Финансовая система: понятия, принципы построения, структура. Гос. бюджет и его структура. Формирование и использование госбюджета

Финансы и их функции.

Финансы- совокупность деловых отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения о стоимости нац. продукта; формирование и использование деловых фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

Финансы выполняют 3 основные функции:

1) Распределительная , т.е. через финансы распределяется созданный нац. продукт, формируются фонды денежных средств гос-ва, предприятий и населения.

2) Контрольная - через органы гос. власти общ-во может контролировать процесс создания и использования ден. средств.

3) Регулирующая – финансы явл. инструментом для гос. регулирования. Эта ф-ция может выполняться через гос. бюджет.

Финансовые системы страны включают: - финансы гос-ва

-финансы хоз. субъектов

- финансы населения

Финансы гос-ва состоят из: гос. бюджета, местных финансов (местные бюджеты + местные фонды спец. Назначения и финансы местных муниципальных предприятий), финансы гос. предприятий, специальные правительственные фонды.

Гос бюджет и его структура.

Гос. бюджет является главным фин-вым планом страны. Это перечень всех доходов и расходов гос-ва. В основе построения лежит ряд принципов: 1) принцип единства - в стране имеется один гос. бюджет, проводится единая эк-кая и фин-вая политика гос-ва 2) принцип полноты – имеется учет по каждой бюджетной статье всех затрат и поступлений 3) принцип реальности – в бюджете отражаются реальные расходы, доходы финансовых операций 4) принцип гласности – прав-во должно опубликовать бюджет через СМИ ,и публикуется отчет об использовании средств

Структура бюджета определяется гос. устройством. В одних гос-вах это бюджет прав-ва и местный. В других – центральный бюджет, метный и промежуточный. Организация работы гос. бюджета входит в ф-цию законодательных органов власти.

К основным группам расходов бюджеты можно отнести: расходы на формирование народного хоз-ва, расходы на соц. культурные мероприятия, расходы на гос. управление и обеспечение безопасности, расходы на нац. оборону, расходы на международную деятельность, расходы на обслуживание гос. долга.

Каждая группа долга состоит из конкретных видов затрат. Все расходы делятся на текущие и капитальные ( бюджетное развитие то, что связано с инвестициями)

Доходы бюджета, 3 источника: налоги, займы в форме гос. облигаций (у населения, предприятий, зарубежных фондов и инвесторов), эмиссия бумажных денег.

Источником доходов гос-ва мб доходы от продажи гос. собственности, золотовалютных резервов, различные штрафы, прибыль ЦБ.

Бюджетный дефицит и государственный долг

Сбалансированный бюджет предполагает, что расходы равны доходам. Но большинство стран имеет дефицит бюджета – это сумма, на которую расходы превышают доходы.

Причины:

• проведение крупных государственных программ по развитию экономики; Такой дефицит в будущем профицит.

• экономический спад ;

• милитаризация экономики (стихийные бедствия);

• рост уровня инфляции свехпредусмотренной величины;

• расширение трансфертных выплат, введение налогов;

место для графика

Необходимо различать:

• структурный дефицит;

• циклический дефицит

Структурный возникает при заданных уровнях государственных расходов, налогов и естественном УБ (при потенциальном возможном уровне ВНП).

Реальный дефицит – это который есть на самом деле (текущий).

Циклический дефицит – это разница между реальным дефицитом и структурным.

Способы регулирования бюджетного дефицита

Концепции:

1) Бюджет должен быть сбалансироваться ежегодно, но такой подход только увеличивает колебания экономического цикла;

2) Бюджет должен быть сбалансирован в период экономического цикла. Чтобы уменьшить последствия спада уменьшают налоги и повышают гос. расходы , следовательно сознательно повышают бюджетный дефицит;

В период следующего подъема правительство повышает налоги и снижает гос. расходы, чтобы добиться профицита бюджета и с помощью этого закрыть прошлый. Недостаток: может не хватить , т.к. подъем очень короток.

3) Функцион. финансов. Главным является не сбалансированность бюджета, а сбалансированная экономика, т.е. главная задача – достижение полной занятости, потенциально возможного объема производства. По мере стабилизации экономики будут повышаться доходы населения, следовательно, повышаться налоговые поступления. Дефицит может самоликвидироваться, такое может выдержать только экономики развитых стран.

Кроме того существуют пределы бюджетного дефицита. Финансовое положение страны считается, нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3- % от ВВП; 8-10 % от расходной части бюджета.

Государственный долг

Это общая накопленная сумма бюджетных дефицитов за определенный период.

Различают:

• внутренний;

• внешний;

Внутренний долг – задолженность правительство населению. Главной причиной может быть долгосрочное финансирование экономики, либо государственные займы. Займы могут быть:

• краткосрочные (1 год);

• среднесрочные (1-5 лет);

• долгосрочный (более 5 лет;

Наиболее обременительными являются краткосрочные, т.к. дата погашения займа наступает быстро, а %-ы очень высокие. Внутренний долг не очень опасен.

Многие эксперты считают, что рост внутреннего долго не может привести к банкротству государства (долг самому себе), кроме того у государства есть возможность профинансирования его за счет повышения налогов, печатания денег и рефинансирования.

Наши рекомендации