Распределение часов по семестрам и видам занятий
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Региональный центр повышения квалификации
и переподготовки кадров
Кафедра «Государственное и муниципальное управление»
Утверждаю: Зав. кафедрой ГиМУ _________________ И.В. Сычева «___»____________ 2014 г. |
Регистрационный номер: ___________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины (модуля)
«ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА»
Направление подготовки: 081100 (38.04.04) – «Государственное и муниципальное управление»
Профиль подготовки: «Региональное управление»
Квалификация (степень) выпускника: 68 магистр
Форма обучения: заочная
Тула 2014
ЛИСТ
Согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» разработана доц. Смирновой С.Н. и обсуждена на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» РЦПК(протокол заседания кафедры №__4__ от «_3___» марта 2014 г.)
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины ____________________________.
личная подпись(и)
СОГЛАСОВАНО:
(согласуется в случае реализации дисциплины (модуля) для ООП (профилей, специализаций) других кафедр)
Заведующий кафедрой _____________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой _____________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий кафедрой _____________________________
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ФГБОУ ВПО ТулГУ
__________ _____________ ______
личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа
зарегистрирована в УМУ _____________________ _____________________ ______
личная подпись специалиста по УМР расшифровка подписи дата
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО.. 4
3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) 4
4. Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 5
4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля) 5
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 6
4.3 Темы, выносимые на лекционные занятия. 6
4.4 Лабораторные работы.. 7
4.5 Практические занятия (семинары) 7
4.6 Самостоятельная работа магистранта. 7
5 Образовательные технологии. 8
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 8
6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 8
6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 8
6.3 Требования к специализированному оборудованию.. 8
6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса. 8
7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 8
7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля) 9
7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 9
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций. 9
9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 10
9.1 Основная литература. 10
9.2 Дополнительная литература. 10
9.3 Периодические издания. 11
9.4 Интернет ресурсы.. 11
9.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 11
9.6 Методические указания к практическим занятиям.. 12
9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 12
1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)
Целями освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» являются формирование у обучающихся научных представлений об общественном секторе экономики, изучение взаимодействия государства и других субъектов хозяйствования, их взаимовлияния, границы функций и механизмов управления социально-экономическими отношениями в общественном секторе.
Задачами освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» являются:
-освоение основных понятий и инструментов экономики общественного сектора и умние их применять для анализа и решения конкретных задач;
-приобретение новых знаний в области микроэкономических подходов к объяснению функций государства, его влияния на выбор экономических агентов и рыночное равновесие;
- выработка навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования экономической политики в сферах общественных доходов и расходов;
- освоение методов анализа эффективности общественного сектора и отдельных его составляющих.
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО
2.1 Учебная дисциплина «Экономика общественного сектора» относится к базовой части Блока 1 ООП «Дисциплины (модули)».
2.2. Для успешного освоения учебной дисциплины «Экономика общественного сектора» достаточна подготовка магистранта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поступившим в магистратуру по направлению «Государственное и муниципальное управление».
2.3 Знания, умения и навыки, сформированные при изучении учебной дисциплины «Экономика общественного сектора», необходимы для успешного освоения последующих дисциплин: «Региональное управление и территориальное планирование», «Государственные и муниципальные финансы», прохождения научно-исследовательской практики.
3 Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
Процесс изучения дисциплины «Экономика общественного сектора» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных компетенций (ОК):
- стремление работать на благо общества (ОК-1);
- умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического выбора (ОК-9);
б) профессиональных компетенций (ПК):
- разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-12);
- владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);
В результате освоения дисциплины «Экономика общественного сектора» обучающийся должен:
Знать:
1. современные тенденции развития политических процессов в мире, мировой экономике и глобализации (ОК-1);
2. основные проблемы международной конкуренции (ОК-9);
Уметь:
1 структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);
2 вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу (ПК-12);
3 анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ПК-21);
Владеть:
1 навыками использования инструментов экономической политики (ПК-12);
2 современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-21).
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)
Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)
1 Институциональные основы общественного сектора
1.1 Сочетание рынка и государства в смешанной экономике. История формирования экономики общественного сектора
1.2 Структура, масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.
1.3. Распределение ресурсов в экономике общественного сектора. Провалы рынка и государства.
1.4 Институциональные формы организации общественного сектора.
2 Основы функционирования общественного сектора:
2.1 Общественные блага: понятие, свойства
2.2 Формирование спроса и предложения на общественные блага. Равновесие в общественном секторе.
2.3 Оптимальное распределение ресурсов и доходов, основные подходы к формированию бюджетной политики.
3 Теория общественного выбора
3.1 Общественный выбор в современной рыночной экономике. Механизм общественного выбора. Представительная демократия.
3.2 Политический деловой цикл
3.3 Современные методы анализа экономических предпосылок и последствий политических решений
4 Организация бюджетной системы
4.1 Основы организации бюджетной системы: принципы построения, структура доходов и расходов. Государственные внебюджетные фонды.
4.2 Дефицит государственного бюджета и методы его покрытия
4.3 Налоговый механизм. Эффективность и справедливость в налоговой системе. Избыточное налоговое бремя. Оптимальное налогообложение и налоговая политика.
5 Общественные расходы: структура и тенденции развития
5.1 Государственные расходы в РФ
5.2 Факторы роста общественных расходов, перемещение выгод и сферы действия программы общественных расходов. Искажающее действие государственных расходов.
5.3 Оценка эффективности общественных расходов
6 Бюджетный федерализм
6.1 Теоретические основы бюджетного федерализма
6.2 Управленческая децентрализация и экономический федерализм. Вертикальное и горизонтальное выравнивание
6.3 Модели бюджетного федерализма
Распределение часов по семестрам и видам занятий
Общая трудоемкость дисциплины «История и методология науки публичного управления» составляет 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе:
Семестр | Контактная работа с преподавателем | Самостоятельная работа | Вид промежут. аттестации | |||||||
Виды занятий | Итого | Выполнение курсовых заданий | Другие виды СРС | |||||||
№ | З.Е. | Лекци-онные | Практи-ческие (клини-ческие) | Лабора-торные | инди- виду- альные | КП (КР) | ККР (ГР, …) | |||
Заочная форма обучения | ||||||||||
- | - | - | экзамен (36) | |||||||
Итого | - | - | - | экзамен (36) |