Сущность и цели государственного регулирования
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Большинство современных развитых экономик являются смешанными. Это значит, что саморегулирование в них в той или иной степени дополняется регулированием общественного производства со стороны государства.
Макрорегулирование рыночной экономики осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством активной социальной и экономической политики.
Главные цели этой политики, это: экономический рост, полная занятость населения, экономическая эффективность производства, экономическая свобода предпринимательства, обеспеченность нетрудоспособных, стабильный уровень цен,
баланс во внешних связях.
Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом.
Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно — как отрицательный внешний эффект загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т.д.).
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.
Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного.
Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние.
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных.
Влияние государства на внешние эффекты.Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:
1) запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;
2) установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;
3) введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877—1959) — американский экономист), которые имеют специальное назначение — нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;
4) установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок — рынок прав, которые можно продавать.
Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек — затрат, связанных с установлением прав собственности.
Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т.е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.
Основными направлениями государственного регулирования являются:
1. административное регулирование, проявляющееся, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики (например, антимонопольное законодательство);
2. управление важнейшими сферами жизни, применяется по отношению к таким общественно значимым объектам и сферам, как оборона, энергетика, полезные ископаемые, образование, здравоохранение, национальные музеи, освещение улиц и т п.;
3. государственные программы и заказы, разрабатываемые в самых различных отраслях, от освоения космоса до строительства крупных сооружений;
4. финансовая политика, охватывающая весь комплекс мероприятий государства в области финансов;
5. кредитно-денежная политика, направленная, прежде всего, на предотвращение экономических спадов;
6. социальная политика, регулирование социально-экономических условий жизни общества, забота о благосостоянии всех граждан.