Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наименование технического средства | Количество |
Сервер: IW- X633 | |
Компьютеры: Geg Popular, 1500 Mhgz, ОЗУ 256 Mb, HDD 40 Gb | |
Проектор: Sharp PG – A20XLCD 2000 Ansi | |
Сканер EPSON PerfectionV30 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина может читаться тремя модулями:
1. Общая экономическая теория.
2. Микроэкономика.
3. Макроэкономика.
При проведении лекционных занятий следует использовать мультимедийную технику для демонстрации схем, таблиц, графиков и формул, иллюстрации реальных экономических процессов.
Практические занятия рекомендуется проводить в классической форме. По всем темам предпочтительнее решать задачи и проводить анализ конкретных ситуаций, имеющих место в реальной экономике.
Особое внимание следует уделить темам, наиболее трудным для восприятия студентом: создание и распределение добавочной стоимости; формирование и использование валового внутреннего продукта и национального дохода ;экономическая политика государства.
Контроль уровня сформированности компетенций следует проводить на каждом занятии (рейтинг, устный опрос, решение задач) и в период промежуточной аттестации (итоговой по дисциплине).
Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе – самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студента (особенно заочной формы обучения) должна начинаться с ознакомлением программы курса и требованиям к результатам освоения дисциплины.
Подбор литературы целесообразно осуществлять исходя из списка рекомендованной литературы, фонда библиотеки по месту проживания и фонда ЭБС (электронных библиотечных систем), с которым МГЭИ имеет договор на обслуживание студентов института.
Изучение дисциплины следует проводить по следующим разделам:
1. Введение в экономическую теорию.
2. Микроэкономика.
3. Макроэкономика.
4. Мировая экономика.
Самоконтроль уровня усвоения фактического материала и соответствующих компетенций проводится после изучения каждого раздела дисциплины. Для проведения текущего контроля можно использовать вопросы, содержащиеся в учебниках в конце каждого раздела; тесты, содержащиеся в настоящей методической разработке, и задачи.
По наиболее трудно усвояемым темам дисциплины рекомендуется написание доклада и создание презентации.
При подготовке к итоговому контролю по дисциплине рекомендуется использовать вопросы для подготовки к экзамену.
На всех этапах самостоятельной работы обучающийся должен использовать статистические данные. Не менее 30% времени, отводимого на самостоятельную работу, целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой, в том числе периодической: российской и зарубежной.
Алгоритм самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Экономика»
Ознакомление с программой курса |
Подбор литературы |
Изучение разделов дисциплины |
Текущий контроль |
Недостаточный уровень владения компетенциями |
Достаточный уровень владения компетенциями |
Написание докладов, рефератов и т. д. по недостаточно освоенным темам |
Изучение иных источников информации |
Итоговый контроль по дисциплине |
КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ
№ п. п. | Наименование источника | Кол-во экз. | Кол-во студентов, одновременно изучающих дисциплину | К обесп. |
основная литература | ||||
Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум для бакалавров – М.:Изд.Юрайт,2011.- 596 с. | ||||
дополнительная литература | ||||
Липсиц И.В. Экономика: учебник –М.Издат.Инфра-М,2010.- 423 с. | ||||
Столяров В.И. Экономика: учебник – М.:Юнити,201.- 528 с. | ||||
Бардовский В.П. Экономика: учебник М.:Гардарики,2010- 296 с. | ||||
ИТОГО: | 1,84 |
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Матрица оценочных средств
Индекс компетенции | Цикл | Практика, НИР | ИГА | ||||||
Б.1 | Б.2. | Б.3. | |||||||
базовая | вариативная | базовая | вариативная | базовая | вариативная | ||||
ОК-1 | + | ||||||||
ОК-2 | + | ||||||||
ОК-3 | + | ||||||||
ОК-4 | + | ||||||||
ОК-5 | + | ||||||||
ОК-6 | |||||||||
ОК-7 | |||||||||
ОК-8 | |||||||||
ОК-9 | |||||||||
ОК-14 | + | ||||||||
ОК-15 | + | ||||||||
ПК-2 | |||||||||
ПК-3 | |||||||||
ПК-4 | |||||||||
ПК-5 | |||||||||
ПК-6 | |||||||||
ПК-10 | + | ||||||||
ПК-16 | |||||||||
ПК-18 | + | ||||||||
Виды аттестации | Формы аттестации | ||||||||
текущая | УО | + | |||||||
РЗ | + | ||||||||
промежуточная | Р | + | |||||||
Э | + | ||||||||
итоговая | ГЭ | ||||||||
ВКР |
УО – устный опрос; РЗ – решение задач; Р – рейтинг; Э – экзамен; ГЭ – государственный экзамен; ВРК – выпускная квалификационная работа
Типы контроля
При оценке уровня овладения компетенцией используются три типа контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроли.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: лекции и практическом занятии. На лекционных занятиях преподаватель должен предусмотреть время на устные вопросы по ранее освоенной теме.
На практических занятиях текущий контроль осуществляется путем оценки работы студента: результата решения практических задач и ответов на теоретические вопросы.
Вопросы по темам лекций
Тема 1.
1. Каковы функции экономической науки?
2. В чем проблема ограниченности благ?
3. Что такое альтернативные издержки?
4. Что является предметом экономической науки?
5. Дайте определение понятия экономического закона.
6. Какова роль экономического прогнозирования в развитии общества?
7. Какие потребности вы знаете?
Тема 2.
1.Назовите составные элементы собственности.
2. Дайте классификацию прав собственности.
3.Какие формы собственности вы знаете?
4.В чем сущность и содержание хозяйствования?
5.Что такое экономическая система?
6.Дайте характеристику различных форм хозяйствования.
7.Какие модели смешанной экономики вы знаете?
Тема 3.
1. Перечислите условия возникновения рынка.
2.Каковы функции рыночного механизма?
3. Что такое конкуренция?
4.Назовите факторы спроса.
5.Какие типы равновесия вы знаете?
6.Какова трактовка понятий «полезность» и «ценность» блага разными экономическими школами?
7. Назовите факторы предложения.
8. Какие виды эластичности спроса вы знаете?
Тема 4.
1.Какие фундаментальные категории теории потребительского поведения в рыночной экономике вы знаете?
2.В чем заключается принцип убывающей полезности?
3.Что такое кривая безразличия?
4.Какие факторы смещения уравнения бюджетной линии вы знаете?
5.Какова реакция потребителя на изменение дохода в зависимости от видов благ?
6.Что такое излишек потребителя?
Тема 5.
1.Что такое экономия от масштаба производства?
2.Какие виды издержек вы знаете?
3.В чем связь издержек с производственной функцией?
4.Какие пути минимизации издержек вы знаете?
5.Объясните экономическую природу прибыли.
6.В чем заключается правило максимизации прибыли?
7.Чем экономическая прибыль отличается от бухгалтерской?
8.Как рассчитывается средняя и предельная прибыль?
Тема 6.
1. Назовите признаки рынка совершенной конкуренции.
2. Что такое производственная функция?
3. В чем заключается эффект масштаба?
4. Сформулируйте закон убывающей предельной производительности.
5.Дайте характеристику несовершенной конкуренции.
6.В чем особенности кривой спроса на продукцию фирмы монополиста и кривой предельного дохода?
7.Как фирма-монополист может минимизировать убытки?
8. Что такое ценовая дискриминация?
9. В чем смысл антимонопольного регулирования?
10.Какова политика государства в отношении естественных монополий?
Тема 7.
1.Какие факторы производства вы знаете?
2.В чем заключается внутрифирменное планирование факторов производства?
3.Как рассчитывается спрос на факторы производства?
4.Что такое предельные альтернативные издержки предложения факторов производства?
5.Как формируется равновесие на конкурентном рынке факторов производства?
6. Какие особенности рынков факторов производства в современной экономике России вы знаете?
Тема 8.
1.Что такое процентная ставка?
2.Как рассчитывается уровень дохода на капитал?
3.Что такое рента?
4.Какие методы регулирования земельного рынка вы знаете?
5.Сформулируйте закон убывающей предельной производительности.
6.Как рассчитывается цена земли?
7.Что такое рабочая сила?
8.В чем смысл дисконтирования?
9.Какие методы регулирования земельного рынка вы знаете?
Тема 9.
1. Какие основные макроэкономические школы вы знаете?
2.Что такое амортизация?
3.Охарактеризуйте кругооборот благ и доходов в макроэкономике.
4.Чем валовый внутренний продукт отличается от валового национального продукта?
5.Что такое национальное богатство?
6.Дайте определение теневой экономики.
7. Каково место и роль государства в современной макроэкономике?
8.Как достигается макроэкономическое равновесие в модели AD-AS?
Тема 10
1.Какие функции дохода вы знаете?
2.Как рассчитывается средняя и предельная склонность к сбережению и потреблению?
3.Дайте определение инвестиций.
4.В чем заключается принцип акселерации?
5.Как связаны ожидаемая норма чистой прибыли и реальная ставка процента?
6.Чем инвестиции отличаются от сбережений?
7.В чем смысл «парадокса бережливости»?
8.Какие факторы формируют инвестиционный климат страны?
Тема 11
1.Что такое денежная масса?
2. Какие денежные агрегаты вы знаете?
3.Что такое фондовая биржа?
4.Какие ценные бумаги вы знаете?
5. Охарактеризуйте макроэкономическое равновесие и динамику на денежном рынке.
6.Какова роль Центрального Банка в регулировании денежного рынка?
7.Какие финансовые посредники работают на денежном рынке?
Тема 12
1.Дайте общую характеристику фаз экономического цикла.
2.Какие социально-экономические последствия инфляции вы знаете?
3.В чем смысл концепции полной занятости?
4.Как взаимосвязаны инфляция и безработица?
5.Что такое стагфляция?
6.Назовите известные вам экономические кризисы в истории России.
7.Сформулируйте закон Оукена.
8.Как измеряется инфляция?
9.В чем смысл кривой Филлипса?
10. Какие социально-экономические последствия безработицы и формы борьбы с нею вы знаете?
Тема 13
1.Какие принципы налогообложения вы знаете?
2.Что такое налоговый мультипликатор?
3.Дайте определение государственного долга.
4.Назовите известные вам способы покрытия бюджетного дефицита.
5.Объясните смысл кривой Лаффера.
6.Что такое лаги времени?
7.Какие инструменты фискальной политики вы знаете?
8.Что включает в себя государственная финансовая система?
9.Какие виды налогов вы знаете?
10. Охарактеризуйте общую систему налогообложения.
Тема 14
1.Дайте определение кредита и его функций.
2. Охарактеризуйте структуру банковской системы.
3.Какие операции коммерческих банков вы знаете?
4.Перечислите функции Центрального Банка РФ.
5.Какие основные инструменты монетарной политики вы знаете?
6.Как влияет на курс национальной валюты государство?
Тема 15
1.Какие современные концепции экономического развития вы знаете?
2.Что такое экономический рост?
3.Какие теории экономического роста вы знаете?
4. Что такое мировая экономика?
5. Назовите основные тенденции развития мировой экономики.
6.В каких глобализационных процессах участвует Россия?
7.Какие факторы сдерживают экономический рост?
8.Что такое конкурентоспособность страны?