IV. Ход семинарского занятия

1. Вступительное слово преподавателя о своеобразии и последствиях педагогических конфликтов.

2. Фронтальный опрос студентов (см. вопросы для самоконтроля знаний) -10 – 15 минут.

3. Работа творческими группами по 3-4 человека (мозговой штурм):

А) Каждой группе дается по две конфликтных ситуации, которые они решали дома. Ставится задание выполнить анализ и предложить варианты решения ситуаций. На обсуждение каждой ситуации дается до трех минут. Через три минуты преподаватель сам назначает тех представителей, которые будут давать анализ и защищать решения конфликтных ситуаций. Их ответы оцениваются по пятибальной системе.

Б) После выступления представителя творческой группы, его ответ дополняют члены его группы. За каждое существенное дополнение выставляется оценка.

В) Члены других рабочих групп задают вопросы, на которые должны ответить представители защищающейся группы. Того, кто будет отвечать определяет преподаватель. За интересные вопросы и ответы на них выставляются дополнительные баллы.

Г) Члены других групп высказывают свои версии анализа и решения рассматриваемой ситуации (если они отличаются от обсуждаемой). За оригинальные версии и дополнения выставляются поощрительные баллы.

Д) После защиты первой группы выступает представитель второй группы с анализом и решением той ситуации, над которой работала его группа. Этого представителя также определяет преподаватель. Процедура повторяется до полного решения всех ситуаций.

4. Подведение итогов семинарского занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Образец

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Разработка проекта центра медиации»

(Фандрайзинг)

Время – 16 часов.

Цель:Формирование умений разрабатывать проекты создания конфликтологических центров, обществ, служб для оказания психологических услуг организациям и населению города.

Дидактическое обеспечение:

1. Образцы документации по разработке социальных проектов (количество пакетов по числу творческих групп).

2. Методические рекомендации по фандрайзингу А. Гонорской (по количеству участников).

I. Задание на самоподготовку

1 Ознакомиться с научной и научно-методической литературой по фандрайзингу и изучите приложение 1.

2. Определить цель проекта и его название.

3. Определить фокус группы (субъекты, которые будут охвачены проектом, т.е. задействованы в нем как организаторы и те, с кем будет проводиться работа: обучающая, медиационная, формирующая, коррекцион-ная, развивающая и др.).

4. Сформулировать задачи проекта.

5. Определить основные этапы осуществления проекта.

6. Определить профессиональный состав исполнителей проекта.

7. Обосновать материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение проекта.

8. Определить содержание деятельности городского медиационного (конфликтологического) центра.

9. Разработать содержание этапов воплощения проекта.

10. Обосновать перспективы развития медиационного цента на основе самофинансирования после завершения проекта.

II. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое медиация?

2. В чем сущность метода проектов?

3. Что такое фандрайзинг?

4. Что такое фокусная группа?

5. Из каких основных этапов состоит разработка проекта?

III. Презентация и защита проектов

1. Представитель каждой инициативной группы презентует (с использованием мультимедийной техники) свой проект.

2. Члены экспертной комиссии задают вопросы и выражают свое мнение по жизнеспособности проекта.

Членами экспертной группы выбираются студенты выпускного курса, преподаватели, специалисты (или члены других творческих групп). Используются следующие роли:

1) директор ЦСССМ;

2) представитель ГГА по социальным вопросам;

3) заведующий ГУОН;

4) экономист;

5) представитель донорской организации, финансирующий проект;

6) представители ГГА по вопросам здравоохранения;

7) заведующий санэпидемстанцией;

8) председатель городского научного общества психологов;

9) директор центра прикладной психологии;

10) представитель налоговой службы;

11) юрист;

12) эксперт – специалист по конфликтологии от кафедры психологии университета (или лаборатории прикладной конфликтологии НИИ Психологии).

3. Принятие решения о жизнеспособности проекта, оценка деятельности членов творческих групп. Определение лучшего проекта.

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНТИ, 1999. – 552 с.

2. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах. – М., Изд-во «Проспект», 2006.- 210 с.

3. Гонорская А. Фандрайзинг. – К., 2003. – 96 с.

4. Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб., 2003. - 464 с.

5. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. – К., 2003. – 346 с.

6. Шамарин А.Ф. Метод проектов.- Ростов-на-Дону: РГУ, 1999 .- 124 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Общие положения программы тренинга

Программа тренинга самоактуализации рассчитана на 16 часов. Она базируется на трех блоках, имеющих строго определенные, но взаимосвязанные друг с другом задачи.

Первый блок направлен на осознание участниками тренинга своего «Я» (чувств, отношений, позиций, потребностей, установок, мотивов поведения и др.). Особое значение в осознании своего «Я» играет определение своего социокультурного «Я». Комплекс упражнений, входящий в данный блок, позволит каждому: понять и принять себя, выявить внутренние противоречия, избавиться от деструктивных психологических защит, затрудняющих личностную динамику, раскрыть возможности для личностного роста, интерриоризации культурных эталонов общества.

На рассматриваемом этапе решаются также задачи знакомства членов группы друг с другом и создания такого микроклимата в Т-группе, при котором она стала бы субъектом - фасилитатором для всех ее участников.

Задачей второго блока является формирование чувства «Мы», сопричастности к социуму, осознания своей ответственности перед ним и своей значимости для него, а также понимания того, что самоактуализация и личностный рост предполагает и изменение характера взаимодействия с миром (прежде всего с близкими, значимыми людьми). Входящий в него комплекс упражнений обеспечивает сплочение членов группы, способствует развитию у них эмпатии и рефлексии. Основу этого блока составляет психодрама, построенная на основе метода «катастроф».

Третий блок включает в себя группу упражнений, которые дают возможность участникам приобрести способности к анализу и решению личностных проблем, частично или полностью избавиться от травмирующего опыта, освоить технологии саморазвития. Он предполагает коллективное творчество участников по проектированию направлений, программ и инструментария саморазвития. Кроме того, комплекс упражнений данного блока имеет психотерапевтическую направленность.

В программу включен сервисный блок по психологической профилактике стрессов. Эти упражнения могут быть использованы как до, так и после сложных групповых занятий и в их середине.

Деление программы на блоки носит несколько условный характер, так как не существует четких границ между ними. Каждый из указанных блоков содержит некоторые упражнения из других. Это обусловлено реализацией принципа системности в построении цикла занятий тренинга, движением от простого к сложному, постепенному формированию потребности и навыков анализа и обеспечения личностной динамики. Кроме того, большая часть упражнений и игр имеет многоцелевое предназначение.

Тренер может вносить изменения в содержание и последовательность упражнений в зависимости от особенностей группы, индивидуальных проблем, результативности каждого дня занятий, настроя группы и многих других факторов.

Оптимальный размер группы от 15 до 25 человек. Чем больше число группы, тем меньшее количество упражнений за отведенное время может быть выполнено. В этой связи число упражнений за одно занятие может быть увеличено или сокращено. Продолжительность одного занятия может быть спланировано от двух до шести часов. Занятия продолжительностью менее двух часов малоэффективны. Не желательно также и перегружать участников длительными занятиями. Оптимальное время на проведение каждого занятия для детей два часа, для взрослых 3 – 4 часа. Тренинг самоактуализации желательно проводить не реже двух раз в неделю. Но и ежедневные занятия малоэффективны, так как членам группы необходимо время на осмысление аналитических упражнений.

Материальное и дидактическое оснащение тренинга:

1) кресла (или удобные стулья) - по числу участников тренинга и стол;

2) флип-чарт (или доска);

3) магнитофон;

4) фломастеры или маркеры – 3 набора (по 4 - 7 цветов);

5) цветные карандаши – 2 набора;

6) бумага белая, формат А - 4 – 45 листов;

7) стикеры разноцветные – 1 пачка;

8) набор цветной бумаги;

9) ножницы – 3 шт;

10) клей ПВА – тюбик;

11) ручки шариковые – по числу участников;

12) скотч – 1 шт.;

13) ватман А - 4 – 6 листов;

14) бейджики – по числу участников;

15) запись релаксационной музыки (Г. Азовцевой).

Правила работы Т-группы:

1. ПРАВИЛО ДОБРОВОЛЬНОСТИ.

В тренинге участвуют только тот, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. ПРАВИЛО РАВЕНСТВА.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «Ты» и по имени.

3. ПРАВИЛО «ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ».

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. ПРАВИЛО ПЕРСОНИФИКАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. ПРАВИЛО ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношения ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников тренинга, их мыслей и чувств. Ориентация членов Т-группы на взаимную поддержку.

6. ПРАВИЛО АКТИВНОСТИ.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться и отмалчиваться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. ПРАВИЛО «СТОП».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. ПРАВИЛО КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ (ПРАВИЛО «КУПЕ»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге, не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.Это правило может быть ужесточено, – когда даже члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной (личной) информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

СОДЕРЖАИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 «Я и мы»

Цели:1)знакомство членов группы; 2) актуализация целей жизни;

Наши рекомендации