Показатели качества продукции
Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении (эксплуатации) используются показатели качества.
Классификационные показатели характеризуют «принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП)»[2]. Классификационные показатели используются на начальных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества эти показатели, как правило, не участвуют.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.
Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности, эстетичности[3].
Показатели функциональной пригодности характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Например, к ним относятся единичные показатели - грузоподъемность, вместимость, водонепроницаемость, комплексные - калорийность, производительность и т.д.
Показатели надежность продукции характеризуют ее способность сохранять во времени в установленных пределах значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортирования. Единичным показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости, восстанавливаемости.
Показатели энергомичности продукции характеризуют удобства и комфорт потребления продукции в производительных и бытовых процессах системы «человек-предмет-среда». В эту группу показателей входят подгруппы гигиенических, антропометрических, психологических и психофизических показателей.
Гигиенические показатели – это показатели качества продукции и элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность: уровень освещенности, вентилируемости, температуры, влажности, гигроскопичности, запыленности, шума, вибрации и т.д.
Антропометрические показатели – это показатели качества продукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. путем учета размеров, формы и массы человеческого тела.
Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека и предназначены для оценки эстетической ценности, степени соответствия продукции эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида. Художественная выразительность определяет способность продукции отражать в форме эстетические представления и нормы.
Рациональность формы определяет соответствие формы объективным условиям эксплуатации продукции, а также отражение в ней функционально- конструкторской сущности продукции.
Целостность композиции определяет гармоничное единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями.
Совершенство производственного исполнения и сохранность товарного вида продукции оказывают влияние на особенности эстетического восприятия формы продукции.
Каждая из рассмотренных подгрупп показателей эстетичности может быть охарактеризована одним комплексным показателем качества (эстетичности), который охватывает единичные показатели свойств, присущих каждой из этих подгрупп.
Ресурсосберегающие показателихарактеризуют свойства продукции, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов при ее создании и применении. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы технологичности и ресурсопотребления.
Показатели технологичности выражают особенности состава и структуры продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени для производства (добычи) продукции и/или ее потребления (эксплуатации).
Показатели ресурсопотребления характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению
Уровень развития интеллектуальных способностей - средне - хороший:большинство интеллектуальных операций развиты соответственно возрасту, некоторые хорошо(выше), отдельные слабо. Подросток способен обучаться по углубленным программам. Физиологические особенности: Отмечается слабый уровень абстрактного мышления: Алина оперирует только конкретными образами, в связи с чем, могут возникать трудности в освоении алгебры и физики, в целостном, глубинном восприятии знаний. В настоящий момент уровень интеллектуального развития не позволяет с легкостью воспринимать гимназический уровень знаний. Преобладает хорошее оптимистичное настроение (состояние типичное для подросткового возраста). Личные особенности:Способна сама принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях, имеет свое мнение, способна к сотрудничеству.Практична, не склонна витать в облаках, адекватна в восприятии проблем, выбирает реально достижимые цели.Хорошая адаптивность и гибкость поведения. Стремится к активному образу жизни, развлечениям.Потребность в общении выражена средне. Готова к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию. Не абсолютизирует собственный жизненный выбор как единственно верный. Поведение естественное, без излишней прямолинейности и панибратства в общении. Легко адаптируется в новых условиях, естественна и непринужденна в общении. Не склонна подчиняться групповым нормам, хотя и готова к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении. Для Алины характерен высокий уровень притязаний, озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывает потребность в похвале. Стремится к лидерству во всем, стремится получать только пятерки, хочет быть отличницей, проявляет высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, стремится к тому, чтобы ее достижения были замечены и оценены, готова заниматься общественной работой в классе, если это повышает ее статус в коллективе. В случае если не удается занять то положение, на которое она претендует, то может сформироваться скрытое агрессивное поведение (аутоагрессия). Поведение часто зависит от настроения, настроение от успешности. Подвижна, нетерпелива, чувствительна, ранима, часто испытывает беспокойство, подвержена резкой смене настроения(может быть нервной, капризной). Для Алины характерно стремление подчеркнуть свою индивидуальность, потенциальный лидер, принимающий решения.Стремится к избирательному общению, умеет выделять личные особенности окружающих людей.Уверена в своих силах, смотрит на мир реалистично, размышляет. Стремление быть правой во всем, с трудом признает свои ошибки, не любит менять решения.В работе ориентируется на суть проблемы, нацелена на победу, честолюбива.Алина мечтательна, с богатым воображением, полна надежд на будущее, но не всегда готова к действиям, нуждается в доброжелательном, скрытомруководстве. Оптимистично смотрит в будущее, стремится активно действовать, но вместе с тем, чувствует, что ее сдерживают в семье(возможна чрезмерная опека и контроль). Возможно появление замещающей или компенсирующей деятельности в противовес неудачам или не успешности в учебе(спорт, компьютер, хобби). Семья:нуждается в эмоциональных знаках внимания, одобрения, похвалы, признания достижений.Тяготеет к матери, находится под ее влиянием, зависима от руководства семьи(необходимо мягко воспитывать самостоятельность, поощрять проявление инициативы). Чувствует нехватку психологической теплоты дома, тяга к становлению под чье-то руководство, к зависимости от того, кто крепче стоит на ногах и уверенно занимает свою нишу в социуме.Если дома продолжать отношения «как с маленькой» - велика вероятность возникновения подросткового негативизма(необходимо уважительное отношение к личности ребенка). Проблемная зона: Склонна к недисциплинированности и неисполнительности, которые считает вполне приемлемой формой поведения, в случае замечаний по данному поводу может даже бравировать этим. Самоконтроль снижен, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Хочет быть не хуже других, но не всегда готовастараться, чтобы это реализовать.Прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для нее уровень успешности. Очень переживает, если что-то получается не так (возможны поведенческие и нервные срывы). Периодически не может сдерживать своих эмоций, характерны яркие внешние проявления (крик, слезы). Может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Характерна повышенная утомляемость, раздражительность, которая чаще проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении возможны аффективные вспышки по ничтожному поводу. Проявляется склонность к риску. Специальные способности (по структуре интеллекта) – проявляются к гуманитарным наукам (филология, журналистика, искусствоведение, литературоведение); общественным наукам (юриспруденция, политология, психология, история, философия, социология, культурология, социальная работа). Интересы(по убывающей) – языки, литература, искусство. Не исключены – история, спорт, сфера обслуживания. Общие рекомендации: учитывая физиологические особенности ребенка, уровень интеллектуального развития, эмоциональное состояние подростка, необходимо: - повысить уровень доверия ребенку, привлечь к ответственной самостоятельной деятельности, соответствующей возрасту подростка; -помочь подростку в стабилизации эмоционального состояния, повысить внимание к подростку, как к личности, его интересам, проблемам. |
Природоохранные показателикачества продукции характеризуют ее свойства, связанные с воздействием на человека и окружающую среду. Они объединяются в две группы показателей – безопасности и экологичности.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека при потреблении или эксплуатации, транспортировании, хранении и утилизации продукции.
Показатели экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающую среду при производстве, монтаже, потреблении и эксплуатации, а также при ее хранении и утилизации.
Подводя итог, отметим, что качество для потребителей определяется по формуле[4]:
Qc = f(Qp;Qstg;Qs)
Где Qc- качество для потребителя;
Qp- качество продукции;
Qstg – качество сопутствующих товаров им услуг;
Qs – качество сервисного обслуживания.
Важнейшим критерием, определяющим возможности функционирования и развития предприятия в условиях рыночной экономики, является конкурентоспособность продукции
Уровень развития интеллектуальных способностей - средне - хороший:большинство интеллектуальных операций развиты соответственно возрасту, некоторые хорошо(выше), отдельные слабо. Подросток способен обучаться по углубленным программам. Физиологические особенности: Отмечается слабый уровень абстрактного мышления: Алина оперирует только конкретными образами, в связи с чем, могут возникать трудности в освоении алгебры и физики, в целостном, глубинном восприятии знаний. В настоящий момент уровень интеллектуального развития не позволяет с легкостью воспринимать гимназический уровень знаний. Преобладает хорошее оптимистичное настроение (состояние типичное для подросткового возраста). Личные особенности:Способна сама принимать решения и действовать в игровых и бытовых ситуациях, имеет свое мнение, способна к сотрудничеству.Практична, не склонна витать в облаках, адекватна в восприятии проблем, выбирает реально достижимые цели.Хорошая адаптивность и гибкость поведения. Стремится к активному образу жизни, развлечениям.Потребность в общении выражена средне. Готова к освоению различных вариантов жизненного сценария, к саморазвитию. Не абсолютизирует собственный жизненный выбор как единственно верный. Поведение естественное, без излишней прямолинейности и панибратства в общении. Легко адаптируется в новых условиях, естественна и непринужденна в общении. Не склонна подчиняться групповым нормам, хотя и готова к сотрудничеству. Предпочитает оставаться при своем мнении. Для Алины характерен высокий уровень притязаний, озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Испытывает потребность в похвале. Стремится к лидерству во всем, стремится получать только пятерки, хочет быть отличницей, проявляет высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, стремится к тому, чтобы ее достижения были замечены и оценены, готова заниматься общественной работой в классе, если это повышает ее статус в коллективе. В случае если не удается занять то положение, на которое она претендует, то может сформироваться скрытое агрессивное поведение (аутоагрессия). Поведение часто зависит от настроения, настроение от успешности. Подвижна, нетерпелива, чувствительна, ранима, часто испытывает беспокойство, подвержена резкой смене настроения(может быть нервной, капризной). Для Алины характерно стремление подчеркнуть свою индивидуальность, потенциальный лидер, принимающий решения.Стремится к избирательному общению, умеет выделять личные особенности окружающих людей.Уверена в своих силах, смотрит на мир реалистично, размышляет. Стремление быть правой во всем, с трудом признает свои ошибки, не любит менять решения.В работе ориентируется на суть проблемы, нацелена на победу, честолюбива.Алина мечтательна, с богатым воображением, полна надежд на будущее, но не всегда готова к действиям, нуждается в доброжелательном, скрытомруководстве. Оптимистично смотрит в будущее, стремится активно действовать, но вместе с тем, чувствует, что ее сдерживают в семье(возможна чрезмерная опека и контроль). Возможно появление замещающей или компенсирующей деятельности в противовес неудачам или не успешности в учебе(спорт, компьютер, хобби). Семья:нуждается в эмоциональных знаках внимания, одобрения, похвалы, признания достижений.Тяготеет к матери, находится под ее влиянием, зависима от руководства семьи(необходимо мягко воспитывать самостоятельность, поощрять проявление инициативы). Чувствует нехватку психологической теплоты дома, тяга к становлению под чье-то руководство, к зависимости от того, кто крепче стоит на ногах и уверенно занимает свою нишу в социуме.Если дома продолжать отношения «как с маленькой» - велика вероятность возникновения подросткового негативизма(необходимо уважительное отношение к личности ребенка). Проблемная зона: Склонна к недисциплинированности и неисполнительности, которые считает вполне приемлемой формой поведения, в случае замечаний по данному поводу может даже бравировать этим. Самоконтроль снижен, поведение ситуативно, работа выполняется под настроение. Хочет быть не хуже других, но не всегда готовастараться, чтобы это реализовать.Прикладывает определенные усилия, чтобы сохранять приемлемый для нее уровень успешности. Очень переживает, если что-то получается не так (возможны поведенческие и нервные срывы). Периодически не может сдерживать своих эмоций, характерны яркие внешние проявления (крик, слезы). Может наговорить грубостей, а потом жалеть об этом. Характерна повышенная утомляемость, раздражительность, которая чаще проявляется при умственных занятиях и в обстановке соревнований, соперничества. При утомлении возможны аффективные вспышки по ничтожному поводу. Проявляется склонность к риску. Специальные способности (по структуре интеллекта) – проявляются к гуманитарным наукам (филология, журналистика, искусствоведение, литературоведение); общественным наукам (юриспруденция, политология, психология, история, философия, социология, культурология, социальная работа). Интересы(по убывающей) – языки, литература, искусство. Не исключены – история, спорт, сфера обслуживания. Общие рекомендации: учитывая физиологические особенности ребенка, уровень интеллектуального развития, эмоциональное состояние подростка, необходимо: - повысить уровень доверия ребенку, привлечь к ответственной самостоятельной деятельности, соответствующей возрасту подростка; -помочь подростку в стабилизации эмоционального состояния, повысить внимание к подростку, как к личности, его интересам, проблемам. |