Для семинарского занятия

Государственный медицинский университет г. Семей

Методические рекомендации

для семинарского занятия

Специальность: общая медицина

Дисциплина: основы экономической теории

Кафедра истории Казахстана и СГД

Высшее базовое медицинское образование, курс 1

Темы №1-14

Составитель Хайралиев И.З.

доцент кафедры истории

Казахстана и политологии

-----------------

подпись

Семей 2007г.

1. Тема: Введение. Предмет и метод экономической теории.

2. Цель:Ознакомить с историей возникновения экономической теории, о ее роли в выработке научных представлений о будущей модели экономики. Научить, что экономическая теория изучает общие закономерности экономической организации общества, координацию выбора в различных хозяйственных системах, анализировать методы и функции экономической теории, оперировать основными экономическими понятиями, уяснить роль экономической теории в формировании современного экономического мышления, усвоить содержание главных вопросов экономической системы Что? Как? Для кого?

3. Задачи обучения:

Изучить историю возникновения экономической мысли, понятийный аппарат, методы научного анализа экономических процессов.

4. Основные вопросы темы:

1. Возникновение и развитие экономической мысли.

2. Предмет и метод экономической теории.

3. Экономические законы и категории.

4. Экономическая теория и экономическая политика.

5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы

6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:

Основная литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.

2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана

3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.

5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.

6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.

2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.

3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.

5. Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.

6. Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.

7. Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.

8. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.

9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.

5.Контрольные вопросы:

1. Что изучает экономическая теория?

2. Каковы основные этапы возникновения и развития экономической теории?

3. Каковы задачи и методы экономической теории?

4. Каковы основные разделы современной экономической науки?

5. Каковы функции экономической теории?

6. Каковы три основные вопросы экономической системы?

7. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой?

8. Каковы основные задачи экономической политики?

9. Что изучает микро- и макроэкономика?

10. Что представляют из себя экономические законы? Каковы их разновидности и каков их характер?

1. Тема:Общественное производство и его структура

2. Цель: Дать представление об решающей роли материальных факторов в жизни человеческого общества, характеризовать структуру общественного производства, сущность производственных отношений, изучить сущность и роль, специфику экономических институтов, собственность и предпринимательство, а также типы экономических систем и закономерности их развития.

3. Задачи обучения:

Изучить сущность и формы общественного производства, формы собственности, виды предпринимательства и типы экономических систем.

4. Основные вопросы темы:

1. Общественное производство, его факторы.

2.Производительные силы и производственные отношения.

3.Экономические институты: собственность и предпринимательство. Их сущность, роль и специфика.

4.Типы экономических систем и закономерности их развития.

5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы

6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:

Основная литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.

2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана

3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.

5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.

6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.

2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.

3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.

  1. Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
  2. Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
  3. Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.

9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.

7. Контрольные вопросы:

1. Каково значение производства для жизни общества?

2. Каковы простые моменты процесса труда?

3. Что такое производительные силы? Объясните.

4. Что такое производственные отношения? Объясните.

5. Каковы основные факторы производства?

6. Определите производительность и интенсивность труда.

7. Каковы виды собственности? В чем необходимость многообразия форм собственности?

8. Каковы преобразования отношений собственности в Республике Казахстан?

9. Виды и формы предпринимательства в Казахстане?

10. Какие приоритетные направления предпринимательства в Казахстане?

11. Каковы типы экономических систем и закономерности их развития?

12. В чем суть приватизации, цели и способы приватизации?

1. Тема: Формы общественного хозяйства. Товарное производство. Деньги.

2. Цель: Изучить основные формы общественного хозяйства и модели. Усвоить причины и условия возникновения, основные черты товарного производства, теорию товара и его свойств. Необходимо достаточно подробно и обстоятельно изучить вопрос о сущности и функциях денег, закона денежного обращения, эволюции форм денег, а также вопрос о становлении и укреплении национальной валюты в Республике Казахстан.

3. Задачи обучения:

Изучить сущность и формы товарного производства, происхождение, сущность, функции денег, о национальной валюте РК.

4. Основные вопросы темы:

1. Основные формы общественного хозяйства. Сущность товарного производства.

2. Товар и его свойства.

3. Сущность и функции денег. Эволюция форм денег.

4. Становление и укрепление национальной валюты в Республике Казахстан.

5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы.

6.Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:

Основная литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.

2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана

3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.

5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.

6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.

2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.

3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.

  1. Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
  2. Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
  3. Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.

9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.

7. Контрольные вопросы:

1. Каковы основные формы общественного хозяйства и модели?

2. Каковы основные особенности натурального хозяйства?

3. Каковы причины условия возникновения и основные черты товарного хозяйства?

4. Что такое товар и каковы его основные свойства?

5. В чем суть теории трудовой стоимости?

6. Определите сущность денег, его функции. Покажите эволюцию форм денег и определите содержание закона денежного обращения.

7. Покажите становление и укрепление национальной валюты в Республике Казахстан.

1. Тема:Рынок: виды, структура, модели.

2. Цель: изучить историю становления рыночной экономики, ее преимущества перед административно-командной экономикой, усвоить условия, принципы формирования, функции функционирования рыночной экономики, четко определить конкретные структуры, разновидности рынков, а также различные модели рыночной экономики, обратив особое внимание на казахстанскую модель рыночных преобразований.

3. Задачи обучения:

Изучить сущность и функции рынка. Модели рынка, преимущества и недостатки рынка, особенности рынка РК.

4. основные вопросы темы:

1. Виды рынков и их классификация.

2. Структура и инфраструктура рынка.

3. Модели рыночной экономики. Казахстанская модель рыночных преобразований.

5. Методы обучения и преподавания: работа проводится в малых группах, т.е. группа делится на две подгруппы, каждой из которых дается задание: по теме студентам предоставляются различные вопросы, на которые отвечают по очереди все члены подгрупп, приводя свои объяснения к сказанному. При этом одна подгруппа может задавать вопросы как тьютору, так и членам другой подгруппы.

6. Рекомендуемая литература: основная и дополнительная:

Основная литература:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Астана, 1997г.

2. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана

3. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2005г.

4. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана-Астана, 2006г.

5. Назарбаев Н.А.- Новый Казахстан в новом мире. Астана-28 февраля 2007г.

6. Экономическая теория. Учебник под ред. Видяпина В.И., А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, М., 2007г.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е. Основы экономической теории.М., 2000.

2. Мамедов О.Ю. Современная экономика- Ростов н/Дону. 1997г.

3. В.А. Медведев. Политическая экономия.М., 1990г.

4. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник.М., 1998.

  1. Видеап В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П. и др. Экономическая теория-М., 2007г.
  2. Камаев В.А. Основы экономической теории. М., 1997г.
  3. Экономическая теория Казахстана: учебное пособие. Алматы, 1998г. под ред. Берденева К.А., Коробкова Б.Т. и др.
  4. Спиридонов И.А. Мировая экономика. М., 2001г.

9. Басовский М.Е. Мировая экономика.М., 2001г.

7. Контрольные вопросы (обратная связь):

1. Каковы условия формирования, характерные черты рыночной экономики?

2. Каковы разновидности рынков и их классификация?

3. Каковы субъекты рыночного хозяйства?

4. Определите факторы взаимосвязей при формировании современного рыночного хозяйства.

5. Каковы преимущества и недостатки рынка?

6. Каковы модели рыночной экономики?

7. Какова инфраструктура рынка?

8. Какова казахстанская модель рыночных преобразований?

9. Каковы основные приоритетные направления экономической модернизации в Республики Казахстан (по Посланию Президента РК на 2007г.).

Наши рекомендации