Главные макроэкономические пропорции
Если состав компонентов национальной экономической системы отражает комплекс сфер, отраслей, производств, то отношения между ними, их взаимодействие определяются структурой национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорции национальной экономики оцениваются соотношением показателей, характеризующих распределение и использование создаваемой стоимости, а также вклад в экономику различных отраслей и сфер деятельности, в том числе производящих товары и услуги, инновационных и традиционных, ориентированных на экспорт и на внутренний рынок. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность и устойчивость.
В совершенствовании пропорций отражаются тенденции изменения экономики, однако в каждый момент времени пропорции ограничивают ее возможности для кардинальных изменений в краткосрочном периоде. Например, невозможно повысить долю современной инновационной продукции в годовом продукте без предварительных изменений в отраслях, производящих эту продукцию, — замены основных средств, внедрения новых технологий, переподготовки персонала. Преодоление инерционности пропорций общественного производства является ключевой проблемой модернизации отраслевой структуры экономики и перехода на инновационный путь развития.
Макроструктура национальной экономики включает комплекс подсистем, компонентов (часть из них описана выше), которые в ходе многолетней хозяйственной практики интегрируются в различные структурные образования по классификационным признакам: секторному, воспроизводственному, отраслевому, институциональному, социальному и др.
Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов, закрепленных в Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности:
• первичного (входят отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);
• вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);
• третичного (отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).
В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного периода времени используются понятия реального и денежного (финансового) секторов экономики. Первый определяется размером ВВП, второй — количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые связи между субъектами и денежными потоками, которые в совокупности образуют кругооборот доходов и расходов в экономике.
Экономика описывается и такими категориями, как воспроизводственная, отраслевая, технологическая, региональная, институциональная, социальная и иные структуры.
Показатель воспроизводственной структуры введен в экономический оборот для анализа на макроуровне базовых соотношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающими направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, о динамике потребления и накопления и, соответственно, о степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экспортной направленности.
Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, науко- емкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.
Технологическая структура конкретизирует указанные выше приоритеты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий.
Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструктуры, ибо население страны живет на конкретных территориях.
Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.
Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важнейшим экономическим критериям (собственность, доходы, квалификация и др.), их относительную динамику.
Все указанные виды структур формируют целостность национальной хозяйственной системы, механизм взаимодействия ее элементов, являющихся по своему характеру природно-ес- тественными, технологическими, экономическими, социальными, политическими, психологическими, социокультурными, историческими, конфессиональными.
Важнейшее значение для устойчивого социально-экономического развития имеет поддержание в национальной экономике оптимальных пропорций между различными отраслями и секторами, сферами деятельности. Оценка макроэкономических пропорций, их сопоставление с желаемым уровнем могут быть проведены на основе системы относительных показателей, примерный перечень которых приведен в табл. 2.4.
Таблица 2.4. Важнейшие показатели, характеризующие макроэкономические пропорции экономики Беларуси9
|
"Составлено но: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011. — 634 е.; Официальный сайт Национального банка РБ [Электронный ресурс]. Минск, 2011. Режим доступа:http://www.nbrb.by/statislics. |
Дефицит бюджета, % к ВВП | 1.6 | -2,4 |
Воспроизводственная открытость экономики, % к ВВП | 57,0 | 61,0 |
Сальдо текущего счета, % к ВВП | -6,5 | -15,6 |
Валовой внешний долг, % к ВВП | 18,5 | 52.0 |
Удельный вес убыточных предприятий, % | 8,5 | 5,5 |
Степень износа основных средств, % | 49,0 | 42.0 |
Ключевым макроэкономическим показателем традиционно считается индекс роста ( прироста) ВВП — в Беларуси он соответствует аналогичному показателю наиболее динамично развивающихся экономик. При этом рост экономики можно считать устойчивым не только и не столько при условии долговременного поддержания относительно высоких значений данного показателя, но также при соблюдении правильных соотношений между другими важными параметрами, характеризующими воспроизводственные пропорции в экономике.
Одним из таких параметров являются инвестиции в основ ной капитал — чем выше их значение, тем более быстрыми темпами обновляется материально-техническая база национального хозяйства. Порогом безопасности для данного показателя принято значение 20—25 % годового объема ВВП. Отклонение ниже допустимого значения означает замедление темпов воспроизводства основных средств, что влечет за собой их устаревание и, как следствие, технологическое отставание экономики. За последние 5 лет инвестиции в основной капитал в Беларуси превышают установленный порог безопасности и демонстрируют тенденцию к росту. В результате снижается степень износа основных средств, что свидетельствует об их расширенном воспроизводстве. Главными источниками инвестиций за указанный период являлись собственные финансы предприятий, а также бюджетные ассигнования. Правительством поставлена задача увеличения притока иностранных инвестиций, а также средств частных инвесторов.
Соотношение производственного и непроизводственного секторов определяется показателем доли услуг в ВВП. В наиболее развитых странах он превышает 65 % и демонстрирует тенденцию к росту. Экономика, в которой производство услуг преобладает над производством товаров, более устойчива к колебаниям цен на рынках сырья и энергоресурсов, имеет более развитую рыночную инфраструктуру, обладает большими возможностями для финансирования научной и инновационной деятельности, обладая при этом технологически продвинутым промышленным сектором. В Беларуси доля услуг в ВВП хотя и демонстрирует тенденцию к росту, но пока еще недостаточно высока. Ее ускоренное развитие является одним из важнейших приоритетов структурной модернизации национальной экономики.
Соотношение доходов (расходов) консолидированного бюджета и ВВП характеризует участие государства в перераспределении вновь созданной стоимости и напрямую зависит от размера налогов на товары и доходы, а также некоторых других факторов, в том числе доли неработающих граждан в общей численности населения, размера социальных пособий, военных расходов и т.д. В среднем по государствам ЕС этот показатель увеличился с 40 % в 2005 г. до 50 % в 2010 г. Вместе с тем, анализируя развитие в ряде стран программ государственно-част- ного партнерства, охватывающих частные пенсионные фонды, негосударственное медицинское страхование, корпоративную науку, нельзя утверждать, что более высокая доля бюджета в ВВП свидетельствует о социальной ориентации экономики. В Беларуси, в частности, снижение данного показателя в 2010 г. произошло в связи с изменением методики его расчета; с 2010 г. отчисления на социальное страхование перечисляются во внебюджетные фонды.
Уровень воспроизводственной открытости экономики определяется как соотношение экспорта (импорта) товаров и услуг и ВВП. Главными факторами, формирующими значение этого показателя, являются размер внутреннего рынка и отраслевая структура экономики. Крупнейшие мировые экономики — США, Япония, Китай, Россия, Бразилия — традиционно имеют невысокий (до 30 %) уровень воспроизводственной открытости. Основой экономического роста в таких странах являются спрос на внутреннем рынке, внутренние сбережения и инвестиции. Высокий уровень воспроизводственной открытости, напротив, свидетельствует о высоком экспортном потенциале экономики, предоставляющем стране дополнительные шансы экономического роста за счет экспорта. Вместе с тем открытым экономикам свойственна большая степень риска, который связан с возможностью сокращения экспорта из-за ограничений на внешних рынках либо ростом импорта в связи с колебаниями цен на мировых рынках сырья. Беларусь по уровню воспроизводственной открытости лидирует среди стран СНГ и опережает многие европейские государства, что накладывает определенные ограничения на использование внутренних факторов экономического роста, обусловливает стимулирование экспорта и импортозамещения.
Сальдо текущего счета характеризует результат внешней торговли товарами и услугами, а также сальдо по доходам и текущим трансфертам. Сложившееся в республике отрицательное внешнеторговое сальдо существенно превышает установленное пороговое значение (-5 % ВВП) и на сегодняшний день представляет собой одну из ключевых проблем, требующих скорейшего разрешения. К числу причин возникновения отрицательного внешнеторгового сальдо относятся, в том числе, и реализованные риски, связанные с высоким уровнем открытости белорусской экономики.
Поскольку отрицательное сальдо текущего счета в условиях внешнеэкономического равновесия компенсируется положительным сальдо финансового счета платежного баланса, следствием его продолжительного наличия стал рост валового внешнего долга Беларуси. Порог безопасности для данного показателя установлен в 55 % годового ВВП. На начало 2011 г. сумма валового внешнего долга вплотную приблизилась к пороговому значению, поэтому компенсация отрицательного результата внешней торговли за счет дополнительных заимствовашш стала рискованной. Высокая степень риска дополнительных заимствований для отечественной экономики рассматривается в качестве одной из причин девальвации белорусского рубля в 2011 г. Между тем, она способствовала сокращению размеров потребительского импорта и повышению привлекательности экспортируемых товаров по ценовому фактору, что в совокупности вызвало определенную стабилизацию внешнеторгового баланса. В целях дальнейшего его выравнивания и выхода на положительное сальдо правительством разработана система мероприятий по структурной модернизации экономики.
Проведенный анализ изменений макроэкономических показателей белорусской экономики констатирует наличие определенных пропорций общественного воспроизводства, поддержание которых входит в круг важнейших задач макроэкономической политики государства. Наряду с названными выше пропорциями между инвестициями и потреблением, экспортом и импортом необходимо также выдерживать прогрессивную пропорцию в отношении высокотехнологичных отраслей, так как структура экономики «утяжеляется» преобладанием материа- ло- и энергоемких производств. Структура потребления требует последовательных изменений в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.
На макроэкономическом уровне важно регулировать соотношение реального и финансового секторов, которые находятся в противоречивом единстве. Недооценка или гипертрофия роли одного из них ведет к структурным диспропорциям и падению жизненного уровня населения. Отсюда вытекает необходимость поддержания равновесных соотношений совокупного спроса и совокупного предложения.
Серьезными последствиями для национальной экономики могут грозить диспропорции в соотношении первичного, вторичного и третичного секторов, а также между производством товаров и производством услуг. Прогрессивной может быть признана лишь та макроструктурная динамика, для которой характерно наращивание доли сферы услуг.
В ходе рыночных реформ жизненно важное значение приобретает необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней благосостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.
Указанные макроэкономические пропорции играют ведущую роль в разработке и реализации экономической политики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оценки эффективности национальной экономики, а также системы управления и регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Основные термины и понятия: валовая добавленная стоимость; валовой внутренний продукт; валовой внешний долг; воспроизводственная открытость экономики; институциональная единица; консолидированный бюджет; консолидированные счета; межотраслевой баланс; межотраслевой хозяйственный комплекс; общегосударственный классификатор видов экономической деятельности; отрасль экономики; паритет покупательной способности; платежный баланс; сектор экономики; система национальных счетов; таблицы «затраты—выпуск»
Вопросы для самопроверки
1. Что представляет собой система национальных счетов? Назовите важнейшие консолидированные счета СНС.
2. Охарактеризуйте три метода расчета ВВП. В чем суть производственного метода?
3. С какой целью составляются и используются таблицы «затраты—выпуск» и межотраслевой баланс?
4. В чем разница расчета ВВП по паритету покупательной способности и по номинальному обменному курсу? В каких случаях применяется каждый из названных показателей?
5. Перечислите секторы экономики в соответствии с классификацией СНС.
6. Назовите отличительные особенности Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности.
7. Что представляет собой межотраслевой хозяйственный комплекс?
8. Опишите структуру платежного баланса. При каких условиях соблюдается внешнеэкономическое равновесие?
9. Охарактеризуйте важнейшие макроэкономические пропорции национальной экономики Беларуси.
Литература
1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юр- Спектр», Нац. центр правовой информ. РБ. — Минск, 2011.
2. Гуцол, П.Н. Платежный баланс: учеб. пособие / П.Н. Гу- цол. — Минск, БГЭУ, 2003.
3. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://www.nbrb.by
4. IndexMundi.com [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.indexmundi.com.
5. Крылович, И. Момент истины / И. Крылович // Белорусы и рынок. — 2011. — № 29.
6. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. — 3-е изд., доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
7. Манцерова, Т.Ф. Социально-экономическая статистика: курс лекций / Т.Ф. Манцерова, Ю.К. Абухович. — Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009.
8. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / Я.С. Мелкумов. — М.: ИНФРА-М, 2010.
9. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Респ. Беларусь, 15 окт. 2010 г., № 176-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2010. — № 261. — 2/1728.
10. Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год: Закон Респ. Беларусь, 14 июля 2011 г., № 294-3 // Нац. реестр правовых актов РБ. — 2011. — № 82. — 2/1846.
11. Сидорович, А.В. Основы национальной экономики: учеб. пособие / рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2009.
12. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Нац. стат. ком. РБ. — Минск, 2011.
13. Тарасевич.Л.С. Макроэкономика: учебник / JI.C. Тарасе- вич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. образование, 2006.
Дел 3