Подбор и предварительное ознакомление с литературой по избранной теме
Подбирать литературу по курсовой работе следует самостоятельно сразу же после выбора темы. Студенту необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками. Не следует при этом забывать и планов семинарских занятий, в которых указана основная литература по соответствующим разделам курса.
Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обращаться к библиографическим указателям, наиболее полным указателем по экономической тематике является реферативный журнал ИНИОН РАН (серия «Экономика»). Работая с предметно-тематическим каталогом, следует просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и темы, близкие к избранной. При этом следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую сторону проблемы, так и действующую практику.
При написании курсовой работы следует изучить официальные издания, то есть те, которые публикуются от имени государства и его органов. Это материалы законодательного, нормативного или директивного характера. К ним относят тексты законов, постановления и распоряжения правительства; приказы и инструкции различных ведомств; государственные стандарты. Различают действующее и недействующее законодательство, причем последнее чаще всего используют при написании разделов работы, носящих исторический или правовой характер.
Также в процессе выполнения курсовой работы следует использовать научные издания, то есть издания, предназначенные для научной работы и содержащие теоретические, экспериментальные сведения об исследованиях. Они могут публиковаться в форме: монографий, научных статей в журналах или в научных сборниках; в материалах научных конференций.
Монография — научное издание в виде книги; в нем содержится всестороннее исследование какой-то крупной проблемы. Монографию может написать один или несколько авторов. Она достаточно трудна для восприятия, в ней обязательно присутствуют сложные термины, формулы, графики; она предназначена для специалистов, то есть тех, кто уже имеет базовые, фундаментальные знания по излагаемому вопросу.
Статья — научное изложение какого-либо вопроса, идеи или точки зрения в журнале, сборнике, обычно одного или нескольких авторов. Статьи всегда актуальны, лаконичны и не столь сложны для понимания, как монографии.
Материалы научных конференций — сборники тезисов, докладов, выступлений или сообщений ведущих ученых, научных работников, аспирантов по насущным вопросам и проблемам. По форме и содержанию они походят на статьи, но отличаются еще большей краткостью и сжатостью подачи сведений. Ценность этих изданий состоит в том, что они публикуются практически в то же время, когда проводятся конференции.
При написании теоретической части часто возникает необходимость использовать учебную литературу. Она подразделяется на:
— учебные издания (учебники, учебные пособия, тексты лекций), в которых содержится наиболее полное системное изложение дисциплины или какого-то ее раздела. Они доступны в восприятии, написаны понятным для студента языком;
— справочники, словари и энциклопедии — издания, содержащие краткие сведения научного или прикладного характера, не предназначенные для сплошного чтения. Их цель и польза — возможность быстрого получения самых общих представлений о предмете. Они не заменят учебников, пособий, но помогут достаточно скоро узнать главные сведения о неком явлении и предложат краткий список источников о нем же.
В процессе подбора литературы для курсовой работы можно разделить ее на три условные группы в зависимости от ее информативной ценности.
В первую группу входят книги, полностью соответствующие теме работы, которые требуют тщательного изучения и глубокой проработки. Вторая группа включает книги из близких по содержанию областей знания или другие издания, рассматривающие смежные проблемы. Их содержание изучается выборочно. К третьей группе относятся книги с информацией, имеющей опосредованное отношение к изучаемой теме. Студенту достаточно знать о существовании этих источников и самом общем их содержании, поэтому эти книги можно просто просмотреть.
При подготовке курсовой работы можно пользоваться специальной научной, научно-популярной, справочной, публицистической литературой, а также материалами, размещенными в глобальной сети Интернет. Это определяющий этап самостоятельной работы, он очень сложен и важен, так как самостоятельные суждения студента по изучаемой проблеме формируются именно здесь, в том числе в умении работать с научной литературой.
Студенту следует провести поиск по теме среди статей в научных журналах, например, в таких, как «Мировая экономика и международные отношения». Публикуемые в периодической печати статьи и сообщения содержат четко и профессионально скомпонованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики необходимо обратить внимание на последние события, используйте актуальные фактические данные и статистические обзоры.
Выбор статьи, относящейся к исследуемой теме, лучше производить по последним в году номерам, где приведен весь перечень статей, изданных за год. Если такая статья найдена, целесообразно сделать ее аннотацию, то есть краткое (в шести—десяти строках) изложение, выделив только самое существенное в статье.
Самостоятельная работа при подборе литературы не исключает консультации с руководителем, с которым должен быть согласован список подобранной литературы. У руководителя работы следует также проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источниками они включаются в список использованной литературы. Предварительное ознакомление с отобранной литературой необходимо для формирования полного представления о круге вопросов, охватываемых темой, и составления первого варианта плана курсовой работы.
При написании работы по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» обязательно использование источников на иностранных языках, в том числе периодики.
Особое внимание следует обратить на сбор информации из Интернет- источников. При включении их в список использованных источников следует помнить, что курсовая работа является научно-исследовательской работой студента, и при ее выполнении следует принимать во внимание только официальную информацию, аналитические обзоры специалистов соответствующей сферы, официальные статистические сводки международных организаций и государственных статистических органов. Не допускается ссылаться и тем более использовать в работе тексты новостных лет, интервью и частных суждений обывателей и неспециалистов.
Как уже было изложено ранее, источниками информации могут быть любые монографии, книги, официальные периодические издания, аналитические документы, законодательные акты, справочники. Количество таких источников, как электронные документы сети Интернет, не должно превышать 50% от общего числа использованных источников. Не допускается использование банков рефератов, контрольных и курсовых работ, а также других ресурсов, содержащих готовые работы. Научный руководитель имеетправо отказать в принятии такой работы.
В курсовой работе желательно использовать фактологический материал за последние пять лет. Использование данных, отражающих тенденции и явления более ранних периодов, должно быть обосновано темой работы, ее структурой и логикой изложения. Общее количество использованных источников должно составлять 20-25 единиц.
2.3 Составление первоначального и окончательного плана
После изучения основной и дополнительной литературы по конкретной теме наступает самый творческий этап процесса подготовки к курсовой работы — самостоятельное обдумывание материала. На этом этапе окончательно осваивается материал, информация приобретает форму знаний, а продолжение этого процесса приводит к вызреванию и формированию выводов. Если по какому-либо вопросу существуют различные точки зрения, вы должны выбрать наиболее приемлемую и аргументированно отстаивать ее при написании работы.
На основе предварительного ознакомления с литературой студенту необходимо тщательно продумать первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения.
При составлении плана рекомендуется определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных частях работы, определить последовательность вопросов, которые будут в них излагаться. Эти вопросы не указываются в основном ("официальном") плане. Они предназначены для так называемого рабочего варианта плана, по которому и пишется курсовая работа.
План курсовой работы отражает основные направления разрабатываемой темы. План работы должен отражать основную идею работы, раскрыть ее содержание и характер. В нем следует выделить наиболее актуальные вопросы темы. Составленный план студенту необходимо согласовать с научным руководителем курсовой работы. После того, как рабочий план согласован с руководителем, следует приступать к детальному изучению отобранной литературы.
Грамотная, эффективная самостоятельная работа над источниками несовместима с умственной ленью, недостаточной концентрацией внимания и пассивностью памяти. Наибольший эффект будет достигнут, если студент знает и соблюдать очередность изучения литературы и определенные приемы чтения книги статей. Существуют два метода работы над источниками: сплошное и выборочное.
Сплошное чтение обязательно для студента при изучении учебника, глав монографии или статьи, то есть того, что имеет учебное значение. Как правило, здесь требуется повторное чтение, для того чтобы понять написанное. При сплошном чтении нужно обращать внимание на комментарии, сноски, справочные материалы, формулы и графики, они предназначены для пояснений и помощи студента.
Метод выборочного чтения дополняет сплошное чтение; он применяется для поисков дополнительных, уточняющих необходимых сведений в словарях, энциклопедиях, иных справочных изданиях.
Для того чтобы каждый метод принес наибольший эффект, необходимо овладеть простейшими методами фиксации прочитываемого материала.
1. План — это краткое отражение излагаемых вопросов или проблем. Простой план состоит из перечня основных вопросов или тем, освещаемых книге. В сложном плане, кроме вопросов, приводятся подвопросы, отражающие менее существенные положения, подкрепляющие или уточняющие основные вопросы текста книги или статьи.
2. Тезисы — это основные положения научного труда, статьи или другого произведения, а, возможно, и устного выступления; они несут в себе больший объем информации, нежели план.
Простые тезисы лаконичны по форме; сложные — помимо главной авторской мысли содержат краткое ее обоснование и доказательства, придающие тезисам более весомый и убедительный характер. Тезисы прочитанного позволяют глубже раскрыть его содержание; обучаясь излагать суть прочитанного в тезисной форме, студент учится выделять из множества мыслей авторов самые главные и ценные и делать обобщения.
3. Конспект — это способ самостоятельно изложить содержание книги или статьи в логической последовательности.
Конспектируя какой-либо источник, надо стремиться к тому, чтобы уложить большой объем информации в несколько предложений. Основные требования к процессу конспектирования:
— в тексте конспекта желательно поместить не только выводы или положения, но и их аргументированные доказательства (факты, цифры, цитаты);
— начинать конспектирование полезнее после прочтения и осмысления книги или другого источника;
— писать конспект можно и по мере изучения произведения, например, если прорабатывается монография или несколько журнальных статей. Составляя тезисы или конспект, необходимо делать ссылки на страницы, с которых взято конспектируемое положение или факт, — это поможет сократить время в дальнейшем, если возникает потребность глубже разобраться с излагаемым вопросом, что-то уточнить или проставить источник;
— в процессе конспектирования возможно оставлять свободные поля: на них можно дописать упущенное, зафиксировать замечания или рекомендации преподавателя.
Итак, конспекты не предполагают простое копирование какой-либо части источника либо его полного текста, а подразумевают его осмысление. Все используемые материалы следует четко и строго оформлять, например, в списках литературы или постраничных ссылках в письменных работах. Поэтому необходимо выписывать выходные данные: точное и полное название документа; место, год и время (для газет — месяц, день) издания документа; издательство; номер документа, выпуска; учреждение, к которому относится документ.
Важное значение имеет систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане. Прочитав и законспектировав тот или иной источник, следует продумать вопрос о том, где (исходя из плана курсовой работы) могут быть использованы сведения. Подобная систематизация позволяет на основе практического анализа отобранного материала более глубоко и всесторонне рассмотреть основные вопросы темы.
При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с изучения законодательных материалов, учебников и учебных пособий. Затем можно перейти к монографиям. Заканчивать следует журнальными статьями и инструктивными материалами. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно накапливать и углублять знания, идти от простого к сложному, от общего к частному. Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор практического материала.
После того, как тщательно изучена и систематизирована собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы. Изменения в плане могут быть связаны с некоторой корректировкой самого направления работы, в необходимости которой автор убеждается после детального ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельный раздел, не оказалось достаточного материала, а по другим, наоборот, имеются свежие, предоставляющие теоретический и практический интерес данные.
В случае составление нового варианта плана после ознакомлении с литературными источниками, он также должен быть согласован с руководителем курсовой работы. Окончательный вариант плана курсовой работы должен быть дополнен графиком ее написания.