Родство в традиционном обществе и современном обществе

Наряду с возрастным принципом, в основе социальной структуры традиционного общества лежал также принцип родства, формировавший определенные правила и нормы поведения.

Родство— понятие социально-биологическое. Причем если на ранних стадиях общественной эволюции оно, вероятно, в большей степени имело социальный смысл, то в дальнейшем— биологический. Это так называемое кровное родство. Оно получило свой смысл в период разложения первобытной формации, изменений отношений собственности, и было обусловлено стремлением передать ее своим биологическим потомкам. По одной из гипотез, первоначально родственниками считались все члены социума, занимавшиеся совместной хозяйственной деятельностью, отсюда «все члены древнего племени — родственники, все другие — чужаки» (Мисюгин 1978: 166-169), Можно сказать, таким образом, что посредством родства оформлялась общность людей, внутри которой осуществлялись наиболее плотные социальные взаимодействия, регламентировавшиеся соответствующими взаимными обязательствами (обычно-правовыми нормами). На чужаков эти обязательства-нормы не распространялись. Например, убийство сородича считалось тяжким преступлением, в то время как убийство «чужака» всячески поощрялось, составляло предмет гордости. В отечественной традиции, сохранившейся до XX столетия, все жители деревни (поселения) носили одну фамилию и рассматривали себя в качестве родственников, хотя кровного родства между ними зачастую не было.

Родственники рассматривали себя как потомков реального или мифического предка. Например, предком клана могли считаться животное или растение. С возникновением раннего политического объединения типа вождества предки социально-родственной группы вождя становятся объектом поклонения всех членов данного социума, что также давало им основания рассматривать себя в качестве родственников. Порой же родственниками считали себя коллективы, не имевшие общего предка: «У значительного числа народов, сохранивших материнско-родовую организацию, представление об общем предке вообще отсутствовало. Иначе говоря, члены рода у таких народов даже и не претендовали на родство в том смысле, который мы вкладываем в это понятие. Их связывало не родство в Нашем понимании, а родовство... Они не являются родственниками в нри-

\273\

вычном для нас смысле. Они просю веря г в свое родсгво» (Семенов 1974: 152-153). 3iy же мысль высказывает и Н. Рулан, который называет объединение лиц, с которыми данный индивид признает отношения родства, родней (Рулан 1999: 84-85).

В то же время выделялись и группы, рассматривавшие себя родственниками на основании биологического (кровного) признака. Например, род— объединение потомков реального умершего предка. Каждый род имеет свое родовое пространство, на котором живут потомки основателя рода (Рулан 1999:87),

Слоном, представления о родстве в традиционном обществе были гораздо шире, нежели те, к которым мы привыкли, причем не только все сородичи не были родственниками (в нашем понимании), но все родственники, включая самых близких, не входили в число сородичей. В эгом легко можно удостовериться на примере различных способов счета родства. При патрллинейном варианте родственниками считаются потомки со стороны отца, при матрилинсйном — со стороны матери. Таким образом, понятия родство и потомство не совпадали. Ребенок являлся потомком двух родителей, но считался родственником только одного из них — отца (при пат-рилинейном варианте) или матери (при матрилинейном). Вместе с тем представление об индивидуальных родителях, похоже, было всегда. Всегда существовала индивидуальная биологическая ячейка, состоявшая из мужчины, женщины (женщин) и их детей (протосемья), которая являлась интегрированной частью более широкой системы — первичного социума (Гиренко 1992: 177). Но дети находились под опекой своих физиологических родителей весьма недолго (не более трех лет), пока не приобретали способность самостоятельно ходить, есть и т.п., что не способствовало в дальнейшем возникновению чувства особой близости между детьми и их физическими родителями (это произошло намного позже). С определенного момента дети переходили в группу «социальных детей» и пребывали я этом состоянии под опекой и в обучении у всей группы «социальных родителей», которые именовались «отцами» и «матерями», но представляли по отношению к своим «детям» лишь определенную возрастную группу (Бочаров 20006; 74-75).

Родство 0 современном обществе является юридическим фактом, который можег быть доказан не только соответствующими правовыми документами (свидетельством о рождении, например), но и с помощью экспертизы (в частности, проведением генетического анализа). Родство бывает прямым и непрямым. К прямым родственникам относятся, условно выражаясь, родственники «но вертикали»: прадед и прабабушка, дед и бабушка и т, д, К непрямым родственникам относятся, например, дяди и тети, двоюродные дяди и тети, двоюродные братья и сестры и т, п. Восходящее родство подразумевает родственников старшего поколения {от потомков к предкам), а нисходящее— младшего (от предков к потомкам).

\274\

Возможно родство неполное: если братья или сестры имеют общего отца, они называются единокровными, а если общую мать — единоутробными. Степени родства также бывают разными. Например, мать и сын находятся между собой в первой степени родства, а бабушка и внук или сестра и брат — во второй степени.

От родства необходимо отличать свойство, которое возникает только при заключении брака и распадается с его прекращением. Свойство — это отношения между родственниками одного и другого супруга. Кстати, сами cvnpyni являются свойственниками. Свойственниками также являются; тесть, теща, свекор, свекровь, шурин, деверь, пасынок, падчерица, отчим и мачеха, сводные братья и сестры и т. п.

Словом, здесь родство— юридический феномен, на котором строится семейное право, а также наследственное право.

Наши рекомендации