Рынок как социальный институт

Само слово рынок уже более 7 тысячелетий истории цивилизации, прежде всего, отождествлялось с понятием обмена.

В период античности и средневековья: рынок – местоположение торговых сделок; скопление людей в месте торговли; законное право собираться для торговли вместе.

XVI в. – покупка и продажа, контролируемая спросом и предложением

XVII в. – географическая область, в которой имеется спрос на определенный продукт

XVIII-XIX вв. – переход от рыночных центров к рыночной экономике, => появление национальных рынков, процесс образования капиталистического рынка труда, сформировался фондовый рынок.

В настоящее время различают 4 типа рынка: рабочий, промышленный, финансовый и потребительский.

Концепция К. Поланьи: экономика становится рыночной, т.к. управляется рыночными ценами. Доходы и прибыль сделали обмен значимым звеном в экономике.

«При капитализме вместо экономики укорененной в социальных отношениях, социальные отношения укоренены в экон.системе», => когда меновая торговля порождает ценовые механизмы, то образуется рынок. «Рынок – это место встречи для цели меновой торговли или купли-продажи».

Классич.политэкономия: рынок – конкретная террит.торговли, акцент на производство при определении цены, участие случайных факторов в ценообразовании.

Маржинализм: Рынок - процесс распределения ресурсов. Создается индивидами, соединенными в процессе разделения труда.

М.Вебер: Соц.действие на рынке начинается как конкуренция, а заканчивается как обмен.

В целом, Сведберг сделал вывод о необходимости рассматривать рынок не как просто механизм обмена, а как комплексный социальный феномен.

В рыночной системе спрос потребителей в продуктах и способность производителей предлагать продукты взаимодействуют для определения рыночной цены и количества товаров. Это называют законом спроса и предложения: чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Состояние, при котором достигается выравнивание, называется рыночным равновесием, а преобладающая при равновесии цена – рыночной ценой. Конкуренция на рынке позволяет поддерживать планку цен на разумном уровне.

Р.Коуз характеризует рынок в качестве соц.института, способствующего обмену, а конкретнее для сокращения издержек по трансакциям. Обращает особое внимание на правовые аспекты рынка: если мы начинаем учитывать издержки рыночных трансакций, то становится ясно, что такое перераспределение прав будет предпринято , когда увеличение ценности производства в результате перераспределения обещает быть большим, чем издержки на его осуществление. Если меньше – наличие ответственности повлечет прекращение деятельности, которая бы осуществлялась в отсутствие издержек рыночных трансакций. При таких условиях изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность действия эконом.системы.

О.Уильямсон определяет рынок в качестве арены, на которой автономные стороны вступают в отношения обмена. Рынок рассматривается как способ управления контрактами. Рынок особо действенен тогда, когда предполагается использование повторяющихся трансакций, поскольку в этом случае обе стороны должны проанализировать только свой собственный опыт, чтобы решить, продолжать торговые отношения или, с небольшими затратами, сменить партнера.

Фуруботн и Ритхер: рынок – система реляционных контрактов между индивидами, которые являются потенциальными продавцами и покупателями и могут быть включены в вертикальные деловые отношения. Рынок рассматривается, прежде всего, как вид организации. В этом случае рынок способствует повторяющемуся обмену среди множества сторон. рыночная организация состоит из набора институциональных правил и людей, создающих и применяющих эти правила к обмену определенными товарами. Задача самой организации рынка в том, чтобы достичь более высокой степени полезности, чем в случае абсолютно неорганизованного, случайного обмена.

Фуруботн и Рихтер выделяют три типа деятельности, характеризующие институциональную организацию рынка: предконтрактную, контрактную и постконтрактную.


Наши рекомендации