СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране.

С помощью СНС можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.

Особенностью СНС является ее всеобъемлющий характер. Во–первых, она учитывает деятельность всех участников процесса производства материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления, армии, лиц свободной профессии, наемной прислуги и т.д. Во–вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают все экономические операции, стадии производственного процесса, его активы и пассивы.

В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в 6 секторов:

1. нефинансовые предприятия – производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги (кроме финансовых).В этот сектор входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы, акционерные общества и другие фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), предпринимателей;

2. финансовые учреждения и организации – коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы домашних хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;

3. государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли–продажи: органы государственного управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);

· государственные финансово–кредитные организации (национальный банк, государственные финансовые компании, налоговые инспекции и др.);

· другие государственные учреждения;

4. частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. Главная особенность таких организаций заключается в том, что их деятельность не финансируется и не контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды, партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;

5. домашние хозяйства. В эту группу входят собственно домашние хозяйства и лица, выполняющие экономические операции для обеспечения своей жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);

6. заграница (остальной мир)– все экономические агенты за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Под операцией в СНС подразумевают экономическое действие по взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации экономической стоимости. Различают операции между институциональными единицами и операции внутри институциональных единиц. К последним относятся строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача банком ссуды.

По характеру осуществления экономические операции разделены на:

а) операции, реализуемые на компенсационной основе, т.е. когда поток товаров и услуг имеет встречный ему – денежный;

б) трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д. Если же в основу классификации экономических операций положить иной критерий – характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы операций:

· с материальными благами и услугами. Эти операции охватывают экономические процессы производства, распределения и обмена материальных благ и услуг (производство, импорт, инвестиции и др.). Они отражаются на счетах производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей, как продукция, потребление, валовые капитальные вложения и др.;

· по распределению доходов между секторами (заработная плата, дивиденды и др.);

· финансовые операции (с ценными бумагами, валютой, по изменению денежных активов и пассивов).

Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый позволяет сопоставить инвестиции и сбережения, дать количественную оценку созданию, распределению и конечному использованию национального дохода. Второй предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями, отображаемого в таблицах «затраты – выпуск» В.Леонтьева. Третий блок представляет собой счета потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и продаж на денежном рынке.

Следует отметить, что СНС базируется на принципах теории равновесия и бухгалтерских балансов.

Теория равновесия основывается на следующих постулатах:

· основой жизнедеятельности является рыночная экономика;

· экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения;

· основная цель производства – извлечение максимальной
прибыли;

· цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат;

· макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как она позволяет рассматривать любое экономическое явление как состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой–либо деятельности, которые должны друг друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Баланс оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть – актив – указывает на состав и размещение средств; а правая – пассив – показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, т.е. каждая хозяйственная операция проводится через актив и пассив.

Следовательно, СНС – это «бухгалтерский учет страны», так как в ней используются балансы, двойная запись, корреспонденция счетов, а в основе ее лежит модель народнохозяйственного оборота, которая позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами национальной экономики.Таким образом, можно дать обобщающее определение СНС, как статистической модели рыночной экономики, отражающей функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.

СНС – это статистическая модель рыночной экономики, отражающая функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.

Показатели национальных счетов, используемые в большинстве стран с рыночной экономикой, рассматриваются международными статистическими организациями в качестве стандартов для учета объема получаемого национального продукта в каждой стране и для сравнительного анализа динамики экономики разных стран.

Следует отметить, что в условиях формирования рыночных отношений в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, потребовалась коренная перестройка статистики и учета национального продукта и переход к международным стандартам оценки основных макроэкономических показателей. Система национальных счетов, которая реализована в Беларуси, основана на концепции СНС 1993 года, а поэтому основным макроэкономическим показателем стал ВВП.

Наши рекомендации