Формы государственного регулирования экономики
Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину “регулирование”, ибо государство стремится больше пользоваться косвенными рычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большей степени свободы деятельности субъектов хозяйствования. На практике каждая их функций государственного регулирования реализуются посредством соответствующих действий каждой их ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам.
Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект.
Метод - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods - путь, способ познания, исследования).
Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете, все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения.
Основные требования к данному механизму:
· адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе;
· системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой;
· комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью “погружения” все экономические и социальные процессы).
Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам:
1. Законодательная (правовая);
2. Финансово-кредитная, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы;
3. Административная, которая делится на административно-экономическую и организационно-административную формы.
Каждая из форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития.
По степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.
К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а, следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.
В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самостоятельную форму. Довольно часто финансово-кредитную сферу со всеми ее составными частями относят к экономическим методам управления.
Взятые отдельно экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются административными, которые связаны с решением, командой, приказом. Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др.
Организационно-административная форма оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.
В государстве обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной и экономической формам регулирования, в командно-административной - административной.