Цель, задачи и структура курсовой работы

Методические указания

по выполнению комплексной курсовой работы

по дисциплинам «Экономика организации» и «Менеджмент»

для технических специальностей СПО

Пермь -2013


Рассмотрено на заседании ПЦК ОГСЭ ОДОБРЕНО научно-методическим советом КГАОУ СПО ПРК
«___» ________________20___ г. Протокол № __ от «__»_______20__г.
Председатель ПЦК ОГСЭ Зам. директора по НМР
_________________Наймушина О.С. __________________Шабалина В.Ю.
   

Методические рекомендации для студентов по выполнению комплексной курсовой работы по дисциплинам «Экономика организации» и «Менеджмент» для технических специальностей СПО

Составители:

Корнейчук П.В., зам. директора по УПР, преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории

Наймушина О.С., председатель ПЦК ОГСЭ, преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории

Рецензенты:

Внешние: Бушмелева М. преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории

Лубнина Е.И., преподаватель экономических дисциплин высшей квалификационной категории Пермского педагогического колледжа №1

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 2.1 Требования к содержанию курсовой работы 2.2 Требования к оформлению курсовой работы 3 ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ  
4 РАСЧЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ (В КОЛИЧЕСТВЕ N ШТУК)
5 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ЛОКАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
6 РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТА
7 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
8 ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ КОМПАНИИ
9 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тематика и краткое содержание курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематика и краткое содержание курсовой работы по дисциплине «Менеджмент»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задание на курсовую работу
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Титульный лист
ПРИЛОЖЕНИЕ 5Отзыв руководителя



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям: 210413 «Радиоаппаратостроение», 210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)», 210709 «Многоканальные телекоммуникационные системы», 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», 210723 «Сети связи и системы коммутации», 090303 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» базовой и углубленной подготовки.

В новых социально – экономических условиях актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, объективно оценивать результаты своей деятельности. Современному обществу требуются специалисты, обладающие последовательным, логическим мышлением, умеющие рационально организовывать свою деятельность во времени, способные самостоятельно приобретать знания по избранной специальности. Интеллектуальное развитие студентов, формирование на высоком уровне профессиональных компетенций и овладение навыками самообразования – приоритетные задачи педагогики, решить которые возможно путем приобщения студентов к самостоятельной работе, одним из видов которой является выполнение курсовой работы.

Курсовая работа занимает важное место в учебном процессе. Ее цель и главное назначение состоит в подготовке студентов к самостоятельному выполнению исследовательской работы, в овладении начальными навыками этой работы, в развитии их творческого потенциала. Отсюда основными задачами курсовой работы являются:

1) овладение первичными навыками ведения исследовательской работы; развитие творческих способностей индивидуально для каждого студента;

2) подготовка студента к выполнению дипломной работы, как начальной формы научно-исследовательской деятельности;

3) усвоение методов грамотного ведения, оформления и редактирования деловой переписки, а также выполнения практической аналитической работы: разработки бизнес-планов, заключений, справок и т.д.

Умение вести исследование – подбирать, анализировать, обобщать материал, системно излагать его научным стилем, обосновывать выводы, оформлять работу – является одной из общих компетенций выпускника СПО.

Среди других форм развития творческого потенциала студентов – рефераты, эссе, научные доклады на студенческой научной конференции и др., курсовые работы занимают ведущее место, уступая по завершённости требований лишь дипломной работе.

Студенты колледжа выполняют курсовую работу по дисциплинам «Экономика организации» и «Менеджмент» в течение 2 лет обучения. Вариант курсовой работы должен соответствовать экономическому разделу выпускной квалификационной работы, предусмотренной Государственными требованиями по специальностям. В ходе его выполнения осуществляется практическое применение полученных знаний в области экономики при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Методические указания включают в себя описание цели и задач курсовой работы, требования к ее содержанию и оформлению, порядок создания презентации и защиты, критерии оценки курсовой работы. Кроме того, на выбор студентам предложены различные методики и варианты для выполнения курсовой работы в зависимости от темы и цели будущего дипломного проекта (работы), а именно:

1. Расчет технологической себестоимости изделия.

2. Расчет экономических показателей и экономической целесообразности создания и внедрения локальной вычислительной сети.

3. Расчет экономической эффективности от внедрения организационно-технических мероприятий.

4. Расчет основных технико-экономических показателей от внедрения проекта (выполнения работ).

5. Расчет себестоимости организации рабочего места специалиста по оказанию различных видов услуг.

6. Обоснование экономической эффективности модернизации системы защиты персональных данных компании.

Отдельно представлены список литературы, который поможет студентам в выполнении курсовой работы, образец титульного листа, бланк задания, отзыва руководителя.

При выполнении курсовой работы студент должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский подход к рассматриваемой теме, показать умения рассчитывать технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия, определять экономическую эффективность от внедрения организационно-технических мероприятий, анализировать и выявлять резервы производственно-хозяйственной деятельности конкретного участка предприятия.

Содержание дисциплины ориентированно на подготовку студента к освоению профессиональных модулей и овладению следующими общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

уметь:

- находить и использовать современную информацию для технико-экономического обоснования деятельности организации;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- эффективно использовать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

-принципы обеспечения устойчивости объектов экономики;

- основы микро- и макроэкономики;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

- понятие и принципы управления персоналом в организациях различных форм собственности, основы организации малых коллективов;

- функции, виды и психологию менеджмента;

-законодательные и нормативные акты, регламентирующие трудовые правоотношения;

- формы и методы инструктирования и обучения сотрудников;

- организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников.

Методические указания дадут возможность студенту правильно и квалифицированно выполнить курсовую работу.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Цель курсовой работы – закрепление полученных теоретических знаний и умений по дисциплинам «Экономика организации» и «Менеджмент» и подготовка к выполнению экономического раздела дипломного проекта (работы).

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания по дисциплинам;

- развить навыки ведения самостоятельной работы и овладения методикой исследовательской деятельности;

- развить умение работать с экономической информацией;

- освоить современные методы организационного, правового и экономического анализа, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых решений;

- развить умения делать обобщения, выводы, определять направления и тенденции развития предмета исследования;

- развить навыки оформления письменных работ;

- развить навыки презентации результатов выполненных исследований и расчетов.

Курсовая работа по дисциплинам «Экономика организации» и «Менеджмент» носит практический характер и имеет следующую структуру:

- титульный лист;

- содержание;

- введение, в котором раскрывается актуальность и значение тем, формулируются цели и задачи работы;

- основная часть, которая состоит из четырех разделов:

В первом разделе содержатся теоретические основы дисциплины «Экономика организации».

Во втором разделе – теоретические основы по дисциплине «Менеджмент»

В третьем разделе – практическая часть, в которой представлена организационная структура управления организацией (по месту прохождения производственной практики) и дана ей характеристика с указанием преимуществ и недостатков.

В четвертом разделе – расчетная часть, которая представлена расчетами, по определенному варианту;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- список литературы (использованных источников);

- приложение.

ВВЕДЕНИЕ по объему не должно превышать 1,5 страницы печатного текста. Здесь необходимо обосновать актуальность и раскрыть сущность исследуемой проблемы, указать цель исследования, поставить задачи, необходимые для достижения цели, описать объект и предмет исследования, перечислить выбранные методы исследования, кратко раскрыть структуру курсовой работы.

Исходя из развития цели работы определяют задачи. Это обычно делают в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определять..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо делать тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.

В курсовой работе должны быть определены цели по каждой главе.

Объект исследования - это явление, на которое направлена исследовательская деятельность студента, он отвечает на вопрос: «Что изучено в данной работе?».

Предмет исследования - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Предмет изучения раскрывается в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ работы включает 4 главы, разбитые на параграфы. Названия глав и параграфов должны отражать их содержание и быть четко сформулированы. Не допускается повторение в названии глав темы курсовой работы, в названии параграфа — название главы, поскольку это свидетельствует о неполном обобщении изложенного материала.

Количество параграфов в главе не ограничено, однако параграф не должен быть меньше 2-З страниц. Если в главе один параграф, то он не выделяется.

Первая и вторая глава имеет теоретический характер. Здесь демонстрируется умение студента систематизировать существующие теоретические аспекты обозначенной темы, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы, аргументировать собственные позиции.

При изложении спорных вопросов необходимо приводить мнения различных авторов, в том числе в форме цитаты. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после проведения сравнения следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, однако в любом случае нужно выдвигать соответствующие аргументы. Объем первой и второй главы — по 8-12 страниц печатного текста.

Третья и четвертая глава является практической частью работы.

В третьей главе необходимо рассмотреть организацию (по месту прохождения производственной практики):

- история организации;

- виды оказываемых услуг или производимой продукции;

- организационная структура организации и ее характеристика,

- указать численность штата,

- преимущества и недостатки организационной структуры.

Объем четвертой главы — 8-12 страниц печатного текста.

В четвертой главе студент приводит конкретные расчеты на основе исходных данных с использованием существующих методик. Результаты расчетов рекомендуется отражать в форме таблиц, диаграмм и графиков с целью их обобщения и составления итогового вывода. Объем четвертой главы — 10-15 страниц печатного текста.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ курсовой работы суммируются выводы и предложения. Здесь возможны повторения, но они должны быть краткими и четкими, с цифровым подтверждением и со ссылками на те места основной части работы, которые подтверждают их обоснованность. Материал введения курсовой работы в заключение не помещают. По объему заключение не должно быть больше введения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) приводят в конце курсовой работы, после заключения. Он должен содержать не менее 20 источников, изученных автором, и быть оформлен в соответствии с ГОСТом (см. раздел 4 данных методических указаний).

В ПРИЛОЖЕНИЕ к работе выносят расчетные материалы (при объеме таблиц 1 страница и более); схемы процессов производства, управления и учета; методический материал; статистические данные; иллюстрации вспомогательного характера; а также материалы, использование которых в тексте работы нарушает логическую стройность изложения. Их цель - избежать излишней нагрузки текста различными аналитическими, расчетными, статистическими материалами, которые не несут основной смысловой нагрузки.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и иметь заголовок. Приложения помещают после списка использованных источников и учитываются в общем объеме работы.

Наши рекомендации