Миграции трудовых ресурсов
На начало 2000 годов в мире насчитывалось более 45 млн. трудящихся-мигрантов, против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого из них приходится в среднем 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения (или населения, живущего за счет доходов от продажи своего труда за рубежом) превышает 150 млн. чел. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции 20% занятых в строительстве и около трети в автомобилестроении – иммигранты, в Бельгии половина всех горняков – иммигранты, в Швейцарии 40% строительных рабочих – граждане других стран.
В современной мировой экономике можно выделить пять направлений международной миграции рабочей силы:
1. Миграция из развивающихся стран в промышленной развитые страны;
2. Миграция в рамках развитых стран;
3. Миграция рабочей силы между развивающимися странами;
4. Миграция из стран с переходной экономикой развитые;
5. Миграция научных работников и высококвалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.
Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках Европейского Союза, где в декабре 1989г. была принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС», в которой говориться, что «каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественном порядком, общественной безопасностью и здоровьем; свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессии на основе принципов равноправия».
Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:
· повышается конкурентноспособность производимых в стране товаров за счет экономии на оплате труда иностранных рабочих;
· иностранные рабочие, предъявляя дополнительных спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства;
· при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая строно экономит на затратах на их образование и профессиональную подготовку;
· иностранные рабочие являются определенным амортизатором в случае кризиса или безработицы;
· иммигранты не обеспечиваются пенсиями, социальной помощью, не учитываются при реализации социальных программ.
Существуют наряду с этим и отрицательные моменты, в частности возникновение социальной напряженности, изменении рынка занятости, межнациональная неприязнь.
Для стран, экспортирующих рабочую силу среди преимуществ можно назвать:
· Дополнительный источник поступления валюты в страну;
· Снижение безработицы за счет отъезда избыточных трудовых ресурсов;
· Бесплатное обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам.
В то же время страны-экспортеры и с такими проблемами, как «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, что наносит определенный ущерб национальной экономике. Так, например, в начале 190-х годов отток квалифицированных кадров из СССР составил около 150 тыс. человек.
Международная интеграция
В результате процесса срастания экономик стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких взаимных и устойчивых торгово-экономических связей формируется международная экономическая интеграция, чему способствует географическое положение стран.
В конце ХХ в. на основе такой экономической взаимосвязанности и географической близости возник ряд интеграционных региональных группировок. Среди них особенно выделяются Европейское сообщества (ЕС), охватывающее большинство государств Западной Европы, т.е. практически целый регион мира с населением около 400 млн. человек. На его территории создано единое экономическое пространство без внутренних границ для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и населения. Входящие в него страны заключили договоры о политическом и валютно-финансовом союзах, в них ввелась единая валюта - ЕВРО. Такое объединение дает значительный эффект, благодаря устранению таможенных, производственных и других ранее существовавших барьеров в хозяйственных связях разных стран.
Другая региональная интеграционная группировка сложилась в Северной Америке в составе США, Канады, Мексики. Она получила название НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) и объединяет также около 400 млн. человек. В отличие от ЕС, оно не имеет единой валюты, но проводит мероприятия по свободному перемещению товаров, капиталов и услуг, ограничивая лишь переезд населения из Мексики в США и Канаду. У них остаются и разные направления внешней политики.
В развивающихся странах также возникли региональные интеграционные группировки, однако экономическая деятельность охватывает далеко не все станы тех или иных регионов (МЕРКОСУР, АСЕАН и др.
Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) имеет только консультативный статус для более 20 государств. В этой организации пока сложилась лишь общие правила ведения торговли и финансовой деятельности.