Рынок как социальный институт
Под coциaльным институтом понимаетсяопальный институт определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.
Во второй половине XX столетиянормальный рынок базируется на совокупности определенных институтов. Что же входит в такую совокупность?
Во-первых,правовая система, которая организует правовое регулированиерынка. Для его субъектов устанавливают единые правила поведения. Правовые органы, защищают субъектов рынка и наказывают виновных за нарушение правовых норм. Правовое регулирование рынка охватывает всю систему рыночных отношений. Его основу составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора - средства регулирования рыночных отношений.
Во-вторых, сюда входяторганы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз - от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.
В-третьих, к рыночным институтам относятсяассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения рыночных агентов.
В-четвертых, в совокупность институтов включенарыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.
Таким образом, рынок предстал перед нами как единая совокупность рыночных связей. Эта целостность придает рынку новое качество - способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.
§ 3. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА И ЗАКОНЫ ЕЕ ДИНАМИКИ
Рыночная цена и ее виды
Разберем следующие вопросы. Что представляет собой рыночная цена? Какую роль она играет в регулировании сделок между продавцами и покупателями?
Рыночная цена - эта фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг встречаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
1. С учетомспособов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они зависят от состояния рынка и устанавливаются без государственного вмешательства, на основе свободной, договоренности продавца и покупателя.
Договорные, или контрактные, цены. Участники рынка устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В договоре могут указываться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений.
Регулируемые цены. Для отдельных групп товаров государство устанавливает верхний предел цен, превышать который запрещено. В условиях рыночной экономики такое ценообразование касается жизненно важных товаров и услуг (стратегического сырья, энергоносителей, общественного транспорта, потребительских продуктов первой необходимости).
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
2. В зависимости отформ и сфер торговли выделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым большие массы товаров реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), устанавливающие уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг за пользование телефоном, радио и др.
3.Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка. Об их характере и способах образования подробно поговорим в дальнейшем.
4.Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Кстати, в странах с открытой рыночной экономикой знание мировых цен имеет очень важное значение для правильной ориентации в хозяйственной деятельности производителей товаров, торговых посредников и покупателей. Изменение цен на мировом рынке сильно влияет на внутренние цены в той или иной стране. В еще большей мере уровень мировых цен определяет выгодность или убыточность внешней торговли.
О том, как за последние годы менялись, например, импортные цены на закупаемые за рубежом товары, модно судить по данным табл. 6.1.
Таблица 6.1