходе к рыночной экономике государство выступает локомотивом экономических преобразований, целенаправленно воздействуя на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики с тем, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в международном разделении труда.
Становится более ответственной и усложняется роль государства по управлению государственной собственностью, прежде всего преодолению тотальной ее монополизации, проведению разгосударствления и приватизации. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления — обеспечить их эффективную работу с использованием рыночных законов (конкуренции, спроса, предложения, стоимости и др.), а также координацию взаимодействия между субъектами государственной и иных форм собственности, создать для них равные условия хозяйствования.
Для регулирования социально-экономических процессов государство использует гибкую систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации, накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.
Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм собственности и рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей и интересов общества, посредничество между предпринимателями и наемными работниками и т.д. Сегодня необходимы новые, адекватные рыночным условиям налоговое законодательство, система законов по социальной защите населения и т.д., а также правовое обеспечение таких специфических процессов переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка малого и среднего бизнеса.
Административные методы регулирования реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для отдельных сфер экономической деятельности или категорий граждан. С помощью административных мер, например, осуществляется государственный контроль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности используются установление квот экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности. Административные методы широко применяются в области охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
Важной задачей государства в переходный период является создание целостной системы экономических методов регулиро вания. С этой целью используются:
• бюджетно-налоговая политика;
• денежно-кредитная политика;
• ценовое регулирование;
• амортизационная политика;
• прямые методы регулирования — государственный заказ, квоты, лицензии, прямое бюджетное финансирование.
Особая форма государственного регулирования — разра ботка прогнозов и программ, объектами которых являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сферы, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и др.). Разработка программ социально-экономического развития осуществляется и в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в период перехода к рынку значимость данного метода регулирования особенно велика, так как прогнозы и программы определяют стратегические и тактические цели и задачи развития, этапы и меры по их достижению, необходимые средства для их реализации.
Совокупность всех инструментов системы государственного регулирования национальной экономики должна быть ориентирована на обеспечение экономической безопасности страны, ее устойчивого развития с учетом возможных изменений внутренних и внешних факторов.
Система органов государственного управления. Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при переходе к рынку является формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в новой экономической и политической среде.
Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).
В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля, Председатель Правления Национального банка, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государственных комитетов, Председатель Комитета государственной безопасности, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров Республики Беларусь является его Президиум в составе Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Председателя Правления Национального банка, Министра экономики, Министра финансов, Министра иностранных дел.
Действующая система государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь"
Министерства
Министерство архитектуры и строительства Министерство внутренних дел
Департамент охраны Министерство жилищно-коммунального хозяйства Министерство здравоохранения Министерство иностранных дел Министерство информации Министерство культуры
Министерство лесного хозяйства____________________________________________
Министерство по налогам и сборам Министерство обороны Министерство образования
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство промышленности Министерство свяли и информатизации Министерство сельского хозяйства и продовольствия Департамент по хлебопродуктам Департамент но мелиорации и водному хозяйству Министерство спорта и туризма Министерство торговли
Министерство транспорта и коммуникаций Департамент «Белавтодор» Белорусская железная дорога Министерство труда и социальной защиты Министерство по чрезвычайным ситуациям
Департамент но ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерство финансов Министерство экономики Министерство энергетики Министерство юстиции Государственные комитеты Комитет государственного контроля
Департамент финансового мониторинга Департамент финансовых расследований Комитет государственной безопасности Государственный военно-промышленный комитет Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по науке и технологиям Государственный комитет по стандартизации