Экономическая теория информации — теория поиска

И теории ожидаемой полезности имеющаяся у субъекта инфор-.Ш1М проявлялась в знании вероятности, с которой им будет полу 1 п.; та или иная полезность.

Другой способ трактовки неопределенности в основном неоклас­сическом течении экономической теории связан с трактовкой инфор­мации как самостоятельного блага, полезность которого состоит it уменьшении неопределенности19. Разумеется, в большинстве ситуа­ций реальной хозяйственной жизни это благо является ограничен­ным и платным, иными словами, экономическим. Соответствующий раздел экономической теории получил наименование экономичес­кой теории информации. Одним из пионеров здесь был экономист Чикагской школы нобелевский лауреат Джордж Стиглер, одноимен­ная статья которого вышла в 1961 г.20 Стиглер предполагает, что на рынке даже однородных товаров существует разброс цен. Поэтому поиск продавца с минимальной ценой может быть выгодным для по­купателя. Экономия от дополнительной «единицы поиска», т.е. до­полнительного опрошенного продавца, составит

Экономическая теория информации — теория поиска - student2.ru

где q — количество приобретаемого товара, р — минимальная цена, уменьшающаяся в ходе поиска, ий- число единиц поиска. Произ­водная берется по модулю, так как имеет отрицательный знак — с продолжением поиска предельная экономия уменьшается. Оптималь­ная продолжительность поиска определяется из равенства предель-! ной экономии предельным альтернативным издержкам поиска, ко-] торые, напротив, имеют тенденцию к росту:

Экономическая теория информации — теория поиска - student2.ru

где МС — предельные издержки поиска, a i — ставка процента, пс которую могли быть вложены средства, пошедшие на проведен!' поиска. Издержки поиска могут быть снижены с помощью рекламь дилерской сети, их снижает наличие корреляции между ценами разные периоды (опытный покупатель в данном случае имеет прв имущество). «Величина» или продолжительность поиска п обуслов лена прежде всего разбросом цен. Кроме того, она зависит от дол расходов наданный товар в потребительском бюджете, географичед кой протяженности рынка, доли на рынке новых и прежних продщ цов и покупателей.

Американский экономист Сидни Уинтер выдвинул против refl рии поиска следующее серьезное возражение: поскольку человек Ц

Экономическая теория информации — теория поиска - student2.ru 14 См.: Эрроу К Дж И нформация и экономическое поведение // Вомра сы экономики. 1995. № 5 С. 98.

20 См.: Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фир мы / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1995.

ptinee не знает размера будущей экономии и связанных с ее получе­нием предельных издержек, то для того, чтобы их вычислить, необ­ходимо провести предварительную процедуру поиска на шаг раньше основной. Поскольку этот аргумент можно применять бесконечно, теория Стиглера лишь формально решает проблему необходимой информации. На самом деле, отмечает Уинтер, рано или поздно при­дется отказаться от оптимизации и выбрать приблизительно удовле­творительный вариант. А раз так, то почему не сделать это раньше? Возражение Уинтера — типичный пример критики неоклассической теории представителями альтернативных направлений экономичес-i кой мысли {см. гл, 42).

Асимметрия информации

Теория поиска Стиглера рассматривает неопределенность лишь одного аспекта блага — его цены. Вне ее рамок осталась проблема не­определенности качества благ, по мнению Стиглера, более трудная с ■тчки зрения анализа21. Подход к этой проблеме был сделан в извест­ной работе Дж.Акерлофа «Рынок "лимонов"» (1970)22. Исходной иде­ей Акерлофа была неустранимая на некоторых рынках асимметрия информации о качестве блага между продавцом и покупателем. Эта 1'м |уация характерна, в частности, для рынка подержанных автомо-Ьилей, на котором продавец всегда обладает значительно большей ин­формацией о продаваемом товаре, чем покупатель. Покупатель не может отличить плохую машину (в Америке ее называют «лимоном») ш хорошей и поэтому склонен полагать, что все предлагаемые на вто­ричном рынке машины — «лимоны». Поэтому цены на этом рынке (>удут непропорционально (относительно качества) ниже цен новых ингомобилей, В этих условиях владельцам автомобилей хорошего ка­чества невыгодно продавать их на вторичном рынке, так что плохие ртомобили вытесняют с рынка хорошие. Поскольку величина спро-на таком рынке зависит не только от цены, но и от качества, то ролне возможен результат, когда она станет равной нулю и, таким рразом, рынок прекратит существование.

Аналогичные ситуации возникают в страховом деле, когда потен-пильный страхователь имеет информационное преимущество перед раховой компанией, например, лучше знает состояние своего здо-|>1!1>я. Поэтому среди людей, желающих застраховаться, преоблада-

1 Стиглер Дж. Указ. соч. С. 526-527.

Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыноч-|lii механизм//Thesis. Вып. 5. 1994. С. 91-104.

ют те, для которых риск страхового события непропорционально ise-l лик. Этот феномен называется «отбором худших» (adverse selection),! и страховые компании борются с ним, отказываясь продавать стра-| ховьте полисы людям определенного возраста.

Но злоключения страховых компаний на этом не заканчиваются.] Приобретя полис, застрахованный индивид начинает вести себя не­брежно, что увеличивает вероятность страхового события (например,! угона машины). Так, к отрицательному отбору добавляется «мораль-[ ный», или «субъективный», риск {moral hazard)21.

Большое развитие получила тема асимметрии информации в рам ках проблемы «принципал-агент». Представители новой институтi ональной экономики рассматривают здесь следствия из лучшей ни формированное™ управляющего фирмы по сравнению с ее соГк i венниками-акционерами (см. гл. 38).

Из предпосылки о неравенстве информации в настоящее вре\пг| вырастает большой новый пласт экономической теории.

Рекомендуемая литература

Нейман Дж.фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое м<>

ведение. М.: Наука, 1970. Гл. I. Льюс Р.Д., РайфаХ. Игры и решения: введение и критический об io|i.i

М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. Гл. 1, 2. Шумейкер П. Модель ожидаемой полезности: разновидности, пс

ходы, результаты, пределы возможностей //THESFS. 1994. Вь

5. С. 29-80. Фридмен М., Сэвидж Л. Анализ полезности при выборе среди

тернатив, предполагающих риск // Теория потребительского nij

ведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993. Стиглер Дж. Экономическая теория информации // Теория фиг

СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 507-529. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и ры^

ный механизм// THESIS. 1994. Вып. 5. С. 91-104. Эрроу К. Дж. Информация и экономическое поведение // Вощ

экономики. 1995. № 5. С. 98-107.

Экономическая теория информации — теория поиска - student2.ru 21 Проблемы страхования, связанные с асимметрией информации, ( впервые разработаны К.Дж. Эрроу (см.: Arrow K.J. Uncertainty and Me| Care//American Economic Review. 1963. Vol.53. P. 941-973, Акерлоф Дж.] соч. С. 95-97).

Наши рекомендации